Перейти к содержимому

Трансальп-клубы мира

Закладки

* * * * *

Попить пива с другом. 5000км и кусочек Казахстана.


Увы, но есть места на самой грешной из планет,
Где люди вместе с коровами воду пьют из лужи .
А ты говоришь «Хорошо там, где тебя нет!»
Но там, где тебя нет, браток, бывает и хуже.
Много лет собирался съездить куда-нибудь на несколько тысяч км, и вот этим летом все звёзды сошлись в одну линию. Семья выгуляна в Крым, забор поменян, новые ворота сварены, и ещё осталось 12 дней от отпуска. Цель определилась быстро – сгонять к другу, который два года назад переехал в Сочи, и попить с ним холодного пива. В плане было проехать 2400км за три дня, провести две ночи у друга и ещё за три дня вернуться. Бюджет – минимальный, ночёвки в палатке, продукты с собой. Дорога внесла свои коррективы.
Изображение
На фото – возле новых ворот. Выезд ))
Чтобы не ехать надоевшей дорогой вдоль Волги, решено было разведать короткую дорогу – через Казахстан. Как известно, все приключения начинаются со слов «Фигня, я знаю короткую дорогу!» Жена сделала последнюю попытку меня удержать – предложила вместо поездки в Сочи купить мотоботы, о которых давно мечтаю. Зачем мне мотоботы, если я никуда в них не поеду! Отказался. Поехал в берцах, которые носил сын ещё в военном училище.
В погоне за экономией места не взял с собой зеркалку, поэтому фотографии получились невыразительными, в стиле «Я там был». В следующий раз не стану на этом экономить.
Выехал рано утром 4-го августа. Утром было прохладно, ехал в мотокуртке. Через час с небольшим свернул в поле, чтобы сфотографироваться среди стожков соломы. Мимо на телеге неторопливо проезжал дедок, сгорая от любопытства. Я поздоровался. «Проверяте чаво?» - поинтересовался он. «Нет, просто фотографируюсь.» «Ааа…» Дед был разочарован.
Ещё через пару часов часов уже проходил таможенный контроль в Илеке, на границе Оренбуржья с Казахстаном. Прошёл за полчаса. За это время солнышко припекло, смартфон в китайском чехле на руле мотоцикла перегрелся и получил тепловой шок. Поскольку он же, родимый, исполнял роль фотоаппарата и навигатора, я загрустил. К счастью, после остывания Ксайоми снова заработал. После этого я стал включать его на зарядку только рано утром или поздно вечером, когда прохладнее.
После прохождения всех постов, отдал 5000р в последнюю будочку, с запахом перегара из окошка. За это получил казахское ОСАГО на 15 дней за 1700р, которое в результате так и не пригодилось. И около 15000 теньге красивыми бумажками.
От Илека маршрут шёл на Аксай, затем на Уральск. Не доезжая Аксая, свернул направо, на объездную… и выехал на неплохой щебёночный грейдер.
Изображение
Сначала решил, что заблудился. Остановился, чтобы осмотреться и проверить маршрут в навигаторе. Из встречной машины мне показали большой палец и посигналили. Это меня подбодрило, двинул дальше по грейдеру. Через пару десятков километров выехал на асфальт.
Перед Уральском догнал полицейскую машину, которая двигалась со скоростью 60-70. Решил не наглеть, еду себе потихонечку за стражем порядка. Вижу, он высунул в окно левую руку и делает непонятные жесты ладонью. Я понял эти жесты как «Обгоняй!», обогнал… услышал позади звуки сирены и приказ остановиться.
- Откуда едете? Куда? Путешествуете?
Документы молодой казах даже не стал проверять. Последний вопрос меня сразил:
- Никто вас тут не обижал?
- Нет, кто меня обидит?
Напоследок я уточнил у него, какова разрешённая максимальная скорость на дорогах Казахстана. Ответ был - 100 км/ч, если нет дополнительных ограничивающих знаков.
Объехал Уральск, двинул по неплохой дороге на Атырау. Жара стояла неимоверная, при этом дул сильный боковой ветер в правую скулу. Ехал уже в черепахе на футболку, при этом всё равно было очень жарко. Двигатель перегревался, температура двигателя постоянно держалась выше сотни, на полном ходу включался вентилятор. Бензин в баке почти кипел. К тому же после 110 км/ч из двигателя начинал доноситься не совсем приятный уху звон. Уже позже я догадался, что причиной была не только жара, но и некачественный казахский бензин. Походу, их 95-й не дотягивает по показателям даже до нашего 92-го.
Немного облегчили ситуацию два небольших дождика и один короткий, но сильный ливень. Ветер нёс дожди с запада на восток, а я пересекал их двигаясь с севера на юг. Это была моя первая мотопоездка, когда я реально радовался дождю в дороге! Даже не одевал дождевик, просто наслаждался коротким душем, потом за 10 минут снова высыхал.
Изображение
Изображение
Дожди сменялись пыльными бурями, которые несли через дорогу облака пыли и шары перекати-поля. Впервые пожалел, что у меня нет экшн-камеры.
Несколько раз меня обгоняла группа крутых машин с символикой «СТК» (или ТКС, уже не помню), всякие там крутые BMW и Audi. Двигались с явным превышением скорости. И всякий раз минут через 15-20 они уже стояли на обочине, и я опять проезжал мимо них. Вот поэтому терпеть не могу езду в колонне.
Изредка встречаются небольшие населённые пункты. Вдали от больших городов народ простодушный и легко идёт на контакт. Если просто внимательно посмотреть в глаза человеку на обочине, он обязательно помашет тебе рукой. Дети просто бросаются под колёса, восторженно размахивая руками.
Хотя машин по трассе идёт немало, пробок нет. Дорога в степи просматривается на несколько километров вперёд, обгоны даются легко. Фуры идут свою соточку и не ползут на подъёмах, потому что подъёмов нет. Едешь в своём темпе, никому не мешаешь, и тебе никто не мешает. Остановился отдохнуть, попить воды, остудить двигатель. Оставил мотоцикл в замусоренной придорожной посадке, взял с собой воду и сухари, и пошёл гулять по степи. Пить приходилось постоянно, за день выпил литра 4 воды, не считая вечернего чая.
Изображение
Изображение

Ровная, выжженная солнцем поверхность. Если вы находитесь рядом с линией электропередач, то в поле зрения попадает не 5-10, а 50 или даже 100 опор, которые где-то вдалеке сливаются с горизонтом. Скудная растительность, почва – смесь песка и глины. Такое чувство, что океан отступил отсюда только пару месяцев назад, и первые растения пытаются захватить ровное песчаное дно. В общем, это не наша башкирская степь, где трава по пояс, над головой поют тысячи птиц, жужжат пчёлы и шмели, пахнет мёдом и травой. Это, скорее, пустыня. А может, я просто попал в «мёртвый сезон».
У придорожного торговца купил небольшую дыньку, отдал 800 тенге. Долго потом совершал арифметические операции в голове, у себя дома я ту же дыню покупаю вдвое дешевле. Увидел на заправке столик и пару скамеек под навесом, решил заправиться и съесть дыню. Открыл бак (ключ оставил в пробке бензобака), зашёл на заправку расплатиться. Выхожу – мотоцикл рассматривают двое, казах и русский. Обычные вопросы – что за мот, сколько и.т.д. Потом русский говорит:
- Зря ты так ключи оставляешь в мотоцикле!
- А что, могут взять?
- Здесь могут!
Казах начал возражать – мол, кто тут может взять. Аргумент русского сразил:
- Я могу!
Посмеялись, разошлись. Пока я ел дыню, подъехал Ларгус-такси. Народ гуськом пошёл в туалет ( в степи не принято присаживаться возле дороги, слишком хорошая видимость. Все заправки и места для отдыха оборудованы туалетами). Разговорились с водителем. Он предупредил что дальше дорога будет хуже, мол, «опасайся щебёнки». Я уже видел казахский грейдер – отличная щебёнка! Не проникся предупреждением.
За 15 минут боковая поставка мотоцикла провалилась в раскалённый асфальт. Если бы я ещё немного задержался, пришлось бы мот поднимать.
Изображение
Буквально через десяток километров начался ремонт дороги – здоровенные и многочисленные квадратные пропилы в асфальте. Водитель, который меня предупреждал на заправке, уже стоял, менял колесо. Мне удалось благополучно проехать между ямами, начался небольшой участок свежего асфальта… и потом я с ходу вылетел на щебень, причём между асфальтом и щебнем фурами была выбита здоровенная яма, и я с лязгом приложился центральной подставкой и катализатором. В дальнейшем этот звук меня преследовал ещё километров 400 ))
И началось то, что я называю «казахский трэш» - участки асфальта всё чаще стали сменяться участками разбитой в хлам дороги, с ямами в полколеса с острыми краями. Уже темнело, до Атырау оставалось километров 70. Остановился сфотографировать верблюдов и начал присматривать место для ночёвки.
Изображение
Верблюды – смешные и любопытные создания. Когда проезжаешь мимо пасущегося стада, все одновременно поднимают голову и смотрят на тебя, как на инопланетянина.
Свернул прямо в степь, и встал возле русла высохшего канала, среди верблюжьих и овечьих какашек. Дорога там идёт вдоль реки Урал, много таких каналов пересекают дорогу перпендикулярно, и ни в одном нет воды. Разулся, нахватал полные сланцы колючек. Только когда слез с мотоцикла, вдруг осознал, что страшно устал. По жаре было пройдено 820 км. А я-то рассчитывал с лёгкостью по 1000 в день проезжать! Сначала не хотел ставить внешний тент палатки, но вдруг капнул дождик. Пришлось уже в темноте натягивать тент. Ночью он хлопал на ветру, дождь так и не пошёл, а я долго не мог уснуть. Под утро мне приснился верблюд, который жуёт мою палатку.
Изображение
Изображение
ДЕНЬ ВТОРОЙ
На утренний кофе, сборы и сворачивание лагеря ушло чуть более часа. В 7.30 утра (по башкирскому времени) двинулся дальше. Не доезжая Атырау, свернул направо, на объездную «дорогу» . Месиво из вздыбленного асфальта, колея как от лесовозов, ямы с острыми краями… Ехал с матом, местами сворачивая прямо в степь. Очень переживал за кофры – пузатые пластиковые Гиви. Думаю, если бы не стяжка из Ашана, они бы отвалились от такой тряски. К счастью, у объездной дороги есть грунтовый дублёр. Редкие попутные и встречные едут по грунту, поднимая тучи пыли.
Изображение
Изображение
Проехал мимо парнишки лет 14, рядом на асфальте лежит велосипед. Он помахал мне рукой, я помахал в ответ. Метров через 300 я остановился, сфотографировать качество дорожного покрытия. Пока возился со смартфоном, паренёк меня догнал. Поздоровались, он начал что-то говорить на казахском. Я покачал головой - «Не понимаю». Тогда он показал на губы и сказал «Вода!» Дал ему напиться. Потом он показал на мотоцикл и спросил «сколько?» Напоследок дал ему ещё с собой бутылочку воды. Он сказал «спасибо», на этом распрощались. Походу, молодое поколение изучает русский язык только в школе. В то же время, полицейские отлично говорят по-русски, практически без акцента.
Немного проехав по объездной, встретил рукотворное чудо – нефтяное озеро. Земля вокруг пропитана нефтью, лежат какие-то брезентовые рукава. На середине озера непрерывно бурлит выделяющийся газ. Так и не понял, что это такое. Видимо, нефтяники не смогли полностью перекрыть скважину.
Изображение
Вдоль всей дороги стоят высокие кирпичные… нет, не дома – надгробия. Причём мёртвых на этом участке пути я встретил гораздо больше, чем живых. Видно, что казахи высоко чтут память предков. И все кладбища расположены именно вдоль дороги, а аулы – где-то в глубине, с дороги их не видно. Причём дорожные указатели есть далеко не везде. Так, уходит в степь малозаметная колея, на повороте воткнута палка, к ней прибита табличка с надписью на казахском. Для пущей убедительности, к палке привязана ещё какая-нибудь красная тряпка.
Изображение
Иногда из степи доносится благоухание свежей падали. Именно на этой объездной, вокруг Атырау, попалось множество верблюжьих трупов в разных стадиях разложения. Вот самый фотогеничный из них:
Изображение
Видимо, это какая-то своеобразная Долина Верблюдов, наподобие Долины Слонов.
Сильно надеялся, что, проехав объездную, выеду на нормальный асфальт. Зря надеялся.
От Атырау вплоть до погранперехода так и не встретил ни одного участка ровного асфальта длиннее 500м. А если и попадается кусочек, на котором успеваешь разогнаться до 80-90 км/ч, то в конце тебя заботливо встречает знак:
Изображение
Так я и ехал на второй передаче, среди бесконечных кладбищ , местами разгоняясь аж до 40 км/ч, периодически прикладываясь централкой и катализатором. При этом я ещё обгонял фуры, которые со страшным грохотом тащились со скоростью 10-15 км/ч! Практически все с казахскими номерами. Многие встречные водители показывали мне большой палец (не средний, прошу не улыбаться!). Общие трудности здорово сближают людей. Эти 320 км от места ночёвки до границы с Россией растянулись для меня на весь день, с 8 утра до 5 вечера. Где-то слева оставалось Каспийское море, но я уже выбивался из графика, торопился, и не стал искать выезда на берег. Проехав Курмангазы, слева от дороги встретил признаки цивилизации – две ветряные электростанции. ЛЭП сюда так и не дотянули, но хотя бы так обеспечили местное население электричеством.
Изображение
Пока я тащился по всему этому мёртвому безобразию, в голове у меня крутилась навязчивая песенка Азамата Мусагалиева:
«Увы, но есть места на самой грешной из планет,
Где люди вместе с коровами воду пьют из лужи .
А ты говоришь «Хорошо там, где тебя нет!»
Но там, где тебя нет, браток, бывает и хуже.»
Человек родом из тех краёв, он знает, о чём поёт!

Изображение

Память о дорогах Казахстана

За всё время поездки по Казахстану я не встретил НИ ОДНОГО МОТОЦИКЛИСТА!! И вдруг…
И вдруг, совершенно неожиданно начался РОВНЫЙ АСФАЛЬТ, и метров через 500 я уткнулся в хвост очереди на погранпереходе. Остановился, чтобы приготовить документы, и услышал за спиной характерное «пух-пух-пух» - так может работать только одноцилиндровый четырёхтактник! И точно, мне в хвост пристроился маленький «гусёнок», навьюченный боковыми сумками и палаткой. Я распахнул объятия «здорово, брат!» Брат снял шлем, и оказался девушкой лет 30 ))) К сожалению, она не шла на контакт и не говорила по-русски, и даже на мои жалкие потуги завязать разговор не английском не отреагировала. Ехала на маленьком BMW с вилкой-перевёртышем, я потом нашёл модель в интернете, BMW G310 GS.
Изображение
Пропустил её вперёд. Уже на выезде от погранцов узнал, что это мотопутешественница из Австралии. «А ваша жена уже проехала! Как это не ваша жена? А вы что, не из Австралии?»
Как она едет, где ночует – загадка. Поклажи не так много, в сравнении со мной. Из рюкзака торчит трубка гидратора. Наверное, удобно пить воду на ходу.
Выехать из Казахстана оказалось труднее, чем въехать. Очередь длиннее, пропускают мотоцикл неохотно. Постов оказалось гораздо больше, вроде уже все прошёл, убрал документы, экипировался – опять стой, показывай бумажки. Досконально проверили поклажу на предмет чёрной икры, алкоголя и оружия. Австралийку (австралиянку?) так не шмонали. На все вопросы пограничников она отвечала «Don’t understand» , и её пропускали дальше. Часа через два я окончательно всё прошёл, выехал на НОРМАЛЬНЫЙ АСФАЛЬТ. Проехал километров 20 и остановился, чтоб привести мысли и поклажу в порядок. Мимо меня пронеслась лихая путешественница на гусёнке, подняла руку, и больше я её не видел.
В каком-то населённом пункте (наверное, Красный Яр, смотрю уже по карте) навигатор вывел меня на платную понтонную переправу. Отдал всего 200р, но страху натерпелся. Понтоны гуляют и покачиватся. Для улучшения сцепления на них наварен металлический пруток поперёк, а сверху ещё и вдоль колеи. Ощущения как от движения по резаному асфальту, только под колёсами вместо асфальта скользкий отполированный металл. Со встречной машиной разъехался с трудом, почти остановившись и расклячив шасси.
Проехал Астрахань, причём навигатор долго водил меня по центральным улицам, сквозь трафик и светофоры. Я был вымотан Казахстаном и таможней, едва не уронил мотоцикл на заправке. В конце концов, выезжая с заправки, увидел указатель на Элисту, забил на навигатор и свернул по указателю. Сусанин тут же со мной согласился, и вывел за город.
Восстанавливая в памяти события, с удивлением осознаю, что мне совсем не запомнились города - Астрахань, Элиста и прочие. Видимо, мозг уже переполнен городским шумом, суетой, толкотнёй, и отметает всё это, как ненужное. Зато прекрасно помню каждую ночёвку, шум камыша, запах нефтяного озера и вкус каши из пакетиков ))
Итак, второй день, пройдено менее 400 км из 800+ запланированных. Время восьмой час вечера, осталось часа полтора ехать посветлу, и нужно искать место для ночёвки. Из графика явно вылетаю, появилась даже мысль – от Астрахани повернуть в Башкирию, ну их эти Сочи, пусть там мажоры тусуются. По краям дороги та же степь, только асфальт не в пример лучше. Вернее, он просто есть, и он неплохой. Заметил километрах в двух от дороги группу деревьев, и поехал туда прямо по степи. Оказалось, это гигантский пятиметровый камыш, выросший на какой-то мочажине. Едва не засадил мотоцикл в чаче, выехал на ровное сухое место и понял, что сил осталось только чтобы уснуть.
Изображение
Изображение


Утро

Это была моя лучшая ночёвка. Та же выжженная солнцем степь, овечьи шарики, но колючек в сланцах уже нет. Сварил кашу в пакетиках, открыл праздничные шпроты. Про тёплое противное пиво даже думать не хотелось, заварил крепкого сладкого чая и уснул сном праведника. Утром проспал, потому что смартфон синхронизировался с местным временем, и разбудил меня на два часа позже. Но зато отлично выспался и отдохнул. Вчерашние сомнения рассеялись, едем дальше в Сочи!
День третий
Опять жара. Слева от дороги заметил солончак. Взял воду и сухари, прошёл прогуляться до него метров 500. Соляная корка, под ней мокрый песок. Поверхность достаточно твёрдая, почти не проваливается. У нас в Башкирии такого не бывает ))
Изображение
Потом встретил ещё много таких солончаков, прямо возле дороги.
Изображение
Лицо у меня обгорело и обветрило, я превратился в настоящего степного бомжа. Пятидневная щетина и запах пота добавляли картине натурализма.
Переезжал множество водоёмов. Видимо, это ответвления и старицы Волги. Здесь настоящий птичий рай – цапли, утки, гуси, лебеди и ещё х. знает какие водоплавающие птицы огромными стаями сидят на воде, разгуливают по берегу и вообще живут в своё удовольствие. Настоящий птичий зоопарк, только в живой природе.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Ближе к Элисте, столице Калмыкии, начались фантастические пейзажи. Ровная как стол степь начала менять рельеф, пошли плавные затяжные спуски, подъёмы и повороты. Отличный асфальт, на дороге появились мотоциклы. В левом зеркале увидел божественное сияние. Посторонился, пропустил Голду, поднял руку. Он тоже поприветствовал меня тепловозным гудком. Представляю, как здорово валить по такому асфальту со скоростью 150++, закладывая мотоцикл в повороты! Элисту проехал стороной, она осталась справа. С объездной дороги видел здания с характерными крышами в форме калмыцкой шляпы. Останавливаться для фотосессии не стал, после вчерашнего зубодробительного дня хотелось ехать и ехать по хорошему асфальту.
От Элисты решил ехать на Ставрополь – Невинномысск – Армавир – Майкоп – Туапсе. Через Туапсе посоветовали ехать попутчики в очереди казахской на таможне, чтобы объехать часть серпантинов. Как оказалось на практике, серпантинов получается примерно столько же, но зато не попадаешь в монументальную 20- километровую пробку в районе Джубги. Дороги отличные, трафика немного (за исключением небольшого участка Невинномысск – Армавир). Обогнал несколько колонн бронетехники. Все колонны сопровождаются автомобилями ГИБДД. Усталые экипажи едут на броне. Каково приходится водителю в этой раскалённой коробке!
Проехал Майкоп, это город тысячи пешеходных переходов, они там через каждые 15 метров! Весь экран навигатора покрылся обозначениями переходов, ехать пришлось интуитивно. Теснота, вечерние пробки, много заниженных тонированных машин с сабвуферами. Столица Адыгеи живёт в своём темпе.
После Майкопа остановился попить воды и сфотографироваться, понравился крутой живописный спуск.
Изображение
Изображение

Увы, фотографии не передают сотой доли тех ощущений, которые получаешь от созерцания гор наяву! Горы нужно увидеть, и точка. Ни рассказать о них словами , ни сфотографировать их невозможно. Это всё равно, что обучать человека вождению мотоцикла по книжке с картинками.
Проехал Хадыженск, начались уже настоящие горные серпантины, которых я так опасался . Асфальт отличный, мотоцикл уверенно держится за асфальт в поворотах, я свободно держусь в потоке, иногда на крутых подъемах получается даже обгонять, благодаря хорошему запасу тяги. Скоро Туапсе и море! Я расслабился, даже снял черепаху и колени. Попил воды, двинул дальше… и после очередного поворота вылетел на размытую ручьями щебёнку, причём совершенно неожиданно! Остановился, осмотрелся – весь поток ползёт по этому щебню. Делать нечего, экипировался и двинулся преодолевать этот категорийный участок, весь в клубах белой пыли. После очередного поворота на 180 градусов посмотрел вправо… Мама, метрах в сорока внизу, на дне ничем не огороженной пропасти, идёт дорога, по которой я ехал полминуты назад! Меня неудержимо потянуло вправо, туда, куда уже сполз придорожный столбик. Никогда ещё Штирлиц не был так близок к провалу! Совершенно инстинктивно вывесил левую ногу как противовес, и мотоцикл выровнялся! На этом месте сейчас стоит небольшой мавзолей, из отложенных мною кирпичей. Оставшуюся часть щебёнки проехал в стоечке.
Изображение

Изображение
Изображение
Мотоцикл после преодоления щебёночного перевала. Где сиденье чёрное – там сидела жопа.
В седьмом часу вечера въехал в Туапсе…. И застрял в монументальной пробке. Если бы не эта пробка, вечером был бы уже в Сочи, мне оставалось до цели около сотни километров. Часа полтора потерял на ползание по обочине, прежде чем вырвался из душного города. Уже темнело, ехать по серпантинам в темноте я не решился. Поставил палатку прямо на краю обрыва, на смотровой площадке. В пятидесяти метрах за спиной всю ночь шумела трасса и светился круглосуточный восточный базарчик, под ногами крутой обрыв к морю. На рейде Туапсе стояли ярко освещённые корабли. Олег звонит
- Когда приедешь, я уже есть хочу, водка закипает!
- Извини, брат, сегодня не успеваю! Буду утром.
Эта третья ночёвка была худшей за всю поездку. Шум трассы до утра не давал уснуть. От меня уже ощутимо попахивало Реальным Байкером, трое суток по жаре не мылся ))). Под утро приснились какие-то кошмары, проснулся от собственного мычания.
Изображение

Утром я был в Сочи. Одометр показал 2360 км от точки старта. Был накормлен, отмыт и уложен спать. Навигатор в Сочи сходит с ума, потому что для многих улиц построены дороги-дублёры, идущие по эстакадам прямо над основными улицами. Навигатор не понимает, едешь ты по верхней или по нижней, и повороты показывает совершенно не туда.
Два дня и две ночи провёл в Сочи. Искупались с друзьями в море на набережной возле Зимнего театра. Вода была тёплой, как в ванной.
Изображение
Изображение
Такое чувство, что вся российская попса летом выступает в Сочи, от Билана до Лободы и Киркорова. Даже давно забытый всеми «Белый орёл» поёт в каком-то сочинском ресторане. На концерты я не ходил, неинтересно. Потратил один день на поездку в Роза Хутор, покатался по канатным дорогам, поднялся в зимнюю олимпийскую деревню. Вместе с билетами на автобус и хачапури за 600р (угораздило меня) поездка обошлась в 3000р. Оно того стоит. Горы, прохлада среди летней жары, и облака под ногами впечатляют. Особенно через два дня после плоской и раскалённой как сковородка казахской степи.
Изображение

Изображение

Изображение
Изображение
Утром шестого дня двинулся в обратный путь. Решил возвращаться по России, Казахстан оставил обладателям лёгких и мягких «чекушек». Чтобы не пылиться на щебёнке, выезжал через Джубгу. Туапсе проехал более-менее спокойно, почти не стоял. Объезжал пробку, где это возможно, по обочине. Во всех курортных городах справа размечена на асфальте полоска сантиметров 60 шириной, скутеристы по ней шныряют как мыши за плинтусом. Для Трансальпа с кофрами узковато, один раз даже сбил кофром пару дорожных конусов.
Почти сразу после Туапсе встал в монументальную пробищу, которая тянулась вплоть до Джубги. Сначала честно стоял с машинами, качая кисть левой руки. К обеду понял, что могу так до вечера простоять. Начал объезжать где по обочине, где по встречке. Когда наконец-то пробка меня отпустила, я решил, что НИКОГДА больше не поеду путешествовать по таким пробковым местам. По мне так лучше казахская степь, чем гламурные курортные пробки. В степи чувствуешь себя совершенно свободным, в любой момент можешь остановиться, чтобы сфотографировать любую понравившуюся какашку. Ни от кого не зависишь, движешься в своём темпе, мысли текут свободно и спокойно. А тут все мысли только о том, чтобы не завалить высокий тяжёлый мотоцикл на полированный бок какой-нибудь Audi Q7, когда объезжаешь его справа по щебёнке. Кисть левой руки сводит судорогой после стопитсотого выжима сцепления.
Из-за пробок, в день выезда прошёл менее 400 км. Во второй половине дня похолодало, натянул дождевик. Ехал по мокрому асфальту, следом за дождём, на обочинах стояли лужи. Закралась предательская мысль – а не остановиться ли в придорожном кемпинге? Ночёвка в палатке на мокрой земле не прельщала, да и боялся уронить мотоцикл в грязи. Но в одном месте увидел довольно плотную грунтовку, уходящую от асфальта вдоль посадки . Свернул по ней. Оказалось, что я выехал на бахчу, а посадка вообще оказалась обитаемой – через каждые 200 метров в ней стояли уютные шалаши, столики, скамейки. Возле одного шалаша сидел сторож.
- Заночую?
- Да ночуй!
Я проехал ещё метров 400, нашёл необитаемый шалаш. Главное, возле него лежала куча соломы, на которой я и разложил палатку. Тут же крутилась пара небольших собачек. Пока разворачивал бивак, подъехал седой лобастый мужик на «Ниве», примерно моего возраста. Поговорили, оказался хозяином бахчи. Делал вечерний объезд владений, проверял сторожей. Обычный разговор – откуда, куда, сколько лет.
- Ночуй, только ничего здесь не бери!
- Да у меня всё своё, спасибо!
Отлично устроился, накормил собак тушёнкой и дошираками. Я уже втянулся и начал получать настоящий кайф от путешествия. Днём едешь, смотришь по сторонам и впитываешь, как губка, дорожные впечатления. Самый приятный момент – это поиск места для лагеря, приготовление ужина, вечерние звонки жене и друзьям. Если перед ночёвкой попался магазинчик, где недорого купил свежий хлеб и баночку холодного пива, то жизнь просто удалась )
Изображение
Изображение
Седьмой день
Выспался отлично, позавтракал, ещё раз покормил собак. Маршрут у меня был заранее проложен так, чтобы максимально объехать большие трассы с буквой М: Сочи-Туапсе-Джубга-Горячий Ключ- мимо Краснодара на Кропоткин – Тихорецк – Сальск - Волгодонск – Михайловка – Саратов – Маркс – Пугачёв – Чапаевск – Бугуруслан – Октябрьский – Кумертау. Асфальт местами был отличный, местами не очень, местами навигатор вообще вёл меня через какие-то деревни, где мамаши с детскими колясками гуляли по обочинам и пялились на меня, как на чудо. Я люблю маленькие деревни и посёлки, жизнь там простая и люди не замороченные цивилизацией. И точно так же, как казахи, машут руками проезжему мотоциклисту.
Проехал Волгодонск. Долго ехал по ужасной дороге мимо каких-то бесконечных яблоневых садов. «Так вот они какие, Сады Придонья!» Сады охранялись собачками, какая-то смесь кавказца с собакой Баскервиллей. Знакомиться с ними не стал, опасаясь, что они невзначай перекусят мой мотоцикл вместе со мной.
Изображение
Пересёк Дон, проехал Цимлянск. В Цимлянске, проезжая мимо какой-то «Пятёрочки», почувствовал запах свежего хлеба. Купил булку горячего хлеба, морковчу и баночку пива на ужин. Вообще, чем хороша дорога через маленькие города – всегда можно встретить продуктовые магазины с человеческими ценами.
Встал отдохнуть и сфотографировать памятник старинному трактору у дороги. Походу, генератор ему таки неправильно воткнули.
Изображение
На одном перегоне долго не было заправок, обсох. Заодно выяснил, что от «бегущей строки» до перебоев в работе двигателя могу проехать 70 км (в неэкономичном режиме). В поклаже было заныкано две полторашки бензина, залил их в бак и через километр выехал на заправку.
В Морозовске проехал через какой-то удивительно низкий путепровод, даже пригнулся, опасаясь задеть шлемом потолок.
Вечерело, съехал в поля для ночёвки, уже рассупонил мотоцикл и начал скидывать поклажу. Потом решил позвонить жене, опа – связи нет! Зная, что теперь она будет всю ночь волноваться, опять навьючился и двинул дальше – искать связь. В результате в этот день был поставлен вынужденный рекорд дальности, 930 км за ходовой день. Место для бивака искал уже в темноте, здорово выручили светодиодные фары, приобретённые у камрада на форуме. Они хорошо дополняют основной свет.
Изображение
Эта ночёвка оказалась с беспокойными соседями – комарами. К тому же, хотя я уехал довольно далеко от асфальта, мимо меня всю ночь ездили какие-то Нивы и Уазики.
День восьмой
Утром, сворачивая палатку, обнаружил, что ночевал практически на ганджубасовой горке, на краю подсолнечного поля.
Изображение
«Опа, а мужики-то не знают!» - подумал я.
Это был единственный день, когда я догадался записать утром показания одометра - 3687км с начала поездки. А ведь долгими зимними вечерами собирался вносить в навигатор координаты всех ночёвок, вести дневник и т.д. Всё оказалось гораздо проще: устал – остановился – уснул!
Пересёк Волгу в Саратове. До дома оставалось больше тысячи км, и я решил особо не упираться, всё равно к вечеру не успеваю. Начались скучные места, плохая дорога, останавливаться для фотографирования особо не хотелось. Запомнились только огромные отвалы белых меловых пород в Балаково. На въезде в Пугачёв остановился, чтобы сфотографировать дерьмовый асфальт, и увидел на телефоне СМС от друга: «Серёга, красавчик! Я тебя видел!» Оказалось, они с семьёй едут на море, на двух машинах, и он разглядел меня во встречном потоке. Вернее, разглядел мой мотоцикл и черепаху, которую я как раз у него одолжил для поездки.
Изображение
Вечерело, проехал Самару, повернул на Бугуруслан. Долго не мог найти тихое место для ночёвки – вокруг тянулись населённые пункты, ни одного лесочка. Справа от дороги увидел огромное скошенное поле, протяжённостью несколько километров. Решил встать прямо не середине поля, и не прогадал! Езда на мотоцикле по скользкой стерне добавляет в кровь адреналина, зад забавно бросает, а сил под вечер совсем не остаётся, чтобы тягать тяжёлый гружёный мот. Особенно опасно ехать вдоль рядов стерни, лучше двигаться поперёк. Решил: где упаду – там и заночую, но не упал! Выехал на середину поля, и обнаружил, что не могу поставить мот на боковую подставку: она проваливается в рыхлую землю, и мотоцикл норовит завалиться. А я как раз на предыдущей остановке прощемал Специальную Фанерку, которая всю дорогу была со мной и выручала в подобных ситуациях. Кое-как снял один берц (берец?) и сумел поставить мотоцикл.
Изображение

Изображение
Изображение
Изображение
Эта ночёвка была самой кайфовой. Спешить уже некуда, до дома каких-то 400км. Сварил рис в пакетиках, поджарил лук с маслом, получилось нечто вроде плова. Тушёнку даже не стал открывать, не хотелось. Долго сидел с баночкой пива под ночным небом, смотрел на звёзды, подводил результаты поездки. Утром хорошенько выспался, сварил кофе. Просушил палатку от росы, не торопясь, тщательно собрался. И сделал для себя вывод, что самый кайф – это когда никуда не нужно спешить. По причине спешки я пропустил много интересных мест, ни разу не искупался, даже проехал мимо Каспийского моря! Ну и самое главное, чтобы дома тебя ждали, потому что конечная цель любого путешествия – это родной дом.

Изображение
Последнее фото - заброшенный угольный разрез возле Кумертау, пара километров до дома. Общий пробег поездки составил 4 980 км. (нужно было кружок дать вокруг дома, для круглой цифры)



ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ, ВЫВОДЫ И СОВЕТЫ ЕДУЩИМ В СОЧИ - АБХАЗИЮ
Первое открытие. Почему я не езжу с семьёй на море через Казахстан, ведь дорога из Башкирии получается на 200 км короче? Потому что дороги НЕТ!
Второе открытие. «Волга впадает в Каспийское море» - ложь! В школе нас обманывают некомпетентные учителя. По дороге от Атырау до Элисты я не пересёк ни одной реки с названием «Волга!»
Через Туапсе ехать лучше, потому что объезжаешь пробку в Джубге. И дорога красивая. Но неизбежно попадаешь в пробку в самом Туапсе, и проходишь 8-километровый перевал по щебёнке.
Я заложил слишком большой ежедневный пробег – 800 км в день. В мой 51 год это осуществимо, но вместо покатушек в стиле «блюз» получается поездка-преодоление. Хуже всего – пробки. Самые классные и свободные дороги в Калмыкии, Адыгее и Астраханской области.
БЮДЖЕТ
Денег ушло 20 000р. Если вычесть отсюда посещение Роза Хутор и гостинцы домашним, то на бензин, пресную воду и купленные в дороге продукты ушло менее 15т.р. В эти 15 входит и казахское ОСАГО за 1700р. Расход топлива вышел чуть менее 5л/100км. Бензин лил всякий, разницы не заметил, кроме перегрева на дерьмовом казахском бензине. В Казахстане 95-й стоит 200 теньге, на трассе М4 почти 50 руб за литр. Брал с собой литрушку масла, доливать не потребовалось. Вообще, мотоцикл показал себя с лучшей стороны. Настоящий японский АКМ – простой и безотказный.
СТРАХИ
Боялся серпантинов. В результате езда по серпантинам в хорошую погоду даже понравилась. Боялся не уложиться в график. В результате не уложился и понял, что не нужен никакой график. Боялся плохой погоды – практически её не застал.
ХОТЕЛКИ
Захотел после поездки:
1) Экспедиционную канистру для воды, литров на 10. С краном и возможностью пополнения канистры без снятия с мотоцикла.
2) Экшн-камеру
3) Удалить катализатор, увеличить клиренс
4) Поменять пузатые кофры GIVI на более узкие, с вертикальной загрузкой.
5) У меня есть ещё один друг, с которым я давно не пил пива. Он живёт в Находке. Правда, жена при одном упоминании о Находке подносит мне под нос сразу три фиги. Как это у неё получается – ума не приложу.
6) Хотел бы повторить тот же маршрут (без Казахстана) на круизере с рядной четверкой и вместе с женой.
ЧТО Я НЕ ВЗЯЛ, И ПОТОМ ПОЖАЛЕЛ, ЧТО НЕ ВЗЯЛ:
1) Зеркалку
2) Термос
Совершенно забыл о средствах самообороны – забыл взять перцовый баллончик и электрошокер, хотя дома были. Даже ножик взял только маленький, раскладной. К счастью, ничего из вышеперечисленного не понадобилось. Зато всегда беру в дорогу любимую титановую монтировку и хорошее настроение.
ЧТО ВЗЯЛ ЛИШНЕГО И НЕ ПРИГОДИЛОСЬ:
Опыт небольших поездок был, и почти ничего лишнего я не взял. Не воспользовался бахилами и дождевым комбинезоном, и не пригодился power-банк. Осталось немного продуктов.

29 Комментарии

Классно! Молодец. Хорошее путешествие.

Здорово написано!

молодец! Термос специально покупал себе в дорогу, ни разу не пригодился. "График не нужен"- эти слова понятны после второй поездки, особенно,если ездишь один)))) Если планируется долгий переезд по жаре, то покупка гидратора гораздо правильнее. Зеркалка - фиг знает, я всегда боюсь, что от тряски зеркалка может стать "мыльницей", а упаковка в защитный бокс или тряпки занимает много места. Кофры вертикальные совсем не уже гивишных одного размера, лучше тогда большой центральный и сумки. Вобщем круто! Хочу в Башкирию!))))

 Хорошая, душевная поездка! Советую поставить железную защиту двигателя, с заводским пластиком легко пробить о камень шланг охлаждения

Фотография
magadan833
04 Sep 2018 15:56
Серега красавчик!!! Так и есть .а еще есть экшн камера...напиши мне,напомни договоримся!) Хорошая поездка.душевная,но один....делиться не с кем впечатлениями.но молодец конечно.и трансальп как всегда на высоте!
Фотография
vоdяной
04 Sep 2018 17:36
Не люблю читать, но прочёл всё от начала и до конца! Молодец хорошо написано, хорошая поездка.
Фотография
Игоряныч
04 Sep 2018 18:01

Казахское Осаго за 1700 р. как то дорого. Делали  в этом году 2 раза, 800-900 рублей на наши. По поездке-молодец!

Очень душевно и интересно написано, спасибо! Пытался понять по фото как везёшь такой классный, но немаленький столик? Жена с фигами очень знакомо.
Фотография
KrabVladimir
04 Sep 2018 18:43

Спасибо, здорово написано, такие отчеты помогают подготовится к будущим путешествиям. Может не в тему, а на чем готовил и варил кофе?



Да, жены и фиги это классика.

Спасибо за интересный отчет!

И столик, да, зачетный :good3:

Фотография
Дед Сергей
04 Sep 2018 19:33
PaPeZhu, это просто кусок фанеры и раскладной стульчик. Фанеру выпил по размерам центрального кофра. Без столика горелка и посуда постоянно заваливаются и все проливается.

Игоряныч, я сказал в окошко, что через неделю поеду обратно. Он ответил "тогда на 15 дней". Наверное, просто воспользовался моей неопытностью и невинностью. Подозреваю, что и при обмене денег меня здорово поимели

Йети, просто я всю дорогу хлебал сырую воду, а мог бы пить горячий чай, заваривая его по утрам ) Все равно останавливаюсь часто. Кофе брал растворимый и небольшой чайник + сгущенка. "Сварил кофе" это я неправильно выразился. Горелку выписал с АлиЭкспресс, только переходник для неё не успел прийти, пришлось купить 2 резьбовых баллона. Один приехал домой полным.
Фотография
Lodochnik
04 Sep 2018 23:15

прощемал  Специальную Фанерку

)) Теперь я знаю как называется то чувство, когда стоишь и озираешься по сторонам в поисках камушка или палочки:) 

Фотография
Torman(J)
05 Sep 2018 08:55

Неубавить... неприбавить...как всегда скромно, красиво, без пафоса и не оторвешся от чтения.. Спасибо! За идею стола отдельная благодарность.

Фотография
Дед Сергей
05 Sep 2018 09:18

Вот такой вот маршрут в результате вышел, сегодня отрисовал   5b8f753d26807_.jpg

Фотография
Дед Сергей
05 Sep 2018 09:27

Вообще-то я думал, что на стульчике буду сидеть, а фанерку класть  на снятые боковые кофры. В результате оказалось что кофры отстёгивать лень, а сидеть удобно прямо на земле, перед столиком ))

классно написано...

есть пара замечаний-  ЛОБОДА= УКраинская певица...

удалить катализатор можна- но клиренс  увеличиться ТОЛЬКО   засчёт  снятия  централки...

езда по серпантинам- даже плохим-  стал в  стойку  и  ГАЗУ ( вторая  передачаи   вперёд).  хуже  спускаться

на  лампу-   поставить  расширитель лапки- не бог  весь сколько стоит а спасает очень  часто. если денег жалко на  заводскую-  делаешь большой  пятак  и привариваешь вместо  того, что на лапке...  у меня  такой- http://iron-skill.co...ex.php?item=172

по  поводу  кофров-   я  один раз потерял кофр- так  потом сделал самозатяжные ремни-  и дополнительно  обхватываю ими  кофры  к рамкам.  как  допкрепление... спасало  несколько раз

Фотография
Сергеич
06 Sep 2018 05:55
Серёга отличная поездка,ко мне бы заехал на обратном пути,пивка бы жахнули))
Фотография
Дед Сергей
06 Sep 2018 07:32

Серёг, я ехал через Пугачёв - Чапаевск, до Тольятти круг не хотелось давать. Увидимся ещё обязательно! :)

Фотография
Дед Сергей
06 Sep 2018 08:44

есть пара замечаний-  ЛОБОДА= УКраинская певица...

езда по серпантинам- даже плохим-  стал в  стойку  и  ГАЗУ ( вторая  передачаи   вперёд).  хуже  спускаться

Про Лободу - буду знать :)  в августе она выступала в Сочи

По щебёнке я потом так и ехал в стоечке, после того как чуть не вернулся на один виток серпантина.  А по асфальтовым поворотам мот отлично рулится в обычном режиме.

Классное путешествие и пишешь ты легко,приятно читать - молодца!

Вывод правильный - при спешке получается не удовольствие,а преодоление.

В части вечернего лагеря и помывки: встаю на ночевку в 18-19часов, пока еще светло,скидываю с себя шмурдяк, распаковываю палатку,стул,стульчик, все вещи и сапоги запихиваю под накрытый чехлом мот . После этого можно и помыться, обхожусь обычно ОДНИМ литром воды(в сумках две бутылки от Пепси 2,2л., плюс полторашка питьевой), на бутылку накручиваю пробку с проколотым шилом отверстием и получается отличный душ :). После помывки чувствуешь себя другим человеком. Очень удобны стол и стульчик с Али, по цене не дорого(покупал с год назад - дешевле), зато компактно и функционально - рекомендую.

https://ru.aliexpres....78a633edpAKU52

https://ru.aliexpres....78a633edpAKU52

Все ИМХО, спасибо за отчет, удачи и интересных дорог!

Фотография
Дед Сергей
07 Sep 2018 10:55

Столик интересный по первой ссылке, даже сама столешница раскладывается. Нужно выписать.

Фотография
Скобарь
07 Sep 2018 16:08

Спасибо за отчет, приятное повествование, отличная поездка! Желаю смены домашнего сопротивления на поддержку!

Классный отчет) Мы рады, что ты осуществил свою маленькую мечту и выгулял трансальпа) От Юли большой привет) Приезжай еще и в Харьков пива попить,здесь не далеко)