Перейти к содержимому

Последние статьи

Трансальп-клубы мира

Закладки

* * * * *

НемотоЭндуро.


Рассказ о моем участии в эндуро гонке на кайтах.
VAKE 2019
«Выбрали путь и ни разу с пути не сбились
Знали, что путь будет долог, тернист, извилист
Знали и шли. Все как один. Молились…»
Это не просто гонка. VAKE – VarangerArcticKiteEnduro заслуженно считается самой сложной кайтовой гонкой в мире. По продолжительности, степени риска, сложности – ей нет равных. А для меня -это часть жизни. Уже давно, с 2011 года.
Дистанция гонки составляет около 300 км и её маршрут проходит через весь полуостров Варангер (северная Норвегия) с севера на юг. Команды из двух человек в автономном режиме преодолевают его в меру своих сил и возможностей. На весь путь даётся пять дней, раньше было четыре, но не всем командам хватало времени и на финиш приходило менее половины стартовавших команд. Поскольку это крайний север, то температура в начале апреля может колебаться от +5 до -27°. Ну и ветер конечно тоже не отличается стабильностью - то штиль, то шторм и изменения могут происходить в считанные секунды. Для нас, равнинных кайтеров, главным страхом и сложностью является рельеф. Помню в 2011 году, когда я впервые принял участие в Гонке, как он меня поразил. Это было откровение. Сейчас, имея опыт езды по рельефу, уже проще, но все равно я отношусь к нему с большой осторожностью и уважением.
Изображение
В этот раз моим напарником по команде стал мой сын, чему я безмерно рад и горжусь этим фактом. Ведь любой отец мечтает, чтобы его сын продолжил его дело и разделил его увлечения. Леха пошёл на это с большой охотой и без какого-либо принуждения. На момент старта ему было 17 лет, что шло немного вразрез с правилами, где сказано про 18, но норвеги-организаторы не слишком принципиально к этому отнеслись и нашу команду допустили к старту, тем более, что на финиш Леха должен был прийти уже восемнадцатилетним (да-да, на второй день гонки у Алексея был день рождения) и у него за плечами уже был опыт двух супермарафонов ТОКЕ с полностью пройденной дистанцией.
Изображение
Россию на Чемпионате мира представляли семь команд:
Ghostbusters
Northern express
Russo turisto
Sky country
Midnighters
P&S
Spies
Мы приехали на Варангер на два дня раньше с тем, чтобы потренироваться в катании по рельефу и по возможности своими глазами осмотреть несколько сложных мест. По пути мы встретили ещё одну команду NorthernExpress, Эдик и Дима тоже решили приехать пораньше, чтобы раскататься. С ними ехала Павлина - девушка из Чехии, половинка женской, интернациональной команды P&S. На таможне нас осматривали формально и особо не приставали, а автобус Эдика вытрясли весь. Отняли всю контрабанду – три банки тушенки и килограмм бутербродов)). Пока трясли их автомобиль, Павлина разгуливала по таможне,забредая туда, куда смертным заходить нельзя и получала шиканья от таможенников. Как потом оказалось карманы её куртки были битком набиты контрабандой – молоком и сыром.
Изображение
Приехали в город Вадсе, где был чекпойнт КП16 и сразу кинулись переодеваться и кататься. После суточного перегона хочется спать, но погода отличная и нужна тренировка, потом выспимся, сейчас катать! Дуло прилично, 10-14 с нехилой поземкой и мы, чтобы не искушать судьбу травмами перед главным стартом сезона, взяли кайтики поменьше. На шторм у нас были заготовлены Ионы пятерки. Павлина взяла четверку, Эдик пятерку собственного производства, Дима пошёл на гоночной девятке Northfly.
Изображение
Изображение
Все вместе отлавировались до опасного каньона, через который предстояло отыскать безопасный проход. По карте там везде хорошо, а на деле - то обрывы, то лес. Первые километры по Варангеру как всегда принесли волну удовольствия, и не я один кайфовал - мы все пять радиостанций настроили на одну волну и моя рация прям светилась от принимаемых восторгов катающихся. Так вышло, что группа разделилась и Эдик с Димой пошли своим путём, а мы с Лехой своим. Павлинка поехала с нами. Сначала я был не в восторге от прироста группы, но как оказалось зря. Павлина катается на кайте очень технично и бесстрашно, впору у неё учиться. Покатавшись до вечера по равнинам, склонам, оврагам, камням и прочим прелестям Варангера, мы вернулись к машинам и поехали в дом.
Изображение
Благодаря Диме Бубновикову и щедрым норвежским жителям, у русских команд на несколько дней перед гонкой было бесплатное жилье, которое можно использовать для отдыха между тренировками. Это большой дом, в котором располагается деревенский клуб. В нем два больших зала, где много столов и стульев.Прекрасно оборудованная кухня, в которой имеется все необходимое. Чисто, тепло, светло. Идеальный вариант для русских команд – можно и комфортно отдохнуть между тренировками, и пообщаться с коллегами по предстоящим испытаниям.
Изображение
Изображение
Завалившись в уже знакомый дом (кто был на ВАКЕ, все его помнят), раскидали спальники по углам и приступили к отдыху – приготовлению еды и общению. Постепенно прибывали команды. Приехали финны –Pushing the limits, старый друг Янне, со своим новым напарником Петри. Финны рассказали грустную историю, как на границе Финляндии и Норвегии, где давно уже никого не останавливали и уж тем более не досматривали, конфисковали почти весь алкоголь и впаяли штраф 80 евро. Неприятно. Но загоняться по этому поводу не стали, Янне привёз коробку крабов, подарок от ещё одного старого друга - члена «вакефэмили», норвега Александра Линдберга. А у нас было пиво и вечер получился вкусный и приятный.
Изображение
Изображение
На следующий день у меня были планы покататься в другом не простом месте, в р-не точки КП18, Комагвайер. Свистело так, что казалось будто волны с моря вот-вот докатятся до дома. Но мы с Лехой все-равно собрались и поехали, как было намечено. Пока ехали эти 20 км по обледеневшей дороге вдоль моря, наш Дастер два раза сдувало с дороги сильными порывами ветра (без последствий, просто боком поюзили). Там где предполагалась тренировка, осмотрелись и приняли лёгкое решение не кататься – дуло 20+ и мы решили зря перед гонкой не рисковать. Если бы были на дистанции, то там конечно, а так риск велик и не оправдан.
Изображение
Вернулись в дом, погода хорошая, если не считать сильнейшего ветра и мы отправились в пешую прогулку по полуострову Эккерой. Там есть на что посмотреть. Немецкие укрепления с второй мировой. Порадовало, что на табличке с описанием объекта немцев называют оккупантами, а русских освободителями.
Изображение
Огромный птичий базар на отвесной скале с миллионом чаек впечатляет, я там не впервые, но все-равно раскрыл рот в восторге.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Дошли до конца полуострова и отправились обратно по другому берегу. Мало того, что обратно надо было шагать против штормового ветра, так ещё пришла огромная туча и принесла с собой густой снежный заряд. Это Варангер, детка!
Изображение
Когда добрались до дома, туча ушла и снова было солнце. А тем временем нагрянули архангелы – Руссо туристо, и дом загудел с новой силой. Вечером подтянулись Скайкантри с грустными историями про финско-норвежскую границу и очередной штраф контрабандистам. Утром Спайсы и Миднайтерсы. Всё, все русские в сборе - семь команд. Грузимся в предоставленные организаторами комфортабельные автобусы и нас везут на север Варангера в город Берлевог, откуда послезавтра будет старт.
Изображение
Этот день то и дело оглашался радостными воплями встречи друзей. «Вакефэмили» встречается после двухгодичный разлуки. Вечером ужин, брифинг.
Изображение
Изображение
Изображение
В спортзале русские традиционно занимают дальний правый угол и начинается неспешная подготовка саней, кайтов и прочего оборудования. Хорошее время, если бы не нарастающее внутри напряжение, стягивающее все внутренности в один тугой узел, который распустится сам собой только после старта, а пока терпим и стараемся не подавать виду. Следующий день целиком посвящён подготовке, сборам, предъявлению оборудования контролерам.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Тут выясняется один нюанс -оказывается лопат для снега должно быть две на команду и орги на это будут обращать особое внимание. У всех русских было по одной. Делать нечего, пошли по магазинам. Мы набрели на магазин игрушек и среди изобилия детских снежных лопаток, мне глянулась одна за 100 крон. Её и купили. Она конечно пригодна для копания снега, но у нас была лопата посерьезнее, так что фактически игрушка была приобретена для отвода глаз. И предположить тогда не мог, что эта самая игрушечная лопата спасёт нам гонку.
Изображение
Изображение
В тот же день произошло еще одно чудо. Подходит ко мне Макс Максимов из Скайкантри и интересуется, не нужен ли нам на гонку кайт восьмерка? А у нас как раз в этом месте в линейке провал, у Лехи после 12, сразу 5. Впоследствии Леха как раз на этой восьмерочке и прошел львиную долю дистанции. Чудо! По-другому не назвать.Полночи перед стартом не мог спать, ворочался с боку на бок и в конце концов, не дожидаясь будильника, проснулся.
Гонка.
День первый, стартовый.
Раньше, в стародавние времена, из города спортсменов увозили автобусом, затем снегоходом затягивали на плато, где и давали общий старт. А как-то оргов осенило, а пусть они сами в гору лезут! И вот уже третий год дают старт пешком, прямо из центра города. При большом (по меркам Норвегии) стечении народа дают отмашку, и кавалькада из людей и саней громыхает по улице в гору. По обочинам много детей с флагами разных стран. Когда видишь импортного ребенка с русским флагом, приятно аж до слез. В северной Норвегии к русским вообще в принципе отношение хорошее и это не вымуштрованная толерантность, а искреннее расположение, я ещё в прошлые разы это остро чувствовал.
Изображение
Изображение
Короче, бежим в гору. Ну как бежим, не быстро, потом идём, потом бредем, падаем, встаем, ползем. На вершине горы уклон все круче. Я придерживался тактики сбережения сил и поэтому пеший подъём не форсировал. О призах нам думать рановато, наша цель была дойти до финиша, на ВАКЕ это сложно и почётно, я за семь раз на финише был только трижды. В итоге к месту раскладки кайтов добираемся одни из последних и, как было указано на брифинге, идём в самый дальний правый край обозначенной площадки. Пришли последними, а уехали в середине. Мы быстро работаем с кайтами. Дуло 11-14 с хорошей, добротной поземкой. Взяли 10 и 8. Я по опыту знаю, что в этом месте свистит всегда больше и дальше точно подкиснет, но в этом году снега совсем мало и соответственно камней много, раз цель финиш, то мы лучше лишний раз поменяем кайты, чем повредим их или себя прям тут на старте. На наших глазах спортсмен, который пожадничал с размером, не смог совладать с кайтом и ему пришлось пойти на крайние меры – отстрел на страховку, который надолго выводит кайт из строя (все запутывается), а может и насовсем. Мы подняли кайты без заминок и ошибок. И началась лавировка между камней и оврагов. Я подметил, что спортсмены,с которыми мы рядом лавировались, толи не стараются, толи не умеют, в общем у них угол к ветру получался хуже чем у меня на кайте катательном и уже всякого повидавшем, т.е. находящимся не в лучшей кондиции. Начало непростое, бывало первые проблемы настигали уже на этих первых километрах. Видимость хорошая, но сильный ветер, обилие камней и других команд, здорово напрягали. Я поначалу не спускал глаз с Лехи, но он шёл очень уверенно и я постепенно успокоился.
Изображение
Изображение
Изображение
Долавировались до точки КП3 Рагувидда. Дальше надо пересекать здоровенный каньон, широко известный в узких кругах -Ландаллен. Его пересечь можно только в двух местах–сразу от точки вниз или в обход. Если сразу, то это короче, но там сильно круто, т.е. с кайтом и санями спускаться сложно, а подняться ещё сложнее. Хоть в этом году оказалось и проще, чем в предыдущие, все-равно некоторые команды получили там свою порцию приключений. Я посчитал за благо объехать по более простому пути с минимумом риска вляпаться в начале гонки. На объезде ветра было немного и мы с трудом домахались до места парковки кайтов. Следов других команд тоже не было, так что мы здесь шли первые, а возможно и единственные. Я отбросил мысли об ошибочности тактики и сосредоточился на гонке. При этом варианте прохода Ландаллена парковка перед крутым спуском обязательна. Складываем, спускаемся. Внизу, как ни странно, ветер дует и мы опять разматываем 8 и 10. Можно было и двенахи, но уже бывало у меня, что выбираешься на высоту и там сильным ветром размазывает по камням. Пока разматывали стропы, наверху нарисовались Скайкантри. Мы сегодня уже виделись с ними на лавировке, при таком ветре они ходят быстрее, но тогда у них случились проблемы с прицепом саней и они приотстали. Они вопреки инструкциям на брифинге не стали парковать кайты где было указано, но от ответственности уйти не удалось. Я не знаю каким чудом по крутому, извилистому, переметенному снегом и щедро усыпанному камнями каньону удалось спуститься Максу, но Серёга его фортель повторить не смог, его кайт упал и прилип к стенке того самого каньончика. Как позже мы узнали, Серёга в этот момент повредил колено, и полученная травма не позволила продолжить гонку уральской команде.
Изображение
Изображение
Мы посочувствовали Максу, подняли кайты и уехали. Подъём из каньона был в лавировку, т.е. не быстро. А ну и что, хоть не пешком и на том спасибо. Я никогда так легко из Ландаллена не выезжал. Летим на КП 4. Идём по хорошим и хорошо известным мне местам. С удивлением обнаруживаю себя на краю небольшого обрывчика. Странно, сколько раз тут ходил, всегда была только небольшая ямка. Опыт, наработанный в прошлогоднем походе по тундре, здорово помогал мне избегать таких мест. Ну ладно, нашёл как съехать, навел Леху по рации, едем дальше.
Изображение
На спуске от КП4 к КП5 догоняем собачек. Это команда Tana husky идёт по дистанции вне зачета. Мы поздоровались и полетели дальше.
Изображение
Дальше у КП5 обязательная уборка кайтов для прохода под ЛЭП. Свистело так, что пришлось кайт отстреливать на страховку. С высоты видим, как несколько команд уходят по дистанции медленно и на больших кайтах. Спускается и мы, точно, ветра нет. Пытаемся запустить восемнахи. Они взлетать взлетают, а потом ссыпаются вниз, наверху ветра нет. Пара попыток заканчивается на мелких, но цеплючих кустах. Кругом шныряют почти ручные лемминги, которые не боятся людей, я таких у же встречал в этих местах раньше.
Изображение
Отошли пешком метров 500 и, почуяв ветер, теперь уже успешно подняли восемнахи и погнали на КП6. Недалеко угнали. Через несколько километров ветер опять начал валять дурака и сдулся почти до нуля. Мы были на середине здоровенного подъёма, кайты, как по команде сверулись и запутавшись упали. На сколько хватало глаз было видно, что не у одних нас такое. На соседнем склоне так же полегли Руссо туристо и пару нерусей. Ну чтож, эта пауза как раз кстати, уже вечер, а у нас маковой росинки во рту не было и силы почти покинули. Надо срочно заряжаться. Чай с шоколадками придали сил и как раз что-то подуло, но настолько слабо, что туда куда нам надо (прямо наверх) идти не получалось, поэтому подъём был вдоль склона, полого и совсем не по курсу, но тем не менее высоту мы набирали, а это главное. Сейчас важно в гору заехать, а там подумаем что делать. Наверху еле-еле тянуло неустойчивыми дуновениями и так как в гору уже ехать не надо было, мы то и дело роняя кайты, шипя от досады, все же продвигались к точке. КП6 на вершине горы. Теперь спуск. А ветра совсем не стало. С последними дуновениями начинаем спуск. Проехав километр,кайты один за другим падают. До отбоя 45 минут, мы вымотались и пешка нас сейчас только вымотает, а преимущества не даст, спускаться не хочется, если утром будет штиль, то в низине шансов на ветер будет ещё меньше. Все, ставим палатку, ужинаем, спим. Тепло настолько, что я даже спальник не застегивал.
Изображение
День второй, праздничный.
Просыпаюсь по будильнику как обычно за два часа до начала движения. Настроение приподнятое, моему сыну сегодня 18 лет! А ещё, я шесть лет не был у него на дне рождения. Толкаю праздничную речь, типа, с днём рождения сын. Леха ограничился сонным кивком и на этом официальную часть закончили, приступив к угощению (привычные сублиматы, зато с праздничной свечкой).
Изображение
Изображение
Ветра нет. Спускаемся к дороге, преодолев километр за счёт силы тяжести. Я уже штилевал в этих местах и знаю как надо поступить. Разуваем тяжелые горнолыжные ботинки, надеваем лёгкие и удобные полиуретановые сапоги, и горланя над утренним Варангером что-то типа «а ну ка песню нам пропой весёлый ветер», затопали в сторону точки 7, Стерневанн, где было первое обитаемое КП, где надо отдыхать два часа. По дороге можно легко поддерживать скорость 5.5-7км/ч, а по тундре на лыжах 2-3.5км/ч и сил на лыжах тратится больше. Поэтому даже несмотря на то, что путь по дороге на три км стал длиннее (15 против 12), он все равно был выгоден. Пару раз прокатились с горы на своих санях. Ветер подул когда до Стерневанна оставалось 3 км. Не было смысла раскладываться, тем более, что ветер слабый и встречный и надо пройти несколько узкостей. Придя на КП, надеваем колпаки и празднично обедаем теми же сублиматами.
Изображение
Изображение
Через час прилетают Руссо туристо, Спайсы, Пээндэсы и Миднайтерсы. Небольшой, но все таки отрыв есть. Не теряя времени, секунда в секунду, уходим с КП. Вяло лавируемся в гору, путь до следующей точки надо проходить очень скурпулезно, чтобы не загреметь в каньон, которых тут в изобилии. Ветер гуляет градусов на 30°, и если не угадать с осцилляциями, то сменив галс, можно поехать обратно по своим следам. Положение усугубило пришедшее плотное облако, бескомпромиссно накрыв все от неба, до снега. Я только и услышал в рацию – пропадаешь… Надо поближе держаться, а то правда, как бы не потеряться.
Изображение
Изображение
Сложный был момент – наклон поверхности постоянно меняется, ветер гуляет и периодически стихает, не понятно где верх, где низ, начинает подташнивать. Приходят мысли, что кайтёров надо готовить как космонавтов. Через полчаса этого вертепа начинает появляться хоть какая-то видимость и позволяет ориентироваться в пространстве. А ветер меж тем обрёл устойчивое направление и потихоньку усиливается. Ух ты, уже и поземка. Лёгкого Леху начинает дозить на восемнахе. Спрашиваю по рации, говорит – терплю. Я беру пять минут на раздумья и решаю менять кайты на поменьше. Очень своевременное было решение. Взяв двенахи, мы полетели вдвое быстрее. Не доходя до точки 8, видим команду, которая ушла со Стерневанна за час до нас. Это французы, КрэзиДахусы, едут совсем не туда. Огибаем Маттавари и летим дальше. Обгоняем ещё две команды в честной лавировке. Нортфлаи волшебные кайты, я никогда так круто к ветру не ходил. Следующую точку сильно перенесли по сравнению с прошлыми годами и теперь прямой маршрут призывал сразу же спускаться в долину. Я знал, что ветра там не будет и пошёл по верхам, по старому маршруту. Да длиннее, но зато наверху и с ветром. Все получилось, как задумано, нам сегодня везёт. Но в долину все-равно спускаться надо. Там на удивление какой-то ветер был. С провалами, но был. Идём по курсу, остаётся 2 км, а КП не видно. Начинаются складки местности, кусты, косогоры. КП где-то здесь, а я его не вижу. По рации слышу, что Леха увидел палатку. Они в этом году все белые и неприметные. Полчаса лавируемся по косогорам и кустам с риском надеть кайт на куст и обеспечить себе развлекуху на час или два. Не понимаю, это я так ошибся или орги? Очень хочется выяснить. Но видя в таблице, что мы обогнали 4 команды, наше настроение поднялось и расхотелось что-то доказывать. Волонтеры на КП -старые знакомые –норвег Трульс, он тут всегда, сколько себя помню и финн Кейо, который раньше тоже гонялся, жил с нами в русском доме и откликается на кличку Финно туристо. Весёлые ребята, как только узнали про день рождения, тут же полезли в свои волонтерские закрома доставая разные вкусняшки. Мы угостились пивом и печеньками, поржали, поболтали и пришла пора нам отправляться дальше.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Легко и просто, с шутками смехом, преодолевая затяжной подъём, заезжаем на вершину горы. Там огибаем КП10 и идём на следующую точку. Между тем уже темнеет. Раньше это был один из лучших и безопасных участков, а сейчас экологические требования ужесточились и теперь маршрут гонки пролегает по краю заповедника, собирая максимальное количество препятствий. Ну, зато не скучно. Нортфлаи-восемнахи летят до последнего и если уж они с неба ссыпались, то ветра нет совсем. Попали в какую-то линзу, такой локальный штиль. Без саней на вымпельном ветре может и проскочили бы, но сани, сумерки, усталость. Полегли, стоим думаем что дальше делать, ещё 35 минут идти можно. Пешком совсем не хочется, на завтра хороший прогноз и то, что сейчас будем ползти час, завтра пролетим за 10 минут без траты сил. Пока думали про палатку, подуло. О! Мы снова в игре. Летим на КП11. Путь преграждает нехилый овраг. Я ставил оттяжную точку, где по карте казалось хорошо, но в реалии оказалось крутовато, да ещё и в темноте. Поехали вдоль оврага, нашли где безопасно. Взяли точку 11, курс на следующую. По курсу большой овраг с кустами и речкой. Аккуратно спускаюсь первый, подъезжаю к противоположной стене и натыкаюсь на вертикаль. Разворот и прочь отсюда, но ветра уже нет и кайт рушится. Спасибо, что не на кусты. Все, время к отбою, остаёмся здесь ночевать, утро вечера мудренее.
День третий, косячный.
Этот день мне напоминал осеннее небо – косяк за косяком. Было ощущение, что за вчерашний день мы исчерпали лимит удачи и сейчас расплачиваемся. Утром все хорошо, не проспали, ветер дует, видимость отличная. Берём двенашки и за пять минут до начала ходового времени стоим с кайтами в зените, в полной боеготовности.
Изображение
Минута в минуту начинаем движение вдоль оврага. Тут же находится проход, судя по обилию следов, весьма популярный. На выходе, на крутом подъеме, у Лехи отцепляется кайт и летит по ветру вверх по склону. Я этого момента не видел, видел только, как Леха за ним бежал. В гору с санями, на ускорении. Первая мысль была не что нам делать, а откуда у него столько прыти? Догнал, поймал, почти не запутался. Что произошло? Наши трапеции ночевали в предбаннике и утром были покрыты изморозью. Карабины тоже. И вот из-за изморози пальцы в карабинах подклинивали и у Лехи карабин не закрылся как надо. Ладно, проехали, погнали дальше. О, команда стоит. Пролетаем мимо них, парень с девушкой лихорадочно собирают палатку и параллельно раскладывают кайты. Видимо проспали, сони. Берём точку 12. На встречных курсах расходимся с Миднайтерсами. Они решили овраг не преодолевать, а обойти. Берём точку 13, после неё спуск довольно крутой, но не сложный и для нас чуть не ставший последним.
Я начал спуск. Один перепад, на втором решил оглянуться как там Леха, в это время запнулся лыжей и в ту же секунду налетает порыв, дёргает меня под ветер, я теряю равновесие и лечу под гору вниз головой, а потом кубарем. Странно, что лыжи не отстегнулись. Боль была такой, что у меня потемнело в глазах. Я был почти уверен, что травма серьёзная, но не торопился себе в этом признаться, не хотелось верить в это. Прооравшись и кое-как собрав волю в кулак, стал соображать, что делать дальше. В памяти проносились обрывки лекций и инструкций по первой помощи. Не трогать… Зафиксировать… и т.д. А я лежу на склоне вниз головой и кайт меня дёргает и подтаскивает к следующему перепаду, где точно лёжа не удержаться. Потихоньку начал самодиагностику. Шея, руки. Ага, верх работает, хорошо. Дальше. Правая нога, вроде порядок. Там, откуда шла основная боль, оставил на десерт. Сначала потрогал-похлопал по бедру рукой. Крови не видно, кости не торчат. Попытался шевелить ногой – боль аццкая во всех суставах, но вроде не усиливается. Встать пока не могу и все время контролирую кайт на земле. Минут через 10 встал и потихоньку поехал вниз. Болело сильно, но не усиливалось и я решил продолжать гонку пока смогу. Не знаю, что в тот момент испытывал Леха, в рацию я просто попросил его подождать и все. Все эти 15 минут ему ничего не оставалось делать кроме как самому удерживаться на склоне, наблюдать как я корчусь и ждать известий. Спустились в низину, а там ветра почти нет. Наверху показались кайты, две команды идут попятам, Миднайтерсы и ещё кто-то. Двенахи почти не тянут, решаем их менять на восемнахи. Ходить пешком оказалось больнее, чем на кайте. Болит бедро и ребро, наверное когда катился кубарем меня сложило пополам. На восемнахах сразу быстро полетели, это не потому, что мы такие молодцы, а потому, что ветер опять с поземкой. Потерпи мы 10 минут и не пришлось бы кайты менять. Под перепадиком с козырьком какая-то команда собирает пожитки, видимо кто-то не заметя опасности, сиганул с него и потерпел небольшой краш. Да это же наши конкуренты! Team Nore. Тоже отец с сыном, норвеги. Норы опытные, не первый раз на ВАКЕ, и не второй. Летим дальше, 14 точка, поворот среди камней, на 18хе уже дозит, но терпим и идём дальше. А дальше был ещё один косяк. Мой целиком и полностью. Сколько я просидел над картами, на тренировку сюда ездили, а прохода через лес и овраг я не нашёл и был уверен, что там обязательно надо спешиться и пройти три километра пешком через лес и овраг. Как назло никого кто бы мог указать путь в зоне видимости перед нами не было и я, согласно своему плану, даю команду на парковку и пешку. Как только пошли мимо нас полетели команды - Норы, Миднайтерсы, ещё кто-то. Провалиться мне на этом месте!!! Делать нечего, топаем через лес дальше. Как только вышли на полянку решили разложить кайты. Леха стартует первый и некорректно взлетевший кайт цепляется за куст. Бегу помогать. Есть. Летает. Взлетаю я и путаю концы планки!!!! И кайт поворачивает не туда куда мне надо! И тоже цепляется за кусты. На ровной площадке ничего подобного не было бы, проклятый Shit wood, буквально дерьмовый лес. Полчаса распутываю, ничего не выходит, в итоге собираю запутанный кайт, достаю десятку и мы наконец едем. До КП 16 Vadso считанные минуты. На таблице горе, опять внизу. Норам проигрываем час сорок. Подкатывают и все наши, Миднайтерсы, Пээндэсы, Руссо туристо, Спайсы. Настроение не очень, с Павлинкой жалуемся друг другу на полученные травмы и боли. Ну ладно, надо дальше идти. Перед нашим стартом в район КП прилетают Норы, ушедшие час назад, так, думаю, есть шанс погоняться. Смеемся с Лехой, мол потеряли наверное что-то. Ветер сильный, 10-12, уходим в гору на десятке и восьмёрке.
Изображение
Сначала по равнине между домов и опять сквозь лес. Потом крутой, изобилующий камнями подъём. Лавировка, тяги маленьких кайтов в гору не хватает, но менять тут негде. Все, забрались, дальше подъём будет положе и белее. И тут моя рация говорит – восемнахи нет. На Трансонеге слышал подобную фразу и сейчас даже не удивился. Опять выпала у Лехи из саней. Разворачиваемся и едем искать. Спускается до самого низа. Разминулись с Миднайтерсами, серьёзные ползут в гору. Доехали до леса, я его опять туда-обратно проехал, дальше только КП. Тут Леха припоминает, что после леса кайт в санях был. Хорошо, едем опять в гору и скоро Леха находит свой кайт. Лавируемся на точку 17 Фалькефелль рядом с Пээндэсами. От отрыва не осталось и следа.
Изображение
Огибаем Фальке, ну все, можно на какое-то время расслабиться под пологий и ровный спуск в галфинд. Привычно оглядываюсь на Леху, он рядом, а в голове огромным красным огнём заполыхала красная лампа – аларм, ахтунг, тревога!!! Что такое? Оглядываюсь ещё раз и вижу, что передняя стойка саней сломана и платформа от лыжи живёт своей жизнью, вот-вот сломается задняя стойка. Все, стоп, надо что-то делать. Стоим на самой высоте, где максимальный ветродуй. Разгрузили сани, поставили на бок, чешем каски, что же делать. Мыслей мало. Случай сложный, стойка лопнула как раз над косынками и просто так скотчем не замотаешь.
Изображение
Изображение
Мимо пролетают девки, наверное рады обогнать ещё одну команду. От досады мысли зашевелились, вставить бы чего-нибудь, нечего вставить. Наложить. Хм. И тут взгляд мой падает на ту самую детскую лопатку с алюминиевой ручкой. Эврика! В руке тут же появляется мультитул (слава богу, после случая в шестнадцатом году, немецкий) и я пилю на нужные куски ручку лопаты. Низ пришиваю старой стропой, верх заматываю изолентой и скотчем. И того и того мало, приходится скотч рвать ещё и вдоль, чтобы побольше намотать. Все! Готово! Можем ехать.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Больные санки максимально разгружаем и рвем когти по дистанции. Дальше были самые неприятные и опасные места, мы их прошли супер замечательно, без ошибок. Точка 18 Комагваер. Тут кайты паркуем, складываем, переходим дорогу и ЛЭП. За дорогой снова можно на кайтах. Пока разматываемся останавливается автодом с пожилыми шведами, поболтали, они нам пожелали удачи и укатили. Останавливается следующая тачка, вылезает главный организатор Ойвинд и идёт к нам. Ну, думаю, сейчас начнёт нудеть, что мы не там кайты раскладываем, а он ничего, спросил как дела, сфоткал и уехал. Перед стартом я оглянулся и увидел прибывающие на точку кайты, я подумал было, что это Руссо туристо, но приглядевшись опознали Пээндэсов. О как! Где же они так провалились? Мы же им час отдали. Несколько километров вдоль моря, это красота, прям кайф. Потом переходим дорогу по сухому асфальту и едем дальше. Не доходя до точки километра два, Леха задумался и полез в гору куда не надо было лезть. Пока доставали его оттуда, ветер сдулся и мы полчаса бегали вокруг кайтов с бубнами. Наконец поехали. P&S опять наступают на пятки. У ЛЭП паркуемся, переходим и снова распаковываем кайты. Еле дует метра 2-3, берём восемнахи. Темнеет, сразу активируем все фонари и мигалки, стартуем. Как назло сразу начинается мощный снегопад и я на первом же километре падаю с двухметрового козырька. Сани на меня. Кричу в рацию что-то невразумительное типа стоять. Яма длиной метров 50, обходится и справа и слева, а я её нашёл прямо по центру. Снегопад тут же закончился. Сани целы, все цело, выбираюсь из ямы и едем дальше. Это был последний косяк на сегодня. Мыслей о скором финише нет. Осталось час сорок, а нам ещё три точки брать надо, ветер еле теплится. Да ещё град ледяной зарядил, маску не одеть в темноте. Минута за минутой, галс за галсом мы приближаемся к финишу. Говорю в рацию – до финиша 10 км. Леха аж подпрыгнул от радости. Ни мне, ни ему не хотелось ставить палатку перед самым финишем. В общем старались. На предпоследней точке закисон, процарапались на соплях, но кайты не уронили, а дальше перевальчик и море, там всегда сильнее дует. Уверенность в сегодняшнем финише крепла с каждой секундой. Поднявшись на гору я буквально онемел от открывшегося вида. Вардо, город на острове, он и днём впечатляет, а ночью просто поражает. Как огромный корабль.
Мы финишировали на третий день за 15 минут до закрытия ходового дня, как на ТОКЕ, один в один. Не специально, чесслово, карма у нас такая, пощекотать нервы себе и другим. На этот раз мы 18 из 32 стартовавших и 3 из 7 русских команд. Чемпионат Мира однако! Финишная команда приняла нас в свои объятия. Крабами, как в шестнадцатом не угощали, но мы не в обиде. Эмоции переполняли, мы на финише самой сложной гонки в мире, главный старт сезона удался! Нас отвезли на машине в дом, где собирались все финишеры. Там было весело, настроение у всех приподнятое.
Изображение
Но по-настоящему этот дом загудел на следующий день, когда финишировали остальные русские команды. В воздухе висел весёлый гам из смеси русского, английского, чешского, норвежского и финского языков, в этот вечер не было языковых барьеров, зато было веселье, (искреннее, не вымученное) и танцы.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
ИзображениеИзображение
Изображение
Утром мы покатались на кайтах в свое удовольствие без саней.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Днём ездили в Вардо погулять и побывали в музее ведьм. Звучит интригующе, но на самом деле это впечатляющее сооружение представляет собой галерею, где просто перечислены все погубленные на огне души.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
На следующий день всех автобусами отвезли в Вадсо, где стояли наши машины и где нас ждал очень милый отель Скандик. Наконец-то можно было принять душ. Потом брифинг по итогам гонки, где можно предлагать всякие предложения для улучшения. Награждение у отеля и общее фото у подиума.Изображение

Потом традиционнейшая баня –Сирккагарден. Где очередной раз смываются национальности и языковые барьеры.

Изображение
После бани вкуснейший ужин и торжественное вручение дипломов, где каждый может сказать слово со сцены. Когда стоишь на той сцене и сто человек совершенно искренне поют happy birthday, то испытываешь такую гамму чувств, что сложно передать словами. Ещё сложнее представить, что при этом испытывал именинник. Я уверен, что такое восемнадцатилетие Леха не забудет никогда.
На прощание искупались в море. Оно конечно холодное, но ласковое.
Изображение
Изображение
Очень сложно после ВАКЕ вернуться к обычной жизни. Гонка и все, что с ней связано, поглощает настолько, что когда все заканчивается, ты испытываешь шок. Тут все ясно и понятно, вот ты, вот гонка, вот друзья, а когда выпадаешь из этого, не понимаешь первое время куда идти и что делать. Умом-то понимаешь, что праздник не может длиться вечно, но все равно расстраиваешься. Требуется какой-то период для реабилитации между ВАКЕ и обычной жизнью.
Предвосхищая часто задаваемый вопрос – Какие были призы у победителей? Отвечу. Памятные. Не дорогие, но трогательные. Вязаные варежки, деревянные кружки, футболки, а у первого места ещё и по оленьей шкуре. Все. На такие гонки не ради призов люди едут и орги на этих гонках не зарабатывают ничего кроме грыжи. Это образ жизни, это семья ВАКЕ.
Хочу выразить огромную благодарность людям которые помогли нам собраться на гонку, поддерживали нас, болели за нас. Эдик Радаев, который шьет бесподобные кайты, Серега Стрижов, мой друг из Новосибирска и напарник по ВАКЕ 2015, Макс Максимов супер эндуро гонщик из Екатеринбурга, Тимофей Савин из Петрозаводска, ребята, ваши кайты сделали нам гонку! Также спасибо всем кто болел и переживал за нас!
Всем мир.
VAKE you!

12 Комментарии

блин , думал про мотоцикл что.модераторы только за политикой смотрят.

Фотография
Мельник
13 Apr 2019 22:16

Огонь!

Фотография
KrabVladimir
13 Apr 2019 23:07
Это просто супер, снимаю шляпу. Молодцы. Отцу за сына респект, правильно воспитал, желаю удачи и новых побед
                
                

Круто! Слава отмороженным! Не устаёшь поражать своей активностью. И рассказы всегда интересны необычностью приключений. Уважуха!

Алексей, не перестаёшь удивлять!
Очень интересное и мужественное приключение.

Перенес из "Путешествий на Трансальпах" из-за несоответствия разделу.
Ни одного трансальпа + ни одного мотоцикла.

Потрясающе, очень круто! :)

Фотография
ThunderButt
14 Apr 2019 20:22
офигенно! Прочитал, не отрываясь!
Впечатляет----Молодцы!

Молодцы. Невероятно круто.

Прочитал на одном дыхании, сила!
Фотография
хаким
18 Apr 2019 09:59

Красавцы! :clapping: