Перейти к содержимому

Трансальп-клубы мира

Закладки

- - - - -

Одиночное путешествие по югу России


Одиночное мотопутешествие по Северному Кавказу и Краснодарскому краю.
Хотел бы поделиться с вами первым опытом относительно долгого путешествия на ТА. Поездка планировалась еще с весны и, как обычно, абсолютно все пошло не по плану, а в планах было: поездка на двух ТА в Карелию в мае и поездка в Грузию в июне. На начало марта имелось в наличии 2 ТА и друг без категории «А», который и должен был составить компанию в поездке в Карелию как пробный выезд вдвоем и дальнейшую поездку в Грузию уже втроем (я один, друг с женой). А дальше все пошло не так – сначала из-за пандемии закрывают автошколу на неопределенный срок, майская поездка отменяется – в итоге в пробный выезд еду один на Рыбинское водохранилище. Довольно неинтересная двухдневная поездка. Сейчас с оглядкой на опыт более длинного путешествия понимаю, что неинтересной она была по причине ограниченности во времени и стремлению побыстрее вернуться домой. Не успев нормально погрузиться в путешествие, уже еду обратно.
Изображение
Дальше другу назначают сдачу экзамена на июль, мы берем отпуска, готовим мотоциклы и…неудача на экзамене. Как итог имеем на середину июля: отпуск есть, мотоцикл готов, ехать не с кем. Ну что ж, наверное, лучшего повода опробовать одиночное мотопутешествие и придумать сложно. Делаю предвыездное ТО, вешаю кофры, собираю вещи. Сборы заканчиваю около полуночи.
День выезда, 8 утра – завожу мотоцикл, выезжаю. Проезжаю 3 км и понимаю, что что-то не так с мотоциклом. Периодически пропадает тяга на средних оборотах. Разворачиваюсь, еду обратно. Подозрение на мембраны карбюраторов. Снимаю крышки – мембраны в идеале. Повторный выезд – все ок. Что это было до сих пор непонятно. Грешу на то, что во время мойки перед выездом в коммутаторы попала влага (они вскрыты, пропаяны и залиты лаком).
Ехать по М4 не хочу – скучная и однообразная трасса. Поэтому поворачиваю в сторону Владимира. Проезжаю первые 100 км и на очередной кочке отламывается крепление телефона. Вместе с креплением телефон летит под колеса едущего сзади Камаза.
Изображение
На этот момент была только одна мысль – не стоит ехать дальше. Всё против – мотоцикл барахлил накануне, телефон разбит. Я не знаю, что именно сподвигло меня продолжить путь. Без навигации доезжаю до Гуся Хрустального, покупаю телефон (благо что старый уже давно просился на замену) и еду дальше. На самом деле дальше проблем по дороге не было и весь путь прошел абсолютно спокойно. В первый день проезжаю Тамбов и останавливаюсь на ночевку, не доезжая до Грибановского. Очень люблю этот момент в поездках, когда ты просыпаешься утром и понимаешь, что природа вокруг поменялась. Нету лесов, зелени – вокруг засеянные поля и уже южный пейзаж. Завтракаю и двигаю дальше.

Изображение
В Богучарах выхожу на М4 и до самого Краснодара пытаюсь не умереть от скуки. На ТА мой крейсер 100-110 и такие длинные скучные перегоны даются не очень. К 11 вечера я уже в Дивноморском встретился с друзьями. Ставлю палатку и спать. На следующее утро съездили чуть восточнее Дивноморского к скале «парус».

Изображение
Не люблю море русского юга. Точнее люблю море, но не люблю людей, которые там собираются. Мы приехали к 9 утра, к 11 там уже все было забито людьми, кругом мусор, куча кричащих детей и подбухивающих с самого утра родителей. Хотя само море было спокойным и чистым. Собираемся и едем к следующей точке – Гуамка.

Изображение
По дороге вокруг красоты и тучи. Пару раз с перевалов видел, как внизу идет дождик, но в итоге доехал почти сухим. В Гумке что-то пошло не по плану, и мы вместо всем известного Гуамского ущелья пошли вверх на смотровые площадки. Виды красивые, но зеленка немного загораживает обзор и тропа после дождя была не самая приятная. А вообще туда, конечно, нужно ехать с альп-снарягой. Очень много проложенных трасс.

Изображение
В Гуамке не нашли, где остановиться – все отели дорогие, а мест для палатки поблизости не нашлось, да и хотелось уже познать прелести теплого душа. В итоге недалеко от Мезмая нашелся гостевой дом ЛесоГорье. Если кто-то будет в тех краях, очень советую. Очень приятная хозяйка и само место классное, к тому же сильно дешевле других мест в округе. По традиции, приезжаем туда уже по темноте.
Утром решаем сходить до местных водопадов – «Университетский», «Чинарский» и «Джакузи». На мотоцикле, особенно если сухо, можно доехать до смотровой площадки «Мезмайка», а там уже спуститься в ущелье и двигаться к водопадам. Само место очень красивое, определенно стоит посетить. Причем красивые как непосредственно водопады, так и дорога к ним. До дальнего примерно 2 км в одну сторону.

Изображение
Изображение
Изображение

Ближе к вечеру нашли место недалеко от Мезмая для палаток и встали там на ночевку. Чтобы до него доехать, нужно проехать через речку либо в брод, либо по мосту узкоколейки. Когда искал место, бодренько так проскочил этот мост, а на обратном пути заметил отсутствующие в паре мест доски – надо быть внимательнее. Утром выдвигаемся в сторону Орлиной полки. Мы пошли от Мезмая, к тому же довольно рано, а основной поток туристов идет от перевала к Мезмаю, поэтому мы с ними особо не пересекались. Полка красивая, но опять же – куча народу, мусор. В общем, люди все портят своим наличием.

Изображение


Решаем подняться повыше, на Елизаветинскую полку. К ней ведет куда более незаметная тропа, чем к Орлиной, и соответственно посетителей меньше, к тому же она находится выше Орлиной. Вот там очень понравилось. Виды супер и тишина. Если есть силы, посоветовал бы еще подняться на смотровую «Вид на орлиную полку». Мы не поднялись. Будет повод вернуться.

Изображение

Весь путь туда-обратно занял у нас около 4-5 часов. Спускаемся, обедаем, прощаемся и разъезжаемся в разные стороны – друзья едут обратно на море, а я на восток. С этого момента начинается именно одиночное путешествие. План доехать по асфальту до Верхней мары и оттуда уйти на грунтовку чтобы по ней добраться до Приэльбрусья, но в Мостовом встречаю таксиста, который очень советует посетить места южнее Псебая.

Изображение

Ну что ж, если советует, то почему бы и нет. К вечеру ближе оказываюсь недалеко от Кордона Черноречье, встаю с палаткой, не доезжая до него пару км. Сама дорога идет по берегу горной речки и открываются красивые виды.

Изображение
Утром радуюсь красивому виду из палатки, небольшая прогулка по окрестностям и двигаю дальше.

Изображение
Изображение
При подъезде к Верхней маре понимаю, что по бензу остается впритык, а заправка, которая отмечена в Верхней маре, не работает. Пришлось доехать до села Терезе, там заправщик сказал, что на грунтовом перевале, по которому я планировал ехать, дорога так себе и лучше держаться асфальта. Фиг вам – надо все-таки напомнить трансальпу что он не только «тур», но и «эндуро». Возвращаюсь обратно и сразу после Верзхней мары ухожу на грунтовку. И хочу сказать, что это, наверное, самый запоминающийся участок маршрута. От видов (и иногда от обрывов рядом с дорогой) просто захватывает дух.

Изображение
Изображение
Справа – грунтовка, по которой я приехал, слева – дорога к Приэльбрусью и Нарзанам.

На подъезде очень красивые перевалы, но 2200 для ТА400 уже высоковато и попытка забраться к смотровой по разбитой грунтовке не увенчалась успехом – банально не хватает тяги на низких оборотах чтобы тронуться в горку.

Изображение
Изображение
Внизу на дороге видно маленькую точку – это мотоцикл.

Там есть 3 водопада – это Падишах (Султан), Сылтран-Су и Гитче Чухур. Чтобы посмотреть первые два (и попить нарзана) нужно заплатить 50 рублей дяде у шлагбаума (Вообще там можно встать с палаткой, но из-за пандемии это было запрещено до 31 июля.), ко второму можно попасть по северному берегу реки Малка.

Изображение
Водопад Падишах (Султан)


Изображение
Водопад Сылтран-Су

Изображение
Водопад Гитче Чухур

Масштабы водопадов просто поражают – фотография абсолютно не передает этого.
На выезде встретил Юрия (надеюсь, не перепутал имя) на Kawasaki KLS650. Остановились на ночевку на реке Малка. Получилось, что мы ехали встречными курсами – он на запад, я на восток. Я рассказал про Мезмай, он мне рассказал про альплагерь Безенги. Утром доезжаем до Кисловодска и разъезжаемся каждый своей дорогой.

Изображение
Мой путь лежит к альплагерю Безенги. Чтобы до него добраться, нужно преодолеть погранзаставу (требуется просто паспорт, говорите, что вы в альплагерь и вас пропускают), шлагбаум Кабардино-Балкарского заповедника (можно оформить пропуск на сайте), несколько десятков км каменной грунтовки и несколько совсем неглубоких бродов (скорее большие ручьи через дорогу).

Изображение
Как обычно, приезжаю, когда уже начинает темнеть. К тому же, последние километры доезжал под хорошим таким дождем.

Изображение

На следующее утро решил подняться к леднику – до него примерно 5 км пути и перепад высот 900м. По пути открываются шикарные виды.

Изображение
Изображение

Путь наверх занял 3 часа, но оно того явно стоило.

Изображение
Высота примерно 3000 м.

Спуск дается сильно проще – 2 часа, и я на базе. Отдельно хочу упомянуть саму базу – ночевка с палаткой там стоит 400 р, но теплый душ и вай-фай в такой глуши вы не найдете больше нигде.
Спускаюсь вниз, обедаю и двигаю в сторону дома.
Вот, пожалуй, и все. Дорога назад никаких сюрпризов, кроме сгоревшей фишки генератора, не принесла.
Наверное, в конце принято писать какие-то выводы и впечатления от поездки, но у меня они очень противоречивы. Я очень рад, что наконец то собрался и выехал, смог погрузиться в поездку и уйти от суеты повседневной жизни, посетить очень красивые места, но не уверен, что мне подходит формат мотопутешествия. Сейчас подумываю над тем, чтобы собрать небольшой полноприводный кемпер для таких поездок. Хочется иметь с собой больше вещей, комфортнее размещаться на ночевки, комфортнее чувствовать себя на трассе и в дождь. Возможно, спустя какое-то время мое мнение поменяется и сейчас я просто немного устал от мотоцикла – весь путь составил 4973 км.
Как-то так. Спасибо, что дочитали.
p.s. извиняюсь за вот эти надписи на фотографиях от xiaomi, в пути не было времени разбираться с камерой.

24 Комментарии

Фотография
magadan833
31 Jul 2020 22:16
Отлично катнул не сдрейфил,и пошел в одного,молодец,а крайние водопады вообще. .масштаб как стихийное бедствие.мощь
Был рад погрузится в путешествие,читая о нём,+ легко читается,спасибо
Отличный отчёт!! Спасибо!
Хороший отчёт! Читается очень легко, много фото.. Как будто сам побывал на Югах.., сидя перед компом..
Фотография
Torman(J)
01 Aug 2020 07:26

Спасибо! Отличное путешествие!

Были примерно в тех краях месецем раньше.ТА600 и ТА650 на высоте около 2500м чувствовали себя отлично.
Фото, где спустился по грунтовке с камнем на асфальт - это Кисловодск-Джил Су трасса?
Очень похоже место, где мы офуевшие после спуска с Большого Бермамыта на асфальт вышли.
п.с: тоже иногда гоню от себя мысли, что на авто удобней путешествовать :)

Были примерно в тех краях месецем раньше.ТА600 и ТА650 на высоте около 2500м чувствовали себя отлично.
Фото, где спустился по грунтовке с камнем на асфальт - это Кисловодск-Джил Су трасса?
Очень похоже место, где мы офуевшие после спуска с Большого Бермамыта на асфальт вышли.
п.с: тоже иногда гоню от себя мысли, что на авто удобней путешествовать :)

Угу, выход на трассу Кисловодск-Джилы-Су. А начало грунтовки у Верхней Мары.

По трассе ТА высоту не замечает, а вот на низких оборотах тяга куда-то убежала. Ну и 400 и 600 все таки большая разница - подумываю над заменой движка.

Фотография
Артемий Троицкий
01 Aug 2020 21:42

Вопрос к знатокам (на злобу дня) - а винтом качества можно как-то компенсировать потерю мощности на высоте?

Фотография
Андрюшище
01 Aug 2020 22:16

зачётно

От Верхней Мары вправо, конечно, дороги очень эндурные. Героизм просто! Проще, конечно, было проехать асфальтный перевал Гум-Баши, и так далее... Но всегда есть смысл понравиться своему мотику.))

Фотография
Марципан
02 Aug 2020 10:48

Вопрос к знатокам (на злобу дня) - а винтом качества можно как-то компенсировать потерю мощности на высоте?

Нет, он влияет только на холостые обороты - во-первых.
И, во-вторых, потеря мощности на высоте обусловлена недостатком кислорода, а его никаким винтом не вдуешь.
Даже если уменьшить чем либо (перестановкой иглы, поплавком, винтом, в конце концов) подачу топлива, чтобы вернуться к оптимальному соотношению горючей смеси - общее количество сгорающего топлива будет меньше необходимого - потери мощности не избежать

Фотография
Артемий Троицкий
02 Aug 2020 10:53

Даже если уменьшить чем либо (перестановкой иглы, поплавком, винтом, в конце концов) подачу топлива, чтобы вернуться к оптимальному соотношению горючей смеси - общее количество сгорающего топлива будет меньше необходимого - потери мощности не избежать

Спасибо, именно это я и имел в виду - привести количество подаваемого топлива пропорционально к уменьшенному количеству окислителя, то есть восстановить стехиометрическое соотношение, пускай даже и с потерей максимальной мощности, но мотор все равно должен лучше работать, чем так. 

На инжекторных моторах ведь как-то решается этот вопрос, они же не ведут себя плохо в горах, это карбюраторная болезнь.

Фотография
Марципан
02 Aug 2020 12:51
Ну, боюсь что не винтом качества, что нужны более "объёмные" регулировки, в зоне рабочих оборотов
[/quote]
Угу, выход на трассу Кисловодск-Джилы-Су. А начало грунтовки у Верхней Мары.
[/quote]
Значить часть маршрута по одной дорожке ехали. Ты ехал по горной долине, в сторону Эльбруса? Там вид шикарный на него. А в конце этой долины, Т-образный перекресток...и налево повернул? Если всё так, то представляю ту дорожку, где ты в долину выехал. Мы на той развилке не знали куда ехать:)
А перед спуском в долину, слева ты должен был видеть Б. Бермамыт.
Фотография
Alexey Dusshak
07 Aug 2020 19:17
Молодец! Отличное путешествие, отличный отчет!

Отличное путешествие и вполне себе отчет.

Мысли о сравнении именно удобства мотопоездок с автомобильными заканчиваются там, где авто мотику не конкурент - это удовольствие от самого процесса, а также возможности мота например для диких ночевок, невозможные для автомобиля по причинам габаритов (тропинки, шлагбаумы...)

На инжекторных моторах ведь как-то решается этот вопрос, они же не ведут себя плохо в горах, это карбюраторная болезнь.

Этот вопрос решен датчиком остаточного кислорода в выхлопе (лямбда-зонд), по которому происходит коррекция состава смеси.

Отличное путешествие и вполне себе отчет.
Мысли о сравнении именно удобства мотопоездок с автомобильными заканчиваются там, где авто мотику не конкурент - это удовольствие от самого процесса, а также возможности мота например для диких ночевок, невозможные для автомобиля по причинам габаритов (тропинки, шлагбаумы...)

Не всегда. Семьей путешествовать лучше на авто))) Мотоцикл это все же транспорт путешествий для одиноких))
Фотография
ThunderButt
09 Aug 2020 17:03
Отличная поездка! Думаю, когда отдохнешь и приведешь мысли в порядок, захочется съездить ещё. Комфорт - все познаётся в сравнении, мотоцикл позволяет много чего увезти с собой для комфорта. Недавно с женой ходили 3 дня пешком по Таганаю, вот там реально каждый грамм считаешь, всё на себе прешь))
Фотография
Артемий Троицкий
09 Aug 2020 18:28
На машине свой кайф, на мотоцикле - свой.
Наверное, нет большой радости от мотопутешествия, если холодно или постоянно льют дожди.
И барахла много не взять.
Зато есть другой фетиш - уместить максимум функционала в минимум объема.
Дорогостоящее занятие, к слову сказать;)

На инжекторных моторах ведь как-то решается этот вопрос,


На инжекторных моторах нет вакуумных заслонок. Да и регулировка качества смеси не даст заметного результата. Единственный действенный способ это компрессор. Их ставили на все высотные поршневые самолёты. Правда там и двигатели стояли уже с непосредственным впрыском, но это не точно в них я не спец. А ещё, если память не изменяет, в зависимости от высоты меняли угол опережения зажигания.
Фотография
Баринос
09 Aug 2020 23:18

Есть такая штуковина, как "высотный корректор" (https://yandex.ru/se...nt=1597003662.1)

На Мамахах стареньких ХТ600 ставили такую + хитрый карб (для Швейцарии, примерно 86-93й года). На форуме ХТ600 обсуждалось и опознавалось - типа-что-это-за хреннь такая, волосатая...

Фотография
Артемий Троицкий
09 Aug 2020 23:24

Есть такая штуковина, как "высотный корректор" (https://yandex.ru/se...nt=1597003662.1) На Мамахах стареньких ХТ600 ставили такую + хитрый карб (для Швейцарии, примерно 86-93й года).

Ну вот видите, товарищи, все продумано и все работает на самом деле.

 

И тут наши изобрели высотный корректор для карбюратора.

Известны высотные корректоры для карбюраторов двигателей внутреннего сгорания, содержащие чувствительный элемент, например сильфон, реагирующий на изменение атмосферного давления, и исполнительный механизм, регулирующий подачу топлива из распылителя во всасывающий тракт путем изменения разрежения в главной дозирующей системе карбюратора. Исполнительный механизм выполнен в виде воздушного клапана с подвижной калиброванной иглой, связанной с чувствительным элементом и изменяющей сечение для прохода корректирующего воздуха.

Такие корректоры нестабильны в работе.


В предложенном корректоре исполнительный механизм выполнен в виде подвижного диффузора, связанного с чувствительным элементом и перемещающегося относительно распылителя или второго диффузора с распылителем, размещенного в горловине диффузора.

 

Это, помимо повышения стабильности работы корректора, позволяет упростить его конструкцию.

На чертеже показан предложенный корректор.

Оп является неотъемлемой частью карбюратора и состоит из подвижного диффузора 1 и двух сильфонов 2 и 8, полость между когорыми под определенным давлением заполняется газом. Один торец сильфона крепится к корпусу 4 карбюратора, а другой к подвижному диффузору, в горловине которого размещен второй неподвижный диффузор 5 с распылителем 6 главной дозирующей системы карбюратора. При изменении атмосферного давления изменяется длина сильфонов, и подвижный диффузор 1 перемещается относительно неподвижного диффузора и распылителя. Изменяющееся при этом в распылителе разрежение влияет»а расход топлива.

Высотный корректор для карбюраторов двигателей внутреннего сгорания, содержащий чувствительный элемент, например сильфон, реагирующий на изменение атмосферного давления, и исполнительный механизм, регулирующий подачу топлива из распылителя во всасывающий тракт путем изменения разрежения в главной дозирующей системе карбюратора, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения стабильности работы, исполнительный механизм выполнен в виде подвижного диффузора, связанного с чувствительным элементом и перемеща. ющегося относительно распылителя, размещенного в горловине диффузора.

 

https://www.drive2.r...65931399823667/

[/quote]
Угу, выход на трассу Кисловодск-Джилы-Су. А начало грунтовки у Верхней Мары.
[/quote]
Значить часть маршрута по одной дорожке ехали. Ты ехал по горной долине, в сторону Эльбруса? Там вид шикарный на него. А в конце этой долины, Т-образный перекресток...и налево повернул? Если всё так, то представляю ту дорожку, где ты в долину выехал. Мы на той развилке не знали куда ехать :)
А перед спуском в долину, слева ты должен был видеть Б. Бермамыт.

Да, все так и было, на перекрестке налево. Точнее там было 2 перекрестка, один почти у выезда на асфальт, а другой на 2-3 км пораньше, там еще сырная ферма заброшенная (насколько я понял) стоит. Только ни Эльбрус, ни Б.Бермамыт увидеть не удалось из-за облачности, да и вообще под конец той дороги пошел довольно сильный дождь.

Боюсь представить, как дался последний спуск к асфальту в дождь. До него там дорога терпимая.

Боюсь представить, как дался последний спуск к асфальту в дождь. До него там дорога терпимая.

На удивление довольно спокойно даже на уставшем 07 митасе. Вот вначале у Большой Мары было сложнее, там сильные промоины в дороге и реально страшно было в них свалиться, плюс иногда они пересекали подъем по диагонали и тогда приходилось их штурмовать)