Перейти к содержимому

Трансальп-клубы мира

Закладки

- - - - -

Северный маршрут Москва-Карелия-Рыбачий. 2017


Маршрут был запланирован за полгода до выезда, то есть еще зимой. Определиться с точками маршрута помогли десятки перечитанных постов и просмотренных видеоотчетов. Это путешествие должно было стать моим первым серьезным многодневным мотоприключением. До этого были несколько запоминающихся прохватов на Урале от 300 до 800 км на фестивали и в гости к родственникам, но теперь предстояло попробовать на себе, что такое настоящее путешествие, определиться, действительно ли меня это «прет», и стоит ли развиваться в этом направлении. Забегая вперед, скажу, что да, стоит!

В апреле был куплен мой первый «японец», на котором до меня успешно катал мой хороший знакомый, пересевший на «Гуся». Выбор мой пал на Yamaha TDM 850-2, который в целом со своей миссией справился довольно неплохо. Мотом я очень доволен, но все же это дорожник, хоть и с большим потенциалом. Мотоцикл был укомплектован алюминиевыми боковыми кофрами «Наркон-2» и пластиковым центральным. К боковым кофрам было сделано крепление под 5-литровые пластиковые канистры. Площадки под них получились крепкими, а вот ремни, которыми канистры должны были притягиваться к кофрам, сделаны были в предпоследний день на скорую руку, что и привело потом к потере запаса топлива. Обвес в виде рамок под боковые кофры и отличных дуг был грамотно изготовлен и установлен предыдущим хозяином мотоцикла, за что ему отдельное спасибо.

10 июня.
Выехали вдвоем с женой рано утром. К вечеру планировали быть в Санкт-Петербурге.

Изображение


Однако, проехав около 170 км, жена запаниковала от надвигавшихся туч и попросила отвезти ее на ж/д вокзал в Твери, чтобы она смогла продолжить путь на поезде. Так что дальше я уже ехал до северной столицы один. После Твери действительно пошел дождь, который периодически поливал меня до Питера. В Новгородской области пришлось объезжать большую пробку, растянувшуюся на несколько километров. Образовалась она в результате ДТП, в котором пострадало 2 мотоцикла. Девушка из Подмосковья погибла, вылетев на встречку, а китаец, ехавший из Шанхая, получил перелом ключицы.

Изображение

В который раз хочется вспомнить аксиому, что в дождь нужно быть предельно острожным на дороге, особенно на 2-х колесах… Но к сожалению, этим важным правилом многие, в том числе и я, часто пренебрегают.
Крейсер на протяжении всего путешествия держал 110, опасаясь камер. Дорога до Питера запомнилась множеством фур, участков с ремонтом и дождем. Порадовало проходившее в этот момент авиашоу, а пролетевший прямо над головой на небольшой высоте вертолет чуть не стал причиной встречи с задним бампером затормозившей передо мной машины – нечего голову вверх задирать и пытаться заснять на экшн-камеру интересные кадры))) За первый день было пройдено 720 км. Небольшая усталость не помешала приятно провести остаток дня.
Вечером, добравшись до родственников в Питере, встретил с поезда жену, после чего мы в тесном кругу отметили встречу)))

11 июня.
На следующий день была замечательная водная экскурсия по каналам Санкт-Петербурга, которая завершилась выходом на широкий простор Невы.

Изображение


Изображение


Изображение


Вид был впечатляющий! Спасибо за это славному капитану «Летиции» Дмитрию Семенову В Питере на катере. После экскурсии прокатились в Петергоф, но не попали в Нижний сад из-за большой очереди. Питерский КАД проехали по кругу, насладившись видами с него на Финский залив. От МКАДА такое удовольствие не получишь))) Вечером посмотрели «Аврору», после чего, уставшие, отправились спать.

Изображение


Изображение



12 июня.
Утром проводил жену на поезд обратно до Москвы, а сам поехал искать замену сломавшемуся креплению камеры на шлем. Поиски шли полдня и завершились успехом) Все, пора двигаться дальше к следующей точке моего маршрута – горному парку «Рускеала», до которого нужно было проехать всего 320 км. Карелия встретила меня замечательной дорогой с множеством крутых поворотов одновременно со спусками и подъемами, как на горных серпантинах. Качество асфальта было отличное, дорога сухая, от прохождения поворотов получил большое удовольствие, ощутив, насколько хорош турист-TDM на твердом покрытии. Примерно к 17 часам, уставший и в очередной раз промокший от дождя, прибыл в парк «Рускеала» поплутав немного по окрестностям из-за того, что сразу не увидел указатель на повороте, зато нашел хорошую заправку «ТНК», где была куплена аналогичная оторвавшейся по дороге канистра с бензином. Посещением парка остался доволен, это место, куда стоит вернуться еще. В следующий раз нужно будет взять напрокат лодку и спуститься над озером на троллее)

Изображение


Изображение


Изображение


Немного перекусив и согревшись чаем в парковой кафешке, двинулся в сторону Суоярви. Однако, направление я выбрал неверное. Ориентировался наспех по промокшей карте, навигатор решил не включать, в результате заехал в приграничный поселок Вятрсиля, от которого до Финляндии оставалось около 5 км. В сам поселок меня не впустили пограничники, въезд туда был только по пропускам, поэтому я развернулся и поехал снова на трассу, ведущую от Сортавалы в Суоярви, проехав лишних почти 100 км. До Суоярви хотелось доехать не по основной дороге, которая была обозначена на карте, и по которой вел навигатор, а напрямую, поэтому в п. Ляскеля я свернул налево в сторону Алаттау, оказавшись на песчаной мокрой грунтовке. Пора было привыкать к карельским дорогам, по которым предстояло пройти еще не одну сотню километров. Непривычные глазу и с трудом читаемые названия поселков и сел: Леппясюрья, Райконкоски, Пийтсиеки, вместе с грунтовкой, проходящей через леса, реки и болота, давали понять, что я уже нахожусь не в своем привычном мире, а на самобытном и суровом Севере. Доехав до Суоярви, попытался найти работающий магазин или кафе, но не нашел – была уже полночь. Я очень проголодался, а открывать оставленный для НЗ сухпаек в самом начале путешествия не хотелось. Купил в единственном в городе круглосуточном магазине «Пиво» бутылку воды и двинул дальше.
Нужно было найти место для стоянки, разбить палатку и поесть. Пару раз съехав с дороги сразу за городом и наткнувшись сначала на свалку мусора, а потом на какое-то болото, поехал дальше, пока не увидел висевший на дереве знак с изображением мотоцикла. Интуитивно свернув с дороги, увидел, как во двор дома заезжает джип, и за ним хозяин закрывает ворота. Хозяином оказался Сергей, владелец местного мотохостела, который великодушно предоставил мне место под навесом у себя на усадьбе, после того, как я отказался от предложенного номера в хостеле ввиду ограниченности моего бюджета. Поговорили с Сергеем о моем маршруте. Он дал полезные и подробные советы о том, как правильно подъехать к г. Воттоваара, которая была следующей целью моего путешествия. Оценив по расспросам мои навыки езды по бездорожью и осмотрев мои колеса, Сергей убедительно посоветовал мне не ехать дальше от п. Гимолы до п. Муезерский, а вернуться назад в Поросозеро, и оттуда двинуть в сторону трассы «Кола» до Медвежьегорска. К вопросу о навыках: мы с друзьями в детстве и юности гоняли на ижах и оппозитах по лесам, полям и оврагам довольно много и быстро, а теперь я узнал, что это называется «навыки оффроадной езды»))).
Поблагодарив хозяина за добрые советы и приют, я подкрепился кашей из сухпайка и лег спать в поставленную на деревянный настил навеса палатку, развесив над ней промокшие вещи и экип.

Изображение



13 июня.
Проснувшись, я собрал вещи, и, закрыв за собой ворота, самостоятельно уехал, о чем мы еще ночью договорились с Сергеем. От Сергея я снова поехал в Суоярви, чтобы заправиться, потому что ночью я заправку не встретил – она оказалась на выезде из города в сторону Петрозаводска, а не в Поросозеро, куда поехал я. Проехав несколько километров от мотохостела Сергея, я услышал уже знакомый стук оторвавшейся канистры. У меня был полный бак, поэтому я решил дождаться первую машину и поделиться бензином – везти его дальше в пробитой канистре было невозможно, а бросать жалко. Проезжавший мимо водитель «Нивы» тепло поблагодарил за неожиданный подарок)))


Изображение


На участке от Поросозера до Гимол на скорости около 60 км/ч я разложился, по причине того, что выехал на рыхлую обочину, отвлекшись на дополнительную камеру, которая стояла на левой дуге мотоцикла. Мот, камера и я не постардали) отвалился и погнулся левый алюминиевый кофр, который я кое-как выровнял булыжником. До этого момента мокрая грунтовка не один раз пыталась сбросить меня с коня, но я каждый раз ловил мот из заноса. Потеря бдительности сыграла со мной злую шутку, которая, к слову, боевой дух не подломила нисколько. Добравшись до Гимол, запасся водой из колодца рядом с небезысветным камнем с указателем «Воттоваара/карьер Ушкальский», а вот продуктами запастись оказалось не так просто. С 12 до 16 часов во всех трех магазинах был обеденный перерыв. Повезло, что в третьем по счету магазине с оригинальным названием «Вот товары» продавец и по совместительству хозяйка дома, была на месте и продала мне сарделек, риса и банку тушенки. Картошки купить не получилось, ее уже забронировал кто-то из местных.

Изображение


Предстоял путь к достопримечательности, которую многие местные жители не видели никогда, и, как это часто бывает, интереса к ней не проявляли. Одна женщина, узнав, откуда я приехал, сказала: «И что вас тянет сюда? Смотреть на наши камни?») Проехав поворот на Ушкальский карьер, я выдвинулся к горе. По совету Сергея я решил подъехать к ней с южной стороны – после пяти-шести бродов и второго деревянного моста нужно было уйти на развилку влево.

Изображение


Изображение


Уже на подъезде к горе я встретил группу детей во главе с двумя взрослыми. Уточнив, далеко ли до тропы, ведущей в гору, я поехал дальше, сопровождаемый приветственными взмахами детей))) Затем сел в очередной луже на брюхо ¬– поперек дороги в воде лежало бревно квадратного сечения. Передняя дуга, соединяющая боковые, оказалась очень кстати, когда я стаскивал коня с этого бревна.

Изображение


Мне не хотелось бросать мотоцикл со всеми пожитками прямо у дороги, поэтому я решил подняться немного вверх по тропе. По левую сторону от дороги было болото, туда точно соваться было бессмысленно. Проехав немного вверх, понял, что затея была дурацкой – нужно было сначала прогуляться и изучить местность. Земля была влажная и покрытая мхом, по которому колеса скользили очень сильно. Когда разворачивал мот, умудрился застрять между двумя деревьями. Пока вытащил, оставил кучу сил, пота и поделился кровью с тучей комаров. С облегчением вздохнул, когда наконец удалось вытащить мотоцикл из этого капкана. Нашел другую тропинку подальше, удачно съехал на нее, накрыл мотоцикл и пошел вверх на Воттоваару. На горе меня встретил сильный холодный ветер, причудливо растущие сосны и множество каменных сейдов – священных объектов древних саамов. Вид с горы на окрестности тоже впечатлил. Бескрайняя тайга, разрезанная голубыми линиями рек, уходящая далеко в горизонт. Красотища!

Изображение


Изображение


Изображение


На вершине горы встретил пару палаток, туристы заночевали прямо здесь между камней. Побродив некоторое время по камням, я решил спускаться вниз, но немного промахнулся с расположением тропы, поэтому спускался по буеракам и камням, покрытым мхом и заваленным деревьями. У подножия горы разбил лагерь, поужинал и лег спать. Радовало то, что к концу дня погода наконец-то наладилась, была возможность нормально просушить вещи и обувь.

14 июня.
Проснулся отдохнувшим. Сварил каши, сосисок, выпил горячего какао, и был готов двигаться дальше. Когда ходил набирать из стекавшего с горы ручья воду, чуть не наступил на здоровенного тетерева, который, громко хлопая крыльями, улетел у меня из-под ног. Напугал, зараза!) Дорога от горы до Гимол показалась длиннее, как это часто бывает на обратном пути. Сергей предупреждал меня, что в Поросозере нет заправки, а до Муезерского бензина мне могло не хватить – запас я свой уже растерял по дороге. На мою удачу мне встретился местный парень по имени Юра (не последний хороший человек с таким именем, встретившийся мне по пути, как оказалось). Юра сказал, что в селе есть люди, у которых можно купить бензин, но мне они не продадут, потому как я неместный. На мою просьбу Юра согласился мне помочь, купив для меня 5 литров 92-го, и даже не взял «копытных»). Заправившись, я поехал в сторону Муезерского. Помня про предостережения Сергея и недавнее падение, старался не разгоняться больше 70-ти, что для тех условий было итак довольно быстро. Километры отсчитывались медленно, но пейзажи вокруг очень радовали, как и погода. По дороге встретил трех парней, которые на старой синей «классике» влетели в березу на обочине. Парни слишком сильно разогнались для такой дороги, попали на кочку левыми колесами, «шестерку» подбросило и развернуло поперек дороги. Помог им вытолкать машину, получилось это не без труда.
До Муезерского я все же не дотянул (140 км от Гимол), бензин закончился за 15 км до него. Пожалел, что не «стрельнул» у парней пару литров. Благо, навстречу мне довольно скоро показалась «буханка», дядьки любезно выручили, поинтересовавшись, точно ли хватит «полторашки». Купив продуктов в Муезерском, заправившись и расспросив насчет дальнейшей дороги женщину на заправке, я решил проехать еще около 170 км и заночевать под Костомукшей, куда я приехал примерно к 23 часам. Белые ночи позволяли не особо париться по поводу времени суток, разве что ночью становилось довольно холодно. Мне повезло, что в последние 100 км грунтовка сменилась на асфальт сносного качества, по которому я, наслаждаясь подвеской ТДМа, резво обходил джипы, плавно взлетая на небольших кочках. Когда с удовольствием выехал на асфальтовую дорогу и покатил 110+ впервые после участка Сортавала-Суоярви, вспоминал, как тогда хотелось поскорее начать преодолевать трудности песчано-каменистых карельских грунтовок. Подходящего места возле города я не нашел, поэтому заехал в саму Костомукшу, проехал через центр и выехал к озеру Контокки, на берегу которого и поставил палатку. Пожарил яичницы, умылся в озере и забрался греться в палатку. Расстояние было пройдено небольшое, но далось оно не так уж легко. Перед сном решил проверить погоду в районе Мурманска и полуострова Рыбачий. Прогноз меня не очень обрадовал – еще пару дней там обещали ясно и +14, а потом сплошные дожди и +7. От Костомукши до Мурманска было еще 800 км, 350 из которых предстояло пройти по «грунтам». Я понимал, что буду ехать весь день это расстояние, и что перед поездкой на Рыбачий мне нужны будут силы, поэтому решил забронировать номер в гостевом доме (800 рублей).
15 июня.
Собрав утром вещи и позавтракав снова сарделькой и кашей, я не без труда выбрался с берега озера, потому как земля под колесами была очень рыхлая и покрыта все тем же мхом. В очередной раз вспомнил о том, что надо будет «переобуться» в следующий раз в резину позлее. Заправился до полного на выезде из Костомукши на «ТНК», там же выпил чая и помчал. Следующим пунктом маршрута был поселок Калевала, до которого нужно было пройти 150 км. Асфальт после Костомукши в этом направлении сразу закончился, так что скорость снова колебалась от 20 до 80 км/ч.
В Калевале заехал в рыболовный магазин на берегу озера Среднее Куйто. Купил в магазине блесен и прочей мелочи, которую я вместе со средствами от комаров, как выяснилось, благополучно забыл у родных в Питере. С хозяином магазина приятно пообщались. Он сам ездил на Рыбачий «за треской» в апреле, сказал, там было очень много снега, еле пробились на «Паджеро-Спорт». Когда он услышал из моего рассказа, что прошлой ночью в палатке я замерз, а двигаться мне предстояло дальше на север, он предложил купить у него за 500 рублей б/у-шный финский спальник. В нем, мол, точно не замерзнешь) я согласился. Проблемой было лишь скрутить его и привязать к моту, потому как был он в 2 раза больше моего) вдобавок я купил у него еще финские утепленные рабочие перчатки с надписью «waterproof», которые, как оказалось, действительно очень долго не промокали, в отличие от моих кожаных, руки в которых в дождь промерзали так, что трудно было выжимать сцепление. Тепло попрощавшись с владельцем магазина, я поехал искать рекомендованную им заправку и столовую. Заправившись и пообедав под выпуск местных теленовостей в столовой, я двинул дальше до п. Лоухи, возле которого должен был выйти на трассу «Кола». Участок этот был пройден без особых усилий, хоть и не очень быстро. Свернув на мурманскую трассу, сразу же заправился и помчал строго на север. Стояла ясная погода, было тепло и комфортно катить по отличной трассе, напрыгавшись на бездорожье. Оставшиеся 450 км наблюдалась быстрая смена природно-климатических зон. Тайга становилась все реже и ниже, уступая место карликовым березам. Очень красиво в солнечных лучах смотрелись Хибины.
К вечеру заметно потемнело не только от того, что солнце опустилось, но и земля стала темно-серой и неприветливой. Снова полил дождь и заметно похолодало. Когда доехал до Мурманска, меня заметно потряхивало от холода. Сразу заехал на заправку, согрелся там немного и спросил у двух местных парней, как добраться до моего гостевого дома, потому как телефон и планшет у меня были разряжены, а лезть под сиденье мотоцикла за зарядкой было лень. Гостиницу нашел без труда, заселился и поехал искать еду. Немного покатавшись по улицам ночного (бело-ночного))) города, набрел на небольшой бар в подвальном помещении с рок-тематикой. Купил там две больших пиццы, приятно пообщался с барменом, который с радостью принял мое предложение разместить среди других наклеек единственную имевшуюся у меня с собой с фестиваля «Рок под Курском». «Прилепим ее на самое видное место» – сказал он, размещая наклейку в центре кофе-машины. Мелочь, а приятно) Вернувшись в номер, быстро умял одну пиццу и завалился спать, несмотря на свет из окна во втором часу ночи.

Первая часть здесьЧАСТЬ I

Изображение


16-17 июня.
В этот день мне предстояло выполнить главную цель моего путешествия – побывать на полуостровах Средний и Рыбачий, поздороваться с Баренцевым морем в крайней северной точке Европейской части России. Утром заехал в почтовое отделение, где отправил самому себе в Москву посылку с ненужными вещами и экипировкой жены. Меня беспокоил вопрос с запасом топлива, от Мурманска до Рыбачего было 170 км, а заправок по пути не было. Гугл-карты показали заправку в п. Заозерск, который находился в стороне от дороги в паре десятков километров. Правда, попасть туда у меня не вышло, в нескольких километрах от дороги в сторону Заозерска стоял контрольно-пропускной пункт, где мне сказали, что единственным вариантом заправиться в поселке будет вызов таксиста с канистрой) Этот вариант мне не понравился, а так как бензина мне не хватило бы, я решил воспользоваться запасным вариантом – проехал Титовку и махнул в Заполярный, сделав крюк в 110 км в обе стороны. Пополнив в Заполярном запасы топлива, вернулся в Титовку и свернул влево на грунтовку, ведущую к полуостровам. Пока ехал, чувствовал, что попадаю в другое измерение. Река Титовка красиво бурлила вдоль дороги. Остановился возле водопада, чтобы перекусить оставшейся пиццей и сделать пару снимков. Вид и шум воды завораживал, но впереди было еще много красоты.

Изображение



На перевале Муста-Тунтури наткнулся на участок дороги длиной около 30 метров, где снег еще лежал толстым рыхлым слоем, проехать по которому мне на дорожной резине оказалось не под силу – колеса утопали в снегу, заднее беспомощно буксовало. Толкать тоже не получалось. Поэтому я решил, что пора разворачиваться и ехать в обратном направлении. Лезть туда, откуда самому не выбраться, мне не хотелось.

Изображение


Изображение


Изображение


Пока я делал снимки с этого места, подъехала «буханка», из которой вышли 8 пассажиров: 4 девушки и 4 парня. «Буханка» без пассажиров довольно легко прошла снег, а парни предложили мне помочь протолкать мотоцикл через снежную преграду. Их предложение я с удовольствием принял. Не успев отдышаться после нагрузки, мы попрощались. Ребята погрузились в свой транспорт и уехали дальше, а я вскоре догнал их. Затем они снова догнали меня, потому что я уперся в еще один снежный затор, а потом в еще один… После третьего Юра, водитель «буханки», занимающийся заброской туристов на маршруты Кольского полуострова, сказал, что дальше дорога идет вниз с перевала, и снега больше быть не должно. Обрадованный его словам, слабо представляя, как буду выбираться обратно, я помчал вперед. Но за одним из скалистых поворотов дороги меня ждал самый большой снежный затор на спуске, вверх по которому карабкались парни на квадроциклах. Увидев это, я снова решил разворачиваться, но один из парней раззадорил меня, сказав, что дальше точно свободно, что вся красота еще впереди и, что этот снег через несколько дней растает, и, даже если не растает, в воскресенье рыбаки будут возвращаться с полуострова, помогут мне выбраться. Ободренный его словами, я принял в очередной раз помощь теперь уже от группы квадроциклистов, и мы с большим трудом протолкали загруженный и утопающий в снегу мотоцикл через большой снежный капкан. Когда прошли его, тот самый воодушевивший меня квардроциклист сказал, что они первые, кто пробились на мыс Немецкий в этом году, а ты, мол, будешь первым мотоциклистом, кто побывал на Рыбачем в 2017-м. Вполне вероятно, что он был прав) Поблагодарив ребят за помощь, я поехал дальше, но снова уехал недалеко – впреди был очередной, пусть небольшой, но непроходимый для меня снег. Сил уже было мало. Попытался взять его с небольшого разгона, но перед сразу же «поплыл», и я свалился на бок. Снова пришлось ждать ребят на «буханке», было неудобно перед ними, что они потеют из-за меня, но парни сказали, мол, раз взялись, то уж поможем) Большое им спасибо за помощь и поддержку.
После этого был еще один совсем небольшой снег, перед которым я попросил Юру взять мой мот на борт своего вездехода, когда он будет возвращаться назад. Ночевать на Рыбачем мне не очень хотелось, погода скоро должна была испортиться, с собой у меня было мало продуктов, да и коврик мой был то ли утерян, то ли украден, пока мотик стоял возле почтового отделения в Мурманске. Юра ответил, мол, попробуем что-нибудь придумать. Дальше ехали порознь, TDM лавировал между ям на дороге чуть быстрее, чем УАЗ.

Изображение


Немного не доехав до перешейка между Средним и Рыбачим, увидел рядом с дорогой группу мужчин и женщин, разбивших небольшой лагерь рядом двумя УАЗами. Остановился поздороваться и узнать, что меня ждет впереди по дороге. Люди приветливо приглашали меня выпить с ними чая и предупредили, что дальше будет несколько глубоких бродов, на дне которых лежат крупные камни. На развилке после перешейка остановился и подождал ребят на «буханке», очень не хотелось разминуться и остаться без помощи. На этом месте была какая-то заброшенная база, бокс под грузовые машины, много мусора и догнивающие кузова вездеходов – картина немного удручающая.

Изображение


Изображение


Дальше поехали вместе, первый брод я проехал по полуразрушенному мосту, а перед вторым решил остановиться и подождать Юру. Он должен был высадить своих пассажиров еще через 12 км, а потом забрать их через 9 дней, за которые они пешком планировали обойти по берегу Рыбачий по часовой стрелке. Узнав их планы, я сказал ребятам, что они отчаянные, а они в ответ назвали отчаянным меня, потому что я еду в одиночку. Пока Юра «бродил» по воде, стекающей бурными ручьями со склонов вдоль Большой Волоковой губы Баренцева моря, я расположился на берегу этой губы, сделал себе чая и перекусил. Погодка стояла солнечная, вода была прозрачная, и если бы было больше времени и дров для костра, чтобы согреться после купания, я бы обязательно искупался в Барецевом море (оставим этом на следующий раз). Обслужил мотик, пока ждал Юру, встретил еще одну «буханку», на которой мужики приехали ловить рыбу. Оказалось, один из них мой земляк. Земля в очередной раз подтвердила свою форму) Угостил рыбаков пакетиками с чаем и попрощался.

Изображение


Изображение


Изображение


Дальше был долгий обратный путь, занявший у нас с Юрой всю ночь и отобравший много сил. Там, где мотоцикл вниз толкали 4-5 человек, мы выбирались вверх вдвоем. Снег стал чуть плотнее, когда к ночи похолодало, помогло также уменьшение давления в шинах. Навязанная на заднее колесо веревка результата не принесла – колесо только сильнее зарывалось в снег. Пару небольших заторов мы протолкали мот, а на самом большом решили использовать имевшуюся у Юры 70-метровую веревку. Брать мотик на борт он не решился, да и правильно сделал – когда «буханка» карабкалась по снегу, ее неслабо подбрасывало и раскачивало. Лишние 200+ кг ему были ни к чему, да и закрепить мотоцикл в салоне было бы проблематично. Проехав на машине снег, мы привязали веревку к моту и попробовали пробираться через снег на 70-метровом буксире. Один раз я не удержал мот и свалился на бок. Юра не сразу заметил это с такого расстояния и протащил меня так несколько метров, отчего пострадавший при падении левый кофр снова погнуло. В несколько подходов, потому что дальше по ходу движения «буханки» был поворот за скалу, мы вытащили мотик из снега.

Изображение


Изображение


Затем была еще одна заминка у берега Титовки на подъеме по большим камням, которые удалось пройти, накачав снова колеса и увеличив тем самым дорожный просвет. Попрощались с Юрой, от всей души поблагодарил его за эту помощь! Предлагал ему денег за это, но он отказался, сказав, что его заработок это заброски, и свое он уже заработал, а мне помог не из коммерческих соображений. Большое тебе спасибо! Заброски и путешествия по Кольскому
Уже в 5-м часу утра двинул от Титовки в сторону Мурманска. Боялся обсохнуть, так как много бензина было сожжено, когда буксовал на снегу, да и по каменистой дороге преимущественно двигаться приходилось на 1 передаче. Но к моему счастью бензина хватило до заправки. Там я немного погрелся, выпил чая с пирожком, залил полный бак и помчался в п. Ревда, до которого нужно было проехать 150 км. Весь этот путь меня сопровождал холод и дождь. В Ревду приехал около 8 часов утра, купил продуктов в местном супермаркете, нашел единственную в поселке гостиницу (800 руб.), потому как ставить палатку промокшим и продрогшим мне не хотелось, а нужно было передохнуть после Рыбачего и запастись силами перед следующей точкой маршрута – перевалом Геологов. Юра говорил, что сейчас мне туда точно не пробраться на мотоцикле. Я решил, что доеду, куда смогу, а там уже пойду пешком. Фотографии из этого места меня очень впечатлили, поэтому я не мог оставить без внимания эту природную красоту.

18-20 июня.
Отдохнув почти весь предыдущий день и ночь в простеньком номере с ужасной провисающей кроватью на древних пружинах, которой была не рада моя уставшая спина, я выдвинулся из поселка в сторону ГОКа, до которого было около 8 км. Примерно за 500 м до ГОКа свернул на ответвление вправо, дальше дорога вела к перевалу. Вела, но недолго – все было завалено тем же рыхлым снегом. Первый небольшой участок снега я решил объехать по камням, не хотелось бросать мотоцикл с вещами так близко от дороги на ГОК. Задачу эту выполнил с большим трудом, несколько раз ронял мотик на камни, много сил отдал, пока поднимал его на уклоне. От камней осталась царапина на фаре (хорошо, не разбилась), небольшая вмятина сбоку на раме и погнулась лапка КПП, которую пришлось снимать и выгибать обратно с помощью булыжников. Жаль было верного коня, но куда уж без этого в таких приключениях. Проехал небольшой сухой участок каменистой дороги и уперся в сплошной снег. Накрыл мот и пошел вверх на перевал. По перевалу я «гулял», проваливаясь в снег по колено, а иногда и по пояс в снег, прыгая по острым камням. Камням, торчащим из-под снега, был очень рад и старался держаться их скоплений на пути к перевалу, потому как идти по снегу было очень тяжело. Прогулка моя продолжилась 7 часов, за которые я очень устал, но зато насмотрелся на впечатляющие пейзажи северной суровой природы.

Изображение


Изображение


Изображение


К 17 часам вернулся к мотоциклу, сделав круг по перевалу, вылил воду из ботинок, перекусил и хотел было двигаться обратно в поселок, однако мотоцикл отказался заводиться. Решив, что виной тому свечи, и удивившись, почему вдруг сразу две, я попробовал их выкрутить. Это у меня не вышло по той причине, что свечной трубчатый ключ из комплекта облизывало сверху рожковым, а накидного или головки на 17 у меня с собой не было. На мое счастье на дороге я увидел машину, ехавшую в сторону ГОКа. Я решил, что когда машина будет двигаться обратно, попробую попросить инструмент у водителя или доеду с ним до поселка, чтобы найти его там. Однако на обратном пути водитель, пожилой мужчина, из окна прокричал на мои размахивания руками, что он спешит. В машине с ним сидела молодая женщина, мне показалось, это она уговорила его развернуться и узнать, что у меня случилось, потому как через пару минут машина вернулась и она переспрашивала у него, какая помощь мне нужна. Мужчина вышел со словами: «Подумал я, как ты тут один будешь, машины редко ездят здесь». Водитель поделился со мной накидным ключом, я вывернул и заменил одну из свечей, после чего мотик сразу завелся и вроде как заработал на оба цилиндра. Я обрадовался и, не желая долго задерживать людей, вернул ключ и поблагодарил их. Уточнив, что у меня точно все в порядке, мои спасители уехали. Мотик, как оказалось, работал чуть больше, чем на один цилиндр. Дотарахтев до поселка, я заправился, после чего нашел кафешку и перекусил бургером с чаем. Пожилая женщина вдобавок угостила меня конфетами и поблагодарила, что я к ним заехал. Очередной приятный момент) Возле кафешки стал снова менять свечи. Снова ко мне пришел на помощь местный парень, который принес из гаража накидной на 17, с помощью которого я заменил вторую свечку. Разговорились с парнем, он тоже был мотолюбителем, гонял на Урале. Рассказал, как они с другом на «ИЖ-Юпитере» «штурмовали» Рыбачий, и как в ходе этого штурма он повредил ногу. Поблагодарив его за помощь, я около 23 часов двинул дальше. Мой путь лежал в г. Беломорск, откуда в 8 часов утра я должен был на теплоходе отправиться на Соловецкие острова. Проехать нужно было около 600 км. Белые ночи позволяют ехать круглосуточно, однако бороться с усталостью и непогодой было непросто, снова лил дождь. Не доехав 25 км до Кандалакши, обсох на трассе, не догадавшись свернуть с уже включенным резервом на Полярные Зори. Пожалел очень, что залил мало бензина на сомнительной заправке в Ревде. Машин было немного ночью, мимо проезжали только фуры и иномарки. Отечественных «Нив», «УАЗиков» и других, у которых бы можно было «стрельнуть» пару литров топлива, за почти час я не увидел, поэтому нашел в интернете телефон такси из Полярных Зорь и попросил водителя привезти мне бензин. Этот прогон дался мне непросто. Один раз останавливался на заправке и отогревался. К 6 часам утра приехал в городок Беломорск. До отправки теплохода было еще время, и я поехал искать продуктовый магазин и банкомат «ВТБ». Все это я нашел на Ж/Д-станции, снял денег на билет на Соловки (1500 руб. в одну сторону), купил еды и поехал к морскому порту. Там возле будки охранников развесил промокший экип и одежду, переоделся с удовольствием в сухое и побежал к кораблю, подгоняемый советом охранника о том, что ровно в 8 часов судно отравляется, и ждать никого не будет. Еле добежал с рюкзаком до теплохода, уложился за 7 минут, а он и не думал отправляться. На борту я был вторым пассажиром, остальные должны были подъехать на автобусах не раньше, чем через час – туристы из Москвы, которые прибыли на теплоходах по рекам и каналам. Занял место рядом со своим попутчиком по имени Юлий, с которым мы провели весь этот день за интересными разговорами. Он отставной военный, сейчас живет в Одессе, а на русский север приехал, чтобы встретиться со своими сослуживцами и посмотреть интересные места. Посетить Соловки меня вдохновил прочтенный за год до этого роман Захара Прилепина «Обитель». Судьба узников СЛОНа (Соловецкого лагеря особого назначения) в конце двадцатых годов прошлого века, выживавших в тяжелейших суровых условиях севера, описанная в романе, подтолкнула меня к очередной цели маршрута. В тумане мы пробирались по Белому морю к Большому Соловецкому острову 4 часа. Атмосфера на Соловках показалась мне очень тяжелой и гнетущей. Моросящий дождь и холод добавили к этому свой вклад. С Юлием, который согласился составить мне компанию, мы осмотрели главное сооружение острова – Обитель, а затем взяли напрокат велосипеды и покатили по песчаной лесной дороге к Секирной горе, которая находилась в 12 км от причала. На Секирной горе была расположена церковь, служившая в лагерную эпоху истории островов штрафным изолятором. Самое ужасное место на Соловках, где были до голодной и холодной смерти замучены сотни людей. От окруженной туманом церкви, которая теперь была приведена в порядок и имела вид обычного каменного храма, все же веяло жутким холодом. После поездки к горе пообедали в Обители в трапезной с остальными прибывшими на остров гостями, которые по большей части были паломниками. С Юлием мне дополнительно повезло в том, что он был далек от религии, и нас обоих интересовала история и архитектура острова. В 19 часов погрузились на свое судно, прикупив перед этим в лавках сувениров и местных кулинарных произведений. С удовольствием был съеден потом огромный пряник. На обратном пути по морю мы оба спали, согревшись после соловецких холодов.

Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Ближе к полуночи корабль причалил в Беломорске. Попрощались с Юлием, пожелали друг другу удачи в продолжении пути. Собрал вещи, которые не сильно подсохли за день, потому как воздух был влажный, да и дождь накрапывал несколько раз. Поговорил с охранником, выслушал его рассказ о том, как он пригонял сюда из Ленинграда Яву с коляской, поблагодарил за сохранность моего добра и помчал в очередную бессонную ночь в сторону Петрозаводска. В мои планы входило остановиться через пару-тройку часов где-нибудь в южной части Карелии, найти хорошее место для стоянки и рыбалки, и денек провести спокойно на природе. Однако пока я ехал, планы в моей голове изменились. Силы откуда-то появились, спать почти не хотелось, и я решил перенести конечную точку в Великий Новгород. В этом городе я хотел посмотреть достопримечательности и набраться сил перед фестивалем «КИНОпробы» и заключительным перегоном в Москву. В последние пару сотен километров до Новгорода пришлось собрать волю в кулак и дотерпеть усталось. В Новгородской области участок между п. Кириши трассой М-10 собрал здоровенную пробку на узкой и разбитой до огромных ям дороге. Не без труда объехал ее и уперся в плотный поток машин на трассе, который двигался медленно из-за сильного ливня и ремонта дороги. В итоге в Новгород я попал к обеду, весь промокший, замерзший и измотанный. О палатке мыслей не возникало, поэтому я нашел в объявлениях и снял на сутки квартиру (1000 руб.), в которой решил просушиться и отоспаться.
21 июня.
Отдых, горячий душ и еда вернули меня снова к жизни. На следующий день я был готов посетить Новгородский кремль (детинец), а потом двинуться в г. Окуловка, где должен был пройти фестиваль с участием известных российских рок-групп, посвященный 55-летию Виктора Цоя. Исторический центр Новгорода, как и сам город, мне очень понравился.

Изображение


Изображение


Осмотрев его, я выехал в сторону Окуловки. Когда покидал Новгород, ясная погода снова сменилась дождем, который прекратился ближе к съезду с М-10 на Окуловку. После поворота с трассы дорога была снова разбита. Машины двигались на многих отрезках очень медленно, тут уж я порезвился на мотике, как умел. Приехав за час до начала выступления групп на фестиваль, снова был обрадован начавшимся дождем. Благо, атмосфера на фесте была теплая. Очень порадовал и тот факт, что вход был бесплатным. До конца выступления я не дождался, понимая, что впереди самый сложный участок пути.

Изображение


Примерно в 22 часа я выехал в сторону дома. Снова были заторы на дороге из фур, сильный дождь, от которого видимость снижалась до опасных значений, борьба с усталостью и холодом. Скорость движения пришлось заметно снизить, особенно когда во время очередного опасного обгона фуры заднее колесо на толстом слое прерывистой линии разметки сорвалось в небольшую пробуксовку… Ночью на мокрой дороге при скорости за 100… это было очень бодряще! Сжав зубы, дотерпел до дома. Больше ночью в дождь ездить не хочу, да и вообще ночью. Зайти домой, встретить родных, принять горячий душ и позавтракать… Счастье! После таких приключений.
В заключение могу добавить, что первый блин у меня не получился комом. Есть, над чем подумать, что доработать и учесть, но опыт первого путешествия получился очень положительным. Дело это, конечно, затратное, но по-настоящему стоящее. А поэтому – дальше только вперед! Благо, интереснейших и доступных направлений выше крыши!
P.S. О расходах и расчетах. В целом было потрачено на путешествие около 25-30 тысяч, а потом еще около 20 на обслуживание мота после пройденных 5500 тысяч километров (задняя резина, тормозные колодки, цепь, сальники вилки и замена масла двигателя). Многих расходов можно было бы избежать, таких как вынужденные дозаправки, утерянные канистры с бензином, покупка креплений для камеры и дополнительного снаряжения, почтовое отправление и т.д. Но на то оно и первое путешествие. Для расчетов кому-нибудь может быть полезна таблица моих заправок. Заливал преимущественно 95-й, но пробовал экспериментировать с 92-м, сравнивал запас хода на баке на обоих видах топлива при одинаковом крейсере (110 км/ч). Разницы не заметил, вышло в среднем 6,1 литра на сотню и примерно 320 км хода на баке. Хочу больше запаса, напрягает этот момент. На Урале было по 380 км на одной заправке. Всем спасибо, кто осилил мой рассказ)

Изображение

18 Комментарии

Пока только фото, сильно впечатлило.
Завтра почитаю.
Фотография
AlexandeR RideR
15 Jan 2018 22:06
Здорово, я это кино успел посмотреть до размещения на форуме! Подписался на ютубе.

И фото и отчет интересны! Спасибо ! С интересом смотрел. В тех местах тоже бывал, срочником - моряком, и северные пейзажи всколыхнули воспоминания))

Здорово, я это кино успел посмотреть до размещения на форуме! Подписался на ютубе.

Спасибо! Буду снимать еще!

Переместил в правильный раздел  - это поездка не на Трансальпе.
подробно читать буду завтра

Прочитал. Здорово скатался. Впечатлило форсирование сугробов по дороге на Рыбачий.

Фотография
АджиГа
16 Jan 2018 21:35

Классно сьездил, фото/видео отличные.

Фотография
Лентяй
18 Jan 2018 20:54
Рискованный парень.
Фотография
Скобарь
19 Jan 2018 12:40

Спасибо за отчет, сложный маршрут для этого времени, готовности техники и одиночного преодоления! На такое не каждый решится... 

Круто!

Спасибо за оценку!)

Фотография
Дикий Серж
22 Jan 2018 15:05

Молодца!

Фотография
Torman(J)
22 Jan 2018 21:00

Все интересно и на самом деле круто! Спасибо за отчет!

Просто супер круто для первого то раза. Просто бесстрашный и дожде-холодостойкий "молоток". Старайся не ездить уставшим ночью.

Барахло лучше привязывать резиновыми жгутами, не важно самодельными из камер авто или покупными для эспандеров.

Просто супер круто для первого то раза. Просто бесстрашный и дожде-холодостойкий "молоток". Старайся не ездить уставшим ночью.

Барахло лучше привязывать резиновыми жгутами, не важно самодельными из камер авто или покупными для эспандеров.

Про езду ночью - ночь там была за все дни всего одна, когда возвращался. Хотелось поскорее вернуться домой, к ночевке погода не располагала совсем. А в остальные прохваты "за полночь" было светло как днем, организм бодрствовал и не пытался заснуть) плюс впечатления бодрили не хуже допинга!)

Барахло привязывал резинками, кроме тех самых злосчастных канистр) в следующий раз закреплю надежнее.

Всем спасибо за теплые слова)

Фотография
Сергей 73
27 Feb 2018 12:14
Супер! Хорошо прокатился! Отличный отчёт, понравился! Спасибо огромное тебе.

Супер! Хорошо прокатился! Отличный отчёт, понравился! Спасибо огромное тебе.

Тебе спасибо за добрые слова!

Фотография
motoboroff
03 Apr 2018 13:19

Обалденно. Места там особенные.