Перейти к содержимому

Трансальп-клубы мира

Закладки

- - - - -

Изготовление тормозных дисков или почему этого не стоит пробовать делать.


Личный опыт производства тормозных дисков и те проблемы с которыми мне пришлось столкнуться при решение данной задачи.
Каждый, наверное, хоть раз задавался вопросом: из чего же
сделаны эти волшебные тормозные диски (наверняка космические технологии и
прочее) и почему же они так дорого стоят… с виду же обычные железяки! Вот и у
меня 2014 году встал такой вопрос, когда у меня закончился задний диск на
Африке. Уверенный в своих силах (высшее техническое образование) я активно
принялся решать данную задачу веря в то, что делаю общенародное благо и
множество людей (глупцов) перестанут переплачивать за эти несчастные железяки.
Я расписал план решения проблемы, это же элементарно!)





1) Определение материала



2) Подготовка конструкторской документации (чертеж)



3) Подготовка технической документации



4) Производство



5) Естественно мировое господство и всеобщая уважуха за решение столь наболевшей проблемы)))

Хочу сказать то, что у многих людей почему-то все проблемы
начинаются именно в первом пункте. Для меня это как-то вообще была, по-моему,
самая простая задача. Так, что тем, у кого возникла в нем проблема может и
вообще не стоит этим заниматься, дальше то все гораздо сложнее… Скажу забавы
ради, что множество кустарных производителей тормозных дисков в нашей
необъятной делают их из абсолютно другого
материала
причем они даже не скрывают, что не знают из какого сделаны
оригиналы! И когда я их спрашивал (я нашел около 5 «кустарников») про материал
они ОЧЕНЬ сильно обижались, что я им не говорил его! При этом некоторые из них
занимаются производством более 5 лет! Так вот, вернемся к нашим проблемам.
Сказано-сделано. Через 5 дней оригинальный тормозной диск хонда (с ним она
приехала из японии) лежал на столе в материаловедческой лаборатории завода
авиационных двигателей. Ровно 5 мин (может и меньше) потребовалось эксперту
чтобы определить марку стали (Это уже подсказка))) ). Оказалось, все на
удивление просто, и никаких космических технологий, и это логично ведь они
появились в далеких 70 если не раньше.
Изображение
Второй пункт был уже для меня по сложнее, так как, на заводе
нельзя было сказать: «Вась тут подрежь, там шлифани, а тут надо отпуск сделать,
да и с параллельностью не накосяч». В течении 2 месяцев мной лично делался
чертеж тормозного диска (наверное, сейчас кто-то посмеется, но я не чертил с
института...) В результате кропотливой работы дома по вечерам чертеж в формате
который можно было бы передать на производство был готов.
Изображение

(за чертеж строго не судите, возможно это одна из первых версий, давно все таки дело было...)
С третьим пунктом мне помогала жена (огромное ей спасибо за
долгую, БЕСПЛАТНУЮ и кропотливую работу) имея диплом инженера технолога. По
мимо материала из лаборатории дали данные о физ свойствах стали. Мало, наверное,
кто знает (да и я сам не знал), что конкретные физ свойства можно получить
ТОЛЬКО при определенной обработке материала, причем все это есть в
справочниках. Покопашись несколько вечеров в справочниках по технологической
обработке сталей и их свойств, было определено как именно надо ее обрабатывать
на 100%. Сразу говорю, если отступить от технологии вы этих свойств не
получите!!! Это так сказать был третий этап продолжительностью еще месяца два
(а то ведь многие думают, что за один вечер все делается), но он был интересный
и мы его совместно преодолели. В результате у нас лежала технологическая
документация для серийного производства на заводе, где было прописано вплоть до
марки станка и резца, которым надо было делать и как!!
Технологию выкладывать не стану, так как она написана под определенный парк станков.

А теперь самое интересное, мы подошли к самому производству,
вот тут-то вы и поймете, почему я такой не хороший не озвучиваю Вам таким
прекрасным эту волшебную формулу счастья. Скажу сразу, на авиационном заводе,
для меня изготовили партию из 24 штук дисков на Африку, но к сожалению
(вашему), а к моей радости моя жена уже ушла в декрет (выйдет- сразу
разбогатеем) и они остались там. Но я на этом не остановился, я начал
обзванивать всякие заводы и конторы, которые занимались металлообработкой.
Какого же было моё удивление, когда при разговоре с менеджерами в 90% случаев
при произношении слова «тормозные диски» они просто сразу клали трубку, ну
иногда еще вежливо посылали… Я просто бился в негодовании, что за темные люди,
ведь я все сделал по уму! Ну да ладно, в результате упорных трудов желанный
исполнитель был найден. И тут начались переговоры…


- Вам сколько дисков надо?


- Да думаю штук 10.


-Эээ, тогда со своим материалом.


- Хорошо!


Вот тут-то и оказалось собственно говоря самая, наверное,
большая проблема. Материал из которого делаются диски имеет определённые формы
поставки (и они между прочим гостированны, то есть можно забыть о том, чтобы
прийти на завод и сказать, а дайте мне лист 5,2 мм (ведь есть либо 5 либо 6,
один велик второй мал! А шлифовка самый дорогой процесс!), да и на заказ один
делать никто не будет) и размеры (мне удалось лишь найти 6х3 метра, а как вы
повезете такой лист на завод, как погрузите?)!!! В результате пришел к тому,
что пусть листом занимается сам изготовитель, у него есть поставщики пусть и
закажет ему и привезут.


- Здравствуйте, а сколько стоит лист у вас?


- Минуточку… 83000 руб 3х6 (меньше их не бывает, и
минимальная поставка один лист, причем на базе цена такая же!) (цены 2014 года)


- Хорошо, можете мне сделать из 10 дисков, а потом еще
скажем 20?


- Нет, если мы установим лист на станок, то мы его снимать
уже не будем, надо резать до конца.


- Ммм, а можно нарезать диски разного диаметра и размеров?


- Нет, нам это не удобно, максимум два типоразмера на один
лист.


Вкратце, что бы вы поняли, изготовление одного диска
примерно 2200 руб (цены 2014) + материал. Итого партия из 100 штук (примерно,
то есть вы их до старости лет не продадите!) обойдется вам в 300 000 руб!
И да, материал из которого сделаны диски на заводах по закромам не валяется,
тем более в той форме что нам надо! Не надо быть глупцом, чтобы понять, что 300
штук я не нашел…


Пункт 5 своего плана я естественно не выполнил, и даже
наоборот в некоторых кругах меня считают плохим человеком, вот гад – знает, а
не говорит.


Как вы видите первый пункт был самый простой, при всем
уважении к читающим (может среди вас есть родственники директора
Уралвагонзавода конечно, но думаю если и есть, то им это точно не интересно)
если Вы не прошли первый пункт, то может Вам и не стоит начинать этим
заниматься, потому как дальше будет то сложнее. Просто не хочется мне брать
такую ответственность на себя, крайний то я буду (мол это он сказал! я так
сделал, а потом хана) Так что пусть данная информация просто отсутствует в
интернете, а тот, кто захочет пройти мой путь, его же все равно не
остановить))) Уверен, что входе работ он придет к тому же выводу.
Основной вывод который мне бы хотелось, чтобы вы почерпнули из вышенаписанного, это то, что тормозной диск не может априори стоить 2000 руб (если вы конечно не покупаете их с завода тысячами) но и 12 000, и то что не стоит с этим экспериментировать, так большой экономии не выйдет, а вот последствия могут быть различными.
PS
На самом деле я не остановился на этом, была найдена контора в Китае ( https://vk.com/tarazon ) которые делает диски
не хуже оригинала (естественно я тоже их носил в лабораторию) и при их цене и
качестве (а качества можно добиться только при серийном производстве) смысла
вкладываться в производство в России - нет. (См пункт 4, если вы конечно не
олигарх, тогда вы правда вряд ли читаете эту статью)
Всем удачи, надеюсь никого не обидел! Извиняюсь за много
букв! (Так на вскидку описанный процесс у меня занял около года.) Надеюсь вам это все пригодиться.

21 Комментарии

Ваня, так всё это и так было известно тем,кто в теме изготовления тормозных дисков задавал технические вопросы кустарям и спорил с ними на тему технологии производства. Первым шагом, к самостоятельному изготовлению тормозных дисков должно стать самовоспрошание ( слово-то какое придумал я во!) : а не собираюсь ли я заняться онанизмом с изобретением велосипеда? Были даже варианты с покупкой бэушных живых станков для гаражного изготовления небольших партий, и покупки листов в складчину и так далее, и главная царица наук -  математика в конце концов мягко говорила: хватит телебонькать, в гаражном случае это НЕ ВЫГОДНО! Причём не выгодно ни при каких условиях. Грамотный диск, безопасный и технологически правильно изготовленный можно сделать только в условиях завода, с его мощностями и оборудованием. В общем , утираем слезинку, глядя на ценничек , и идём покупать диск в магазине(((

Я не претендую на место первого кто открыл истины, я как бы описал свой опыт, а если вы уже листы покупали то материал то точно определили? готов поделиться?))) и я как бы рассказал то про другое, про серийное производство в 100 штук с подготовкой серьезной документации) а то как вы обсуждаете это сравниваете теплое с мягким мне известно))) я привел цифры и факты.... Без обид)

У Князя в гостях можем по дисскутировать)))

Диски китайцы продают на английском EBay по 20...25 фунтов.  Есть даже биметаллические. В России делать железо малыми партиями дорого. Если только для себя. Покритикую немного чертеж - есть ошибки. Половину размеров можно убрать.

Рассказываю, те диски которые по 20-25 фунтов это "сырые" диски. Привожу пример: С завода диски выходят скажем от 1800 руб за самые маленькие диаметром мм 200, а большие скажем уже до 3500 (320мм), за плавающие диски они уже хотят 4000 за штуку. Так вот это розничные цены в Китае на качественны диски с ЗАВОДА. Теперь прибавьте доставку в Европу + маржу продавца, и получиться что ваш диск в Китае стоит около 5 фунтов. Лично сам видел там диски по 400 руб)) Качество то еще хочу вам сказать). С остальным всем согласен. Был бы признателен за более подробную критику чертежа, так чисто из любопытства для общего образования. 

Как-нибудь куплю диск за 25 фунтов. Проверю есть там термичка или нет. 

И покупать не надо, она там есть, я уверяю. Приезжай дам в руках такой диск подержать. "Сырой" диск это не отсутствии термички а нарушение тех процесса пр термообработке

Ничего не понимаю. Если термичка есть, то металл уже не сырой. Вопрос в том сколько не докалили или может перекалили. У китайских дисков HRC сколько?

Обычно их не докаливают, твердость низкокачественных дисков я не мерил, так как нужды нет. А еще ты забываешь про процесс отпуска, который также очень важен при термообработке!

Отпуск конечно входит в процесс термообработки. А про него не забываю. Китайцы тоже про него я думаю помнят. Диски они делают из 316 нержавейки или аналогичной. Закалить ее более HRC 35 невозможно. Ну да они более мягкие. На зад турэндуро должно хватить.    

В чем вопрос? Ты все правильно сказал, я только не уверен в марке, о такой я не слышал и спорить не буду (по крайне мере чтобы из нее диски делали). Вопрос только в том на сколько хватить... 25 фунтов стоит мягкий диск, хороший диск стоит 45 фунтов. Вот сам и думай) 

Ваня! А где в каталоге Триумфы??? Не порядок!

Привет! На триумфы все есть! Может не в наличии и в каталоге не отражено но есть, причём по цене с другими мотоциклами разницы нет!
Фотография
Зомон
09 Aug 2017 03:58

День добрый. Под диски нужно AISI420 (40Х13) брать. После закалки 50-55 твердость можно получить.  Как бы правильные диски из нее и делаются. 330000 р за тонну. 6мм 1000х2000 будет весить примерно 140кг и стоить 45-48т.р. Штук 16-17 дисков с него выйдет. Режется на оптоволоконном либо твердотельном лазере мощностью выше 1.5кВатт. Дальше проточка до нужных 5.2мм. и закалка с отпуском. Чертеж можно начертить часа за 2-3. На подобные чертежи тариф 1000р/час(муторно все дугами выводить). Обычно если кто детали из подобной экзотики заказывает, то в счет сразу стоимость всего листа включаем т.к. на производстве не используется, а кусок меньше листа никто не поставит. Но вот этого я не понял "- Хорошо, можете мне сделать из 10 дисков, а потом еще

скажем 20?


- Нет, если мы установим лист на станок, то мы его снимать
уже не будем, надо резать до конца.


- Ммм, а можно нарезать диски разного диаметра и размеров?


- Нет, нам это не удобно, максимум два типоразмера на один
лист.


" Странно люди работают. Надо 10деталей? Нарежем 10, остатки листа в сторону и когда надо дорежем 20. Два типоразмера тож дебилизм. Да хоть 100 типоразмеров, главное чтобы не больше листа. И расположу как Вам угодно. Хоть ромашки из них выложу. Только вот гарантий Вам на эти диски не даст никто. И даже чека не будет. На свой страх и риск. Хотя, если выборку большую не делать, то вряд ли с диском что-то случится. У меня на моте цельнофрезерованный из 65г диск стоит. Бывший владелец 10т.км на нем прошел, я 1000км. В целом нормально.

Здравствуйте, я с крайним уважением отношусь к людям которые что то сами делают ну или пытаются делать, я считаю это правильно. И вы проделали также большую работу. Однако отмечу что моей задачей было не производство тормозных дисков, а сделать тормозные диски именно такими как ОРИГИНАЛ Хонда, и хотелось процесс весь этот пройти САМОМУ (а не платить кому то за что, но это личный выбор каждого и критиковать это не в моем праве)! А теперь по порядку:

1) Материал Вы определили НЕ ПРАВИЛЬНО, очень Вам советую никому не рекомендовать его и тем более утверждать что из него и надо делать! Соответственно с твердостью Вы тоже ошиблись, чего уже говорить тогда про формы поставки и стоимость... это бессмысленно

2) Про производство. Наверное Вы сами работаете на производстве и для Вас индивидуальный подход, никому не нужен кусок листа из материала который будет потом валяться годами, так как его никуда не пристроить. Однако подходы бывают разные, об этом я спорить не буду. У меня жена работала на заводе мне 24 диска вообще бесплатно  сделали)))

Из чего у Вас на мотоцикле стоит диск это ваше личное дело и ваше право, хоть из пластмассы ставьте, вообще я не понимаю почему из 65Г ходить не будет, он будет, просто свойства у него другие. Придумавать материал и тем более тестировать какие то новые материалы для тормозных дисков в мои планы не входило. 

Когда писал сей опуз то понимал, что данный вопрос не оставит многих равнодушным, и был морально готов к труду и обороне) Надеюсь Вас не обидел.

Самое страшное в данном вопросе, не обладание не верными знаниями, а навязывание их другим людям как непоколебимую истину! По этой причине я материал и не стал указывать, что бы не навязывать людям свою правду и не допустить как либо потом казусов. "Мол взял материал как ты сказал, а сделал получилось говно, ты мне денег теперь и мот новый должен)))" А как он сделал одному богу известно)

Фотография
Зомон
09 Aug 2017 19:18

Здравствуйте. 1)Все цифры достоверны. Цены и формы поставки верны. Далеко ходить не надо, интернет перед Вами. 

2)Так я и не говорил, что оригинал Хондовский из этой нержи делают.)) Там само собой другой сплав. И, вероятно, является секретом фирмы. 420-ая для самопала как один из многих более-менее доступных заменителей используется. Ну и Китаем. Только вот многие не знают, что калить ее можно и ставят сырую. После ПРАВИЛЬНОЙ закалки HRC AISI420(40Х13) составляет 50-55. И только такую ее допустимо ставить в виде диска. Кроме того многие энтузиасты-самопальщики допускают ошибки в геометрии чертежа нужного им диска. Ведь выборки делаются не просто так, они грамотно рассчитаны с учетом свойств используемого материала и величин оказываемых нагрузок. 

3)Про производство Вы верно сказали. Работаю оператором на лазере и занимаюсь расчетом цен на заказываемые изделия.

4)Нет, не обидели. С интересом прочитал всю статью. Надеюсь людей, желающих "сэкономить" на тормозных дисках, станет меньше. 90% контор, которые отсылали Вас, поступали так по тому, что не хотели брать на себя ответственность. Одно дело если, скажем я, сделаю диск себе и убьюсь и совсем другое дело, если я сделаю его для кого-то другого и он убьется, а мне придется жить с таким грузом. 

Русский человек редко ищет простые пути. Но в случае с тормозными дисками в частность и тормозами в общем лучше, на мой взгляд, пойти самым простым путем - купить в магазине качественный продукт.

П.С. Сделал себе на велосипед 180мм диск из 430-ой нержавейки(кетайской). Через 500км он свернулся розочкой.  Делалось как эксперимент из заведомо не верного материала. Эксперимент признан не удачным. Думаю, что будет с мотоциклом, всем читающим понятно.

Фотография
Зомон
09 Aug 2017 19:18

598b35efe1318_.jpg

Фотография
Баринос
11 Aug 2017 10:44

Ваня, случайно наткнулся на твою статейку. Интересно, что я тоже прошел этот путь. И то же в 14-м. Выводы сделаны аналогичные.

Фотография
wlazwer56
30 Aug 2017 17:39

У меня получилось изготовить передний тормозной диск,в заводских условиях.Главная проблема - материал.Первым делом - анализ в лаборатории завода,далее детализация,резка лазером,шлифовка до нужного размера,термообработка.Одинадцать тысяч проехал,полет нормальный.Тормоза предсказуемые,износ диска минимальный,износ колодок 10% примерно.Изготовили задний тормозной диск на КТМ 990 Адвенчер.Испытание прошел отлично.Есть два штуки на продажу,если кому надо пишите в личку.

Очень нитересно как ты плавающие диски делал, расскажешь вратце? Особенно интересно про клепки, где нашел и как клепал, чисто для саморазвития. Я так понял ты на крупном производстве работаешь.

Фотография
wlazwer56
31 Aug 2017 17:11

У меня XL 400, диск не плавающий.Сейчас в производстве передние диски на КТМ,решили не париться с клепками,делаем сплошные.ИМХО плавающие диски-59a8181fa0f04_IMG_20170831_1901161.jpg защита от перегрева,у меня материал жаро59a81869ef59b_IMG_20170831_190116_11.jpg59a818d95af42_IMG_20170831_190128_11.jpgизносостойкий

Фотография
wlazwer56
05 Oct 2017 14:02

Диски передние на КТМ 990 изготовили,установили. Встали как родные.Тест прошли нормально.Кому надо есть комплект передних и два задних диска.Продам,недорого.