Перейти к содержимому

Закладки

- - - - -

Искандеркуль

Существуют две легенды о создании этого озера. Первая гласит, что во время своего Индийского похода Александр Македонский натолкнулся на селение, которое не хотело сдаваться. Тогда он приказал направить русла рек на это селение и затопить его, в результате чего образовалось озеро.
Другая легенда, более поэтическая, гласит, что во время привала у этого озера конь Александра, Буцефал, пил ледяную воду озера и простудился. Выздоровев через несколько дней, Буцефал, пасясь на берегу, внезапно заржал, залез на самую высокую скалу и бросился оттуда в воды озера. Опечаленный Александр, прождав несколько дней, увел войско дальше, оставив на берегу озера конюхов и солдат. С тех пор, каждый месяц во время полнолуния Буцефал выходит пастись: воды озера расступаются и на поверхность выходит белоснежный конь, в сопровождении конюхов.
Длинные майские праздники были совмещены с коротким отпуском, в итоге получилось три полноценные недели для небольшого путешествия.
Собрав нехитрый походный скарб, на двух мотоциклах мы, я и Пономарь, отправились немного развеяться от городского шума в Среднюю Азию.
Пономарь выехал из Калуги, я из Химок, встретились мы в г Михайлов и дальше поехали вместе.
Место первой ночевки

Дорога до границы с Казахстаном ничем особо не примечательна, все как обычно.
После проезда понтонного моста в районе Красного Яра благополучно прошли погран переход и въехали в Казахстан.
Нормальная дорога на этом закончилась и началось форменное безобразие, даже для эндуро это было не особо приятно, более двухсот километров сплошного издевательства над подвеской.
После Атырау дорога значительно улучшилась и мы спокойно держали свой крейсер.
Пономарь:
-Примечательная ночь была уже в Казахстане, где вокруг нет ничего, где можно спрятаться от шума проезжающих мимо машин и грузовиков, а так же взглядов любопытных глаз. Пришлось спрятаться за кладбищем, где мазары, как дома и выглядит это со стороны словно Аул, только странный, где дома расположены близко-близко друг к другу и совсем нет никого вокруг. Вот этим мы и решили воспользоваться, заехав на противоположную сторону от дороги.
Ночь на кладбище!!! Нет ничего с... :wacko: необычней :) .

А чего их бояться :) , бояться нужно живых :67:

Крейсер…! Ага в сочетании с
боковым ветром, когда мот на прямом участке дороги порой ложится, словно ты
заходишь в крутой поворот, а обгон или разъезд со встречной фурой, когда тебя
треплет словно тряпку, сначала пытаясь тебя затянуть под себя, а потом швыряет в
другую сторону и ты думаешь, Щас сдует тебя с дороги… Ветер, который роняет
опоры ЛЭП.

А этот песок в воздухе, который скрывает от глаз все, что дальше метров десяти.
Когда смотришь одним глазом вперед, держа дистанцию, а другой глаз косит на
обочину, чтоб держать направление. Эта пыль-песок, лезет во всё, куда можно,
рот, нос, глаза… нещадно забивая легкие мотоцикла, воздушный фильтр. А
мотоцикл, да и сам наездник приобретают вид уставших странников ;)

Изображение
И жара и жажда... от которой спасает только чай! Горячий зеленый чай ;)
Да, зеленый чай-это единственное средство от жажды в жару.
Здесь когда то было море....и не времен палеозоя, а совсем недавно, еще живы люди, ловившие здесь рыбу...
Видишь суслика? А он там есть.
Пономарь:
-Аральское Море! Именно такое название этого озера было написано на Географических картах моего школьного периода, да и позже. Наверное из-за его размеров оно и было названо МОРЕМ!
Да дядька моего друга работал в рыбацкой артели на Арале, и привозил оттуда Сазанов килограммов на 5-6.
Теперь от былого Моря остались жалкие разрозненные участки воды!
А там где было море, теперь высохшая земля, покрытая солью, которую разносит по степи ветер.
Наше путешествие продолжается.
Остановки на ночевку это время для отдыха, время перевести дух, и за чаем пообщаться, поделиться впечатлениями.Изображение
Изображение
Дорога от Нукуса до Газли поразила нас. Построенная Китайцами по новым технологиям из Бетона очень приятно для движения и мы решили ехать пока она не кончится, невзирая на то, что уже стемнело, до этого мы ночью не ехали. Чего мы правда не ожидали, так это редко встречающиеся АЗС на этом прекрасном участке пути. Мой мотоцикл обсох и мы среди ночи остановились на обочине для дозаправки из резервного фонда-канистры. В итоге бы доехали до Газли, где заправились и остановились на ночлег прямо в Чайхоне. Хозяин за смешные деньги предложил там двухместный номер на металлических кроватях, а место для наших коней лучше нельзя было ожидать ;)
Вот этот мальчишка с великом впоследствии подошел к нам и вручил четыре огурца, просто так, от чистого сердца.
Огурцы оказались очень вкусными!
Пономарь:

Да, мальчишка это уже Таджикистан. А до него три границы, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан. Переход которых это еще та тема! Хотя в общем хочется отметить, последние года два многое изменилось! И в системе прохода, и в отношении служб контроля к нам туристам, можно даже сказать, что на вопрос - Ваша цель, ответ -Туризм, словно пароль-ответ, и некоторые условные препоны снимаются и открывается более свободный проход.
Хочу отметить что в нашем сознании самое бедное Ср. Азиатское государство бывшего СССР Таджикистан поразило нас своими дорогами! Нет и в Казахстане и в Узбекистане тоже есть отличные участки дорог, но вот так, как у таджиков, все участки по которым нам пришлось проехать отличного качества! Правда и оплата, 10$ с транспортного средства за дороги при пересечении границы тоже только у Таджиков.
Сразу за погранпереходом открываются взгляду высокие горы с заснеженными вершинами.Изображение

Пономарь:
Время обеда и мы стали искать место где нас бы могли накормить. Проехали несколько кафешек, но они не функционировали, как нам объяснили позже, время Рамадан, вот причина. Но все же мы нашли, где поесть.​
Изображение
И тут без горячего зеленого чая не обошлось :)
Про это место хочу рассказать подробней.
Тридцать лет назад, тогда еще на ЯВАх возвращаясь из поездки на озеро, на которое ехали сейчас, у меня сломался мотор. Буксиром дотянули до места, где есть вода и место для ночлега. Меня оставили и уехали за исправным мотором. Именно это место, где сейчас мы остановились на обед и было местом моего вынужденного пристанища.
Изображение
Думаете, что это за стеллаж с бутылками? Это холодильник. Холодная вода стекающая сверху тонкими струйками охлаждает содержимое бутылок.
Стенка из камней, только теперь она имеет другой вид.
А так это место выглядело в далеком теперь 1989 году.Изображение
Изображение
Эта надпись датирована 1984 годом.
Почти при каждой остановке местные жители устраивали с нами фотосессии.
Вот такие камушки скатываются на проезжую часть.

Пономарь: Пообедав выдвигаемся на Айни. Несколько километров горной извилистой дороги отличного качества и мы в городе. Пересекаем реку Зарафшан движемся дальше на юг в сторону столицы республики Душанбе. Нам нужно проехать примерно 25 км где съезжаем с трассы направо, через населенный пункт Зарафшан-2, дорога уходит в горы, через кишлаки, вдоль реки Искандердарья, по серпантинам, где качество дороги может желать лучшего, преодолев подъем с которого открывается вид на кусочек озера и вытекающую из него речку и заснеженную вершины гор. Это верхняя точка этого участка пути.

Изображение
Спускаемся к озеру. Это еще 25 км от поворота с трассы. Перед нами открывается вид на жемчужину Таджикистана озеро Искандеркуль и Дождемерную гору на противоположной от нас стороне.
ИзображениеИзображениеИзображение
Огибаем озеро по дороге, где слева обрыв, а справа гора, где не смогут разъехаться два автомобиля, виды радуют глаз, едем на место нашей стоянки тридцатилетней давности.
Вот мы и на месте, сюда мы стремились проехав это путь.
Какая первая мыль приходит в голову? Почти ничего не изменилось с того времени, тот же ручей, начало которого прямо тут из-под горы, в нем мы охлаждали однажды пиво в 10 литровой канистре, другой раз пузырь спирта, и это было во времена алкогольного дефицита спиртного, пузырь наши дети грохнули о камушки, лишив нас заслуженных по сто, двести наркомовских ;), как же было обидно.
Та же речка, с ее гулом бурлящей воды, дорога уходящая вверх серпантином в горный кишлак Канчоч. Конечно, как это может измениться? Вот только березы стали больше и ветки толще, выходит в масштабе гор это мгновение, а для нас это Тридцать! тридцать лет! Это почти треть человеческой жизни. Воспоминания о прошлом, волнение, эмоции нахлынули и накрыли с головой... Это как машина времени!ИзображениеИзображение ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение
Все когда то заканчивается....
Вот и нам пора поворачивать в сторону дома, если бы не ограничения по времени, то на этом озере можно было бы еще побыть...
Исток горного ручья, что может быть чище?!
Изображение
Обратный путь идет через Байконур.
Здесь была ночевка....
Ночью нас разбудил рык ….медведей.....ну во всяком случае очень похоже.
Потом выяснилось что это подходили верблюды к нашей стоянке.
Фото не передаст и сотой доли всей красоты того, что нам довелось увидеть за столь короткую поездку.
Все это надо видеть воочию, вдыхать запахи, слушать пение жаворонков и музыку в звенящих на ветру телефонных проводах.
Надеемся что подобные отчеты не просто порадуют вас, дорогие форумчане, а сподвигнут самих сесть за руль и уехать от суеты и городского шума.

110 Комментарии

19 May 2019 15:32

Примечательно было то, что первую нашу ночевку в спальнике и в палатке, температура вокруг была около нуля, что для начала нашего путешествия было весьма непривычно. Конечно же это после удобного матраса, под теплым бочком любимой жены ;)  :D

Это выезд с Михайлова, Рязанской обл, на трассу. Тут мы и пообедали  ;)

vоdяной
19 May 2019 19:55
Молодцы! И это всё?!
19 May 2019 20:27

И это всё?!

Мы еще не доехали до озера))

19 May 2019 20:29

Молодцы! И это всё?!

Нет конечно :)  .  Продолжение следует ;)

vоdяной
19 May 2019 20:29
Аа!
20 May 2019 14:29

Этот понтонный мост и этот забытый Богом кусочек Казахстана с кладбищами я в прошлом году проезжал. Прямо повеяло жарой и запахом степи!  :)   Жду продолжения!

22 May 2019 07:46

Мы вам рады! Так говорили все те, с кем нам довелось пообщаться в дороге в Азии.

Там действительно очень рады гостям, даже в очереди на паспортный контроль нас пропускали вперед.

22 May 2019 08:35

Этот понтонный мост и этот забытый Богом кусочек Казахстана с кладбищами я в прошлом году проезжал. Прямо повеяло жарой и запахом степи! :) Жду продолжения!

жара и запах, который сопутствовал на протяжении почти всего пути, в разных местах он свой, ведь цветущие растения различны, это просто кайф, когда поднимаешь стекло визора и вдыхаешь медленно полной грудью... весна прекрасна для путешествия, конечно если у вас нет аллергии на пыльцу. А еще мне запомнится ветер, который укладывает мотоцикл набок, с его порывами и пыльная буря на протяжении нескольких дней, она выматывает к концу дня напрочь.
22 May 2019 09:09

круто! давайте дальше), мы туда в июле планируем.

если вы планируете на Памир с заездом в Душанбе, то выбирайте дорогу через Самарканд на восток в сторону Пенджикента, Айни и обязательно заверните на Искандеркуль. Почему-то многие выбирают другую дорогу из Самарканда на юг, потом на Душанбе, а далее на перевал Ак Байтал, минуя этот участок пути..

Если у вас есть время то можно за Пендикентом повернуть на Шинк и доехать до Маргузоров. Это семь каскадных озёр, зажатых с двух сторон склонами гор. Вода вытекает и втекает их одного озера в другое, но цвет каждого свой, от бирюзового до чернильного темного. Как мне кажется все дело в глубине. Еще там есть Куликолонские озера и Алаудины.

В общем есть что посмотреть. Не зря туда рвутся множество туристов со всего света разным видом транспорта от кемперов на колесах, мы пересекали границу с такими из Нидерландов, до пеших, девушка с парнем путешествующих на перекладных, мы встретились с ними там же на границе. Я посоветовал им заехать на озеро, в их планах этого не было. Потом мы встретили их, они уже возвращались оттуда, спросил их, не пожалели, что заехали, ответ был, однозначно НЕТ! А сколько велосипедистов, сильных духом и своими ногами ;).

22 May 2019 10:29

Я ехал в середине августа, ни одного цветочка, всё было выжжено солнцем. И запах везде был одинаковый - горьковатый и немного навозный :).  Вы молодцы, что весной поехали!

Круто, молодцы. Вот я там родился, до 4 класса жил, мой отец с президентом таджикистана, в бытность его на посту директора колхоза, водку пил, но все равно сам бы не поехал туда, даже не знаю почему, просто не хочу. А вот посмотришь фотки, почитаешь и вроде бы хочется, но не уверен, что действительно хочу, может просто хорошо написано :) продолжение ждём.
22 May 2019 12:49

Я ехал в середине августа, ни одного цветочка, всё было выжжено солнцем. И запах везде был одинаковый - горьковатый и немного навозный :). Вы молодцы, что весной поехали!

Середина августа там это очень жарко, тем более, когда от солнца накаляется все вокруг и нет негде тени где можно перевести дух, и только ветер гонит этот раскаленный воздух, ощущение словно уши сворачиваются в трубочку, все знают, как в сауне дуть на себя, а запах горькой полыни есть запах выжженной степи. Мы ведь сами оттуда и знаем, что такое лето в Ср. Азии. Потому и решили ехать весной, для нас тут еще только начинавшейся, когда ночные температуры были около нуля, а там как раз перед нашим приездом закончились дожди и еще не печет, температура была немного за тридцать. А ночью мы смогли не устанавливать палатки, расстелив спальники под бездонным небом полным звезд, от всего этого кружится голова и это еще один кайф.
Потому тогда, в молодости мы ездили в горы, чтоб немного отдохнуть от той жары. В Таджикистан пока не случилась война и республики стали самостоятельными и не появились границы. Потом в почти те же горы, но теперь Узбекистана , но они правда ниже и нет таких озёр, хотя тоже есть что вспомнить. :)
22 May 2019 13:18

все люди разные, это нормально. Одни предпочитают отдыхать на юге, другие на севере, одни летать самолетами, а мы вот на мотоциклах. Значит и не надо тебе туда. Если захочешь, то сам поймешь и сомнений не будет. Для меня горы это нечто такое, от чего на душе становится приятно. Это дкак в песне известного поэта, певца: -лучше гор могут быть только горы
... ;)
22 May 2019 15:08

Жена провела юность в Узбекистане, в Намангане (вроде правильно написал), немного жила и в Таджикистане.  Всё зовёт меня туда на машине, а я её уговариваю на моте, вдвоём. Пока никто никого не смог уговорить :)

22 May 2019 15:45

Всё зовёт меня туда на машине

И правильно делает!

Езжайте на машине, в сентябре, там уже не так жарко и сезон фруктов в разгаре, привезете с собой, хватит и вам и соседям.

22 May 2019 16:09

Жена провела юность в Узбекистане, в Намангане (вроде правильно написал), немного жила и в Таджикистане. Всё зовёт меня туда на машине, а я её уговариваю на моте, вдвоём. Пока никто никого не смог уговорить :)

Я ее понимаю. Да и ты думаю понимаешь, ведь проехал теми дорогами и знаешь как это. Правильно Архип пишет, сентябрь прекрасная пора в тех краях. Жара так не мучает, на базаре изобилие восточных ништяков. На машине объехать древние достопримечательности, красота!
Жене будет приятно, что побывала в местах своего детства да и сам получишь истинное удовольствие, будет, что вспомнить, спустя время...
24 May 2019 08:54
Тоже люблю иногда возвращаться в те места, где прошли детство и юность. Ни с чем не сравнить это чувство, когда видишь, что здесь все по-прежнему, только деревья чуть подросли. А твоя жизнь уже за спиной :-) Но это всё лирика, а если серьёзно - очень хочу попасть в Белоруссию, г. Каменец, и посмотреть, что стало с секретным подземным узлом связи, где я проходил срочную службу в 1986-88г.г., и с Калашниковым в руках принимал присягу Советскому Союзу. Обязательно туда доеду и напьюсь :-D
24 May 2019 12:21

Вот,посмотри понастальгируй. у этого чувака, если поискать на его канале найдешь видео в твое армейское прошлое, я надеюсь;). Заброшенные секретные объекты СССР, в том числе расположенные в Белоруссии.
magadan833
24 May 2019 12:29
Ааа Серёга, зацепил МШ? Ну он оч граммотно почествует.да,тоже рекомендую к просмотру
24 May 2019 14:03

Вот,посмотри понастальгируй.

Ты попал в прямо в точку! На этом видео  наш объект с позывным "Рубрика",  в/ч 11954,  только на видео принимающий центр (т.н. площадка А), а я служил на площадке Б, где был передающий центр, в районе деревни Дворцы.  Но всё однотипное - караулка, многотонные двери, вентшахты, дизель-генераторы под землёй. Объект был рассчитан на прямое попадание ядерной боеголовки.  После удара на землю должен был выбраться взвод антеннщиков (смертников), их задачей было развернуть запасные антенны, т.к. основные с вероятностью 99% снесло бы ударной волной. Остальной расчёт оставался под землёй, запускал дизель-генераторы и качал связь ещё 2 месяца (такой был запас автономности). Были предусмотрены даже морозильные камеры, чтобы трупы складывать, если кому вдруг приспичит помереть. Извиняюсь, что не в тему, накатили воспоминания! :D

круто! давайте дальше), мы туда в июле планируем.

В общем есть что посмотреть. Не зря туда рвутся множество туристов со всего света разным видом транспорта от кемперов на колесах, мы пересекали границу с такими из Нидерландов, до пеших, девушка с парнем путешествующих на перекладных, мы встретились с ними там же на границе. Я посоветовал им заехать на озеро, в их планах этого не было. Потом мы встретили их, они уже возвращались оттуда, спросил их, не пожалели, что заехали, ответ был, однозначно НЕТ! А сколько велосипедистов, сильных духом и своими ногами .

Спасибо будем смотреть, в планах Памирский тракт и если получится Алтай , и Монголия но времени всего месяц, поэтому что успеем все наше).
Спасибо за рассказ и фото!
24 May 2019 16:58

Вот,посмотри понастальгируй.

Ты попал в прямо в точку! На этом видео наш объект с позывным "Рубрика", в/ч 11954, только на видео принимающий центр (т.н. площадка А), а я служил на площадке Б, где был передающий центр, в районе деревни Дворцы. Но всё однотипное - караулка, многотонные двери, вентшахты, дизель-генераторы под землёй. Объект был рассчитан на прямое попадание ядерной боеголовки. После удара на землю должен был выбраться взвод антеннщиков (смертников), их задачей было развернуть запасные антенны, т.к. основные с вероятностью 99% снесло бы ударной волной. Остальной расчёт оставался под землёй, запускал дизель-генераторы и качал связь ещё 2 месяца (такой был запас автономности). Были предусмотрены даже морозильные камеры, чтобы трупы складывать, если кому вдруг приспичит помереть. Извиняюсь, что не в тему, накатили воспоминания! :D
крута! Приятно, что прям в точку. Оставь там свои коменты к тому видео или я отсюда скопирую, можно? У МШ на видео объекта 221 это ЗКП ЧФ СССР, тоже человек коменировал, было интересно читать. Ведь в видео предположения, а коменты это раскрывают и обьясняют.
Скобарь
25 May 2019 11:59

Спасибо за отчет! Красивые виды, особенна прекрасна зелень на фоне снежных вершин! Озеро как с открытки...

GuberNator
29 May 2019 16:53
Серега, молодцы, спасибо за ваш интересный отчет))Пока читал, смотрел, будто сам побывал...