Перейти к содержимому

Трансальп-клубы мира

Закладки

* * * * *

Окрашивая мир в прохладу Севера 2019


7 дней, 4400 км, R1100RT .
Однажды длинными зимними вечерами, пересматривая фильмы о
дикой природе Скандинавии, раскатал я губу на северную Норвегию, но позднее
более подробные финансовые расчеты намекнули, что смогу позволить себе только
Нордкап без Лофотенов и при этом питаться буду лишь ветром с фьордов, талой
водой, дошираком и, если повезет, леммингами. Поэтому, следуя поговорке: "Мечтай
в одну руку, а сри в другую, и посмотри, какая быстрее наполнится", было
решено устроить классический трип за вяленой камбалой по уже известному
маршруту и попытаться увидеть что-то новенькое.
В этом году моим верным спутником стала эртэха (BMW R1100RT), купленная прошлой осенью вместо дрозда. У меня мотоциклы год от года моложе не становятся, поэтому за зиму была
проведена полная ревизия всего и проделаны необходимые операции. Эртэха - это
полноценный турист, и список дополнительного оборудования включал в себя лишь
крепление для термоса и магнит на бак для гаджетов.

В мае на слете трансальп-клуба познакомился с форумчанином Сергеем на трансальпе 650, было решено совместно проехать часть маршрута.

30.06. Первый ездовой день, так сказать, разминка. Впереди 1000 км до Пальозера, где мы с Серегой планировали встретиться. Выехал из Конаково, за Тверью свернул на платную трассу. Очень мне нравится по ней ездить: хорошая дорога, никаких населенок - идеальные условия
для погружения в философию путешествия, однако парочка грозовых туч все-таки
заставила меня выйти из зоны комфорта и надеть дождевик. Забегая вперед, скажу,
что по дождям это был наименее дождливый день из всей поездки, но я тогда еще
этого не знал.
Поворот на трассу Кола в Новой Ладоге - приятные эмоции, ведь
это очень симпатичная дорога с красивыми сосновыми борами по бокам, хорошим асфальтом
и длинными перегонами. Плюс ко всему светило солнце и было не жарко - идеальные
условия для путешествия. Спустя 10 часов езды я уже кушал в столовке в Вилге, а
позади было уже 900 км. Настроение бодрое, Серега сообщил, что из
Питера он выдвинется ближе к вечеру и прибудет на место встречи ночью.
Само место на Пальозере два года назад посоветовали друзья, и оно действительно оказалось шикарным. Но доступность на любом транспорте и
удобное местоположение делают его популярным среди местных и не только, что не
может не отразиться на чистоте: мусора хватает. Озеро относительно стоянки
находится на севере, поэтому открывается шикарная возможность наблюдать
бесконечный карельский закат, перетекающий в рассвет, прямо над водной гладью.
Чем я и воспользовался, установив камеру в режиме таймлапс на всю ночь.

Серега приехал около 3-х ночи, и мы решили не спешить с
ранним выездом.
ИзображениеИзображение
1.07 Утро, как в рекламе макдака - "добрым не бывает" - началось со сборов под дождем.
Прогноз на протяжении всего пути обещал лишь дожди - так оно и вышло. День
примечателен лишь сплошным дождем. Проехав до Сегежи, решили, что переться
сразу до Териберки нет смысла и забронировали гостиницу в Кандалакше.
Пару слов о дождевой защите: еще с момента первой поездки на
Север я уяснил, что хороший дождевик - залог удачной поездки. С тех пор уделяю
этому особое внимание. На мне был беринговкий комбез, бахилы ОЗК и новые
перчатки five (утепленные
и якобы непромокаемые, с мембраной). Бахилы и комбез не раз проверены в своей
абсолютной непроницаемости при любом дожде, а вот перчи спустя часа 3 промокли,
при этом ввиду того, что они утепленные, подогрев ручек их не пробивал. В итоге
надел обычные текстильные перчи и сделал подогрев на максимум - стало намного
комфортнее. Осталась одна проблемка, к которой не могу придумать решение: за
целый день езды под дождем вода, стекающая с шлема по каплям, попадает на
подшлемник, несмотря на высокий ворот дождевика, и за счет капиллярного эффекта
к концу дня весь ворот под дождевиком и нижняя часть подшлемника влажные, что
отрицательно сказывается на комфорте. Такая вот хрень.
Гостиница в Кандалакше - это горнолыжный отель, и там есть возможность нормально посушиться, это было очень кстати.
2.07. С утра не было дождя, и как только мы обрадовались, он опять пошел. И вновь дождевики почти всю дорогу до Мурманска. Было немного
обидно, т.к. это самая красивая часть пути мимо Имандры и Хибин. И вместо
созерцания живописной местности приходилось всматриваться в водяной туман от
машин, к тому же полоса битума посередине и попадающиеся пятна его же не давали
расслабиться. К Мурманску дождь стих и после поворота на Териберку лишь
периодически напоминал о себе в вялотекущем режиме. Чего не скажешь о братьях
наших меньших: безветренная погода пробуждает
в тундре всех ее летающих обитателей, малейшая остановка - и ты уже атакован полчищем комарья.
На грейдере влагой прибило пыль, и езда была достаточно
комфортна, подвеска нового мопеда также порадовала - достаточно мягко глотала
стиральную доску и камни.
Прибыв на пляж Териберки, где проходит мотобухта , у нас не
возникло ни малейшего желания ставить там палатку: по-прежнему горы мусора и
проходной двор. Хотя место в целом очень приятное. И мы поехали в другую часть
поселка, на озера возле водопада. Там оказалось весьма живописно, но на
подъезде к месту предполагаемой стоянки случился небольшой курьез: дорога
пересекала ручей, который образовал на ней лужу. Я полез прямо по луже, а
Серега решил объехать посуху сбоку. В итоге груженый трансальп соскользнул и
оказался на боку. Место было с уклоном, пришлось даже частично разгрузить,
отвязав 10 л
бенза. Однако даже вдвоем напряглись, чтобы поднять мотоцикл в горку. Тут же
пошел дождь, и прилетела комариная компания, впрочем, так всегда бывает в
подобных ситуациях.
Трансальпу попало масло в аэрбокс, немного подымил и
прочихался, а так повреждений никаких - хоть это порадовало.
Лагерь оперативно поставили (спасибо шляпам с москитными
сетками), поели, выпили - вот и погода стала налаживаться, еще выпили - и к
двум часам ночи сквозь тучи пробились лучи солнца. За погоду определенно стоит
всегда пить. Сразу же поспешили на берег смотреть водопад и полуночное солнце
над океаном. Это, правда, был единственный раз, когда выглянуло солнце, за все
время нахождения в Териберке, но это того стоило. Конечно, в планах у меня было
снять таймлапс прохождения солнцем самой низкой точки над океаном, но
возвратимся к уже известной поговорке, упомянутой в самом начале.
ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение
ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение
3.07. Утро началось с тумана, не прекращавшегося все следующие сутки. А у нас было увлекательное занятие: установка ручек с
подогревом на трансальп. Я даже задействовал свой самодельный паяльник, который
запилил в предверии поездки. Заодно протерли аэрбокс от масла и наладили
вакуумный кран на баке.
После того как все сделали, Серега сгонял в поселок за пивом
и камбалой: было хорошо, а стало еще лучше. Забрались на соседнюю сопку,
побродили по горной тундре, нашли снежник, сьехали с него, потом опять на
водопад – кароч, полный релакс и медитация. К ночи поднялся ветер, и стало
гнать туман с моря вместе с мелкой водяной пылью: при температуре плюс 5-7
градусов - очень атмосферно.
ИзображениеИзображениеИзображение
Изображение
Изображение

И немного о комфорте
в таких условиях. У меня 3-х местная палатка с большим тамбуром, в котором
можно готовить и просто пережидать непогоду. На горелку водружается средних
размеров камень и на малом огне нагревается, при этом становится сухо и тепло,
впоследствии медленно остывая, камень продлевает этот эффект. Спальник у меня
теплый, но для комфорта я нашел гранитный гладкий валун, диаметром сантиметров
20, нагрел его градусов до 50-60 - и с собой в спальник. Остывает эта глыба
часов 5, и спишь как будто за печкой. На самом деле, обычно пользую химические
одноразовые грелки, а тут просто забыл купить.

4.07 Прогноз по-прежнему не обещал нам полуночного солнца, и
решено было уже валить. Серега собрался на Рыбачий, а туда желательно налегке,
и мы поехали опять до места проведения мотобухты (начало завтра) в надежде, что
там уже кто-то есть, и можно будет оставить шмотки. Нашли народ, договорились.
И пора ехать: мне - домой, Сереге - на Рыбачий.
На обратном пути подивились интересной дорожной технологии: на нормальный твердый грейдер насыпается самосвалами песок и укатывается слоем
в 15-20 см.
Описывать движение на тяжелом мотоцикле по свежему глубокому песку не буду,
даже при некотором навыке это изрядно доставляет. Благо участок был длиной пару
км, и это не вылилось в проблему, но когда не знаешь, сколько осталось - выходит
весьма пикантно.
Меж тем на заправке в Мурманске уже был целый минислет,
народ все прибывал и прибывал на мероприятие. Пожелав друг другу удачи, мы
покатили каждый своей дорогой. От Сереги ждем его историю про Рыбачий - это было интересно.
Я забронировал номер в Кандалакше и поехал в
центр города в самый правильный рыбный магазин. Собственно, вяленая камбала -
это одна из причин моей ежегодной миграции в высокие широты, помимо полярного
дня и природы. Местные зовут ее морской ерш: воняет жутко, на вкус -
божественна. Закупив 3 кг
этого сокровища (меж тем по 900 р/кг), помчал в сторону ночлега. Буквально
отъехал 50 км,
выглянуло вечернее солнце, подсветив леса, реки, озера и сопки мягким
золотистым светом - красота!
Взяв бодрый темп на пустой дороге, наслаждаясь природой,
через пару часов прибыл в Кандалакшу. Отдохнув и перекусив в отеле, поднялся на
гору, чтобы посмотреть на панораму Кандалакшского залива, промочил ноги и
остался доволен. Завершением вечера
стала банка пива и просто чумовой рулет из филе слабосоленой скумбрии с
приправами.
5.07. С утра погода уже намекала на дождь, но воодушевленный
вчерашним прояснением не надевал поначалу дождевик, но потом сдался. В итоге
через 400 км
я таки выехал из этой тучи, заметно потеплело, остальные 300 км пролетели незаметно.
Место ночевки решил определить там, где хорошая погода. Им оказалась челмужская
коса на Онеге. Отличное место в 6
км от трассы на высоком берегу озера с сосновым бором и
белоснежным пляжем мелкого онежского песка. И, как всегда, не без курьезов на
пустом месте.
Нельзя просто так взять и встать на стоянку, нужно же
обязательно куда-то забуриться. Так и я, сняв боковые кофры, принялся
штурмовать песчаный косогор, с которого вид чуть лучше. Попытка не удалась, с
горем пополам сполз задом и решил развернуться через лес, а в подстилке
оказался маленький пенек, на который наткнулось заднее колесо, и я плавно завалился
в мягкий черничник. Эртэха мопед не из легких: 275 кг плюс центральный кофр
еще 10 (который я поленился снять). Поднатужив пукан и встав к мопеду спиной, я
таки осилил, но нецензурными словами себя покрыл.
И классика жанра: масло в аэрбоксе, мопед задымил, как ижак.
В общем, вместо того, чтобы пить пиво с камбалой, занялся выкручиванием свечей,
продувкой цилиндра. Как оказалось, немного масла попало из цилиндра в
катализатор, и на следующий день первые 5 км по трассе я оставлял шлейф сизого дыма -
смотрелось смешно.
Разобравшись с недоразумением, разбил лагерь, настроил
камеру на таймлапс, занялся пивом, камбалой и созерцанием Онеги. С озера
изрядно задувало, поэтому комары не мешали - и это было очень кстати. Ибо пить
пиво в москитке - то еще удовольствие.
Изображение

6.07. Впереди 1000 км до мск по не самой приятной трассе,
напичканной камерами и населенками, и вновь дожди, дожди. Целый день я
практически не отдыхал, только заправлялся и мчал дальше, хотелось успеть до
темноты, ведь выехал в 9 утра. Не могу не отметить дурацкую объездную Ярика,
это даже и объездной-то не назовешь, теряется куча времени. Через 12,5 часов я
свернул на мкад, а еще через полчаса был дома. Так последний раз уставал, когда
выполнял жж.

Подведя итоги: Север непредсказуем и суров, но всегда
прекрасен - это и манит из года в год. Очень порадовал мотоцикл: хоть мотор и
не доставляет своей динамикой, он очень хорошо выполняет свою работу (даже при
150 расход не превышал 7 л,
в среднем 6-6,5 при 120-140), а вот в чем конек эртэхи - так это в комфорте:
тепло, не дует, музыка, удобное седло, приятная подвеска, отличные тормоза (даже
лучше, чем на дрозде). Из минусов отмечу узкий руль, затрудняющий маневры на
малой скорости на грунте и не только, и вибрации после 120.

3 Комментарии

Фотография
Сережа Сэ
19 Jul 2019 09:21

В прошлом году на Териберке был курорт, а в этом - север показал своё истинное лицо.

Я для подогрева себя при езде (располагаю в области печени), спальника и сушки мотобот применяю каталитические грелки zippo. Очень рекомендую. Греют 12 ч, бенза zippo уходит не много, весят много меньше валунов :)

+ резину я ставлю в смешанные покатухи Mitas E07+ :) и по км выдерживает асфальт и по грунту нормально. Не TKC80, но достойно ...

В прошлом году на Териберке был курорт, а в этом - север показал своё истинное лицо.

Оно как-то циклически чередуется, смотря как попадешь: в 17,18 жара была, в 15 было ещё холоднее,чем в этом году, но без дождя, в 12 и дожди, и жара.
Но я всегда еду чуть раньше мотобухты, чтоб народу везде мало было.

Я для подогрева себя при езде (располагаю в области печени), спальника и сушки мотобот применяю каталитические грелки zippo. Очень рекомендую. Греют 12 ч, бенза zippo уходит не много, весят много меньше валунов :)
+ резину я ставлю в смешанные покатухи Mitas E07+ :) и по км выдерживает асфальт и по грунту нормально. Не TKC80, но достойно ...

У меня раньше была каталитическая грелка, но не нравились пары бензина от неё, и перешёл на одноразовые химические - тоже очень удобно.
А резина на мой мотоцикл только дорожная, и только Мишлен пилот роад 3, или Пирелли ангел гт. Держак на асфальте отменный,ресурс тоже, на твёрдом грунте на небольшой скорости без разницы дорожная или универсальная, а на мягкий грунт нечего соваться с такой массой, как у меня))