Перейти к содержимому

Последние темы

Трансальп-клубы мира

Закладки

* * * * *

Свидание с тундрой.


Не совсем мото и даже совсем не мото, но очень хочется поделиться. Рассказ о том как я в одиночку, только за счет силы ветра и собственных мышц преодолел маршрут в 770 км.
Свидание с тундрой


Рассказ об одиночном
кайт походе по заполярной тундре



«Кто не мечтал в
этой жизни хоть раз все отправить к чертям,


В одиночку пройти океан,

Посвящая сверкающим звёздам

Строчку за строчкой, целый роман.

Находя только в этом усладу,

Ничего не боясь, кораблем управляя шутя,

Ничего не теряя уже,

Предпочтя дворцовому аду рай в шалаше.».



Даже не знаю с чего
начать. Давно хотел покататься на кайте в заполярье, но просто кататься не
интересно – надо поход. А чтобы добавить походу изюминку решил идти один.
Готовился основательно и долго, минимум полгода. Маршрут выбрал такой:
Харьягинский - Нарьян-Мар – Воркута.

Изображение
Не спрашивайте почему
именно такой, назову только пару критериев. Я не хотел кольцевой маршрут со
стартом и финишем в одном месте и не хотел зависеть от авиации. Так и
получилось - до Усинска на поезде, далее до тундры на автомобиле. Напрямую от
Харьягинского до Воркуты мне показалось мало километров, поэтому в маршруте
появился Нарьян-Мар. Ну и из Воркуты домой на поезде. А еще, для меня название
Воркута всегда было символом невообразимой дали, вечного холода и края земли.



31 марта, собрав свою
снарягу в несколько увесистых рюкзаков общим весом 80 кг, я прибыл на вокзал
г.Петрозаводска с целью посадки на поезд до Москвы. Я не хотел разлучаться со
своими вещами, но понимал, что меня одного с таким количеством вещей (сверток с
двумя парами лыж длиной 2230, рама саней 1100х900, четыре больших рюкзака,
сумка с ботинками и еще один маленький рюкзак с личными вещами) могут просто не
пустить в вагон.


Изображение
Поэтому, внимательно
изучив правила перевозок РЖД, я нашел там, что имею право провезти лыжи
бесплатно и могу взять с собой в купе разборную байдарку (купив для нее
отдельный билет). Так я и сделал и мои вещи превратились в байдарку. Прокатило!
Никто даже не поинтересовался нафига мне байдарка зимой в тундре. Правда ночью
приходили какие-то люди в форме РЖД и пытали меня точно ли у меня там байдарка?
Я тут же предложил собрать ее в вагоне. Блеф конечно, но подействовало, от меня
отстали.


Изображение
Из дома я уехал
31.03.2018, вернулся 11.04.2018. Сам поход по тундре занял 7 дней (с 02.04 по
08.04.2018), остальное дорога.

На подъездах к
Усинску стали часто встречаться куски тундры без леса, приводящие в восторг
ожидания чуда, и заброшенные полустанки, наводящие уныние. Так интересно – в
переполненном вагоне все люди сидят уткнувшись в телефоны и ноутбуки, а я пишу
карандашом в блокнот как 200 и 300 лет назад.



Погода за окном
замечательная – видимость 100%, светит солнце, снег искрится, минус 2.
Непонятно, что с ветром, скорее всего нет. Цель на сегодня - попасть в тундру и
отойти от Харьяги хоть на 5 км,
начать маршрут. Это можно сделать и без ветра. Первый день (его остаток) для
акклиматизации, раскладки вещей.

Изображение
День первый.


Я вышел из машины не
доезжая Харьягинского. На границе Коми и НАО уже была тундра и Алексей, который
меня вез, сказал, что леса больше не будет. На обочине дороги я собрал сани,
упаковал гермы и поехал.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
До Нарьян-Мара GPS
показал 181 км,
но по курсу я идти не мог, т.к. ветер был попутный и его было очень мало (1,7 –
1,9 м/с), поэтому не получалось эффективно сливаться. На первых же километрах
меня настигло разочарование – тундра оказалась очень неровной и жесткой, как
бетон. С виду ровная поверхность была вся в застругах, по которым невозможно
быстро ехать. Потом путь мне преградила труба, я проехал вдоль нее и нашел
место где труба ныряла под землю и дала возможность ее пересечь. Потом была еще
труба, на этот раз вместе с ЛЭП, пришлось кайт парковать и складывать. Внизу
ветра было совсем мало и последующий запуск удался с трудом.

Изображение
Далее путь преградила
река, в пойме которой густо рос лес. Я пытался найти проход – безуспешно.
Постепенно ветер усиливался и меня стало разносить. После пары подлетов я решил
убрать кайт и спустился на реку, было уже почти темно. Поставил палатку, тут
хоть не будет дуть и снег ровный и мягкий. Очень боялся зверей. Вокруг было
много следов.

Изображение
Изображение
Итог: стартовал в
16.30, остановился в 18.50, прошел 41 км, но по курсу только 8, до Нарьян-Мара 173 км. Связи нет, хотя
Харьяга недалеко, до спуска к реке я видел огни поселка.



День второй.


Стартовал в 6.00.
Ночь была холодной, прошла спокойно. Подъем из низины был очень непростым,
высокая стена с кустами и деревьями – забирался сам, потом затаскивал сани на
веревке.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
У одной из елей
нижние ветки под тяжестью снега образовали подобие шалаша и я нафантазировал
себе там берлогу со спящим медведем. Пробирался мимо этого места как можно
тише, не кряхтя, не сопя и не чихая, чтобы ни дай бог не разбудить
нафантазированного медведя. В снегу по пояс мне деваться было бы некуда, а все
мои средства защиты разбуженному медведю-шатуну были бы не страшны.



Наверху дуло 7-10
м/с. Взял 10-ку – мало, поменял на 15-ху – много, поменял обратно – хорошо.
Курс по ветру, ехать непросто, стоишь вертикально – ноги на застругах
забиваются очень быстро. Потом опять стало мало, взял 15-ху, но ненадолго –
опять раздуло.

Изображение
Очень много труб и
ЛЭП – целые лабиринты. Часто приходилось ехать не туда, куда хотелось бы. Долго
ехал на север, пока смог пересечь трубу и дорогу. Я тогда начал подозревать,
что эта дорога ведет не в Нарьян-Мар. Оказалось в тех местах не один зимник –
это была дорога к другому месторождению – поселок Варандей. После дороги ветер
усилился и началась метель, видимость сильно упала. Взял 5-ку, долго распутывал
и думал – ехать на ней или пойти пешком до оврага 800 метров. В итоге
поехал на кайте и в овраге упал с карниза. Это было настолько неожиданно, что я
не успел как-то подготовиться или сгруппироваться. После того, как вынул голову
из сугроба, первым делом надо было разобраться с кайтом, пока он присмирел под
козырьком обрыва в ветровой тени. Я буквально поплыл к кайту, утопая в мягком
снегу. Потом долго искал в глубоком, мгновенно переметаемом, пухляке
отстегнувшуюся во время падения лыжу, пришлось протыкать снег оставшейся лыжей
пока не наткнулся на потерянную. При падении повредил колено. Насколько
серьезно на тот момент я еще не знал. К счастью травма оказалась не фатальной и
я смог продолжить поход, но боль в колене чувствовалась все время.



Настроение не очень,
прошел по курсу всего 15 км,
а за день 50. В овраге построил стенку для защиты от ветра, она три раза
рушилась и приходилось начинать заново. Под ее защитой поставил палатку.

Изображение
Сидел, читал книгу,
варил компот. Палатку периодически сжимало наметаемым снегом и приходилось
раздвигать стены руками и ногами. По прогнозу перспектив было мало – возможно
придется сидеть не один день.


Изображение
Метель бесновалась
весь день и всю ночь. Поход проходил сложнее, чем я предполагал, и в физическом
плане и в психологическом.



День третий.


Стартовал в 7.00. С
утра шел дождь и иногда снег. Тундра стала мягкая, лыжи ехать перестали. С
трудом выбрался из оврага, в котором ночевал, минут 20 ездил по его дну, пока
нашел подходящее для выезда место. С утра ехал на 15-хе в бакштаг, после
переходя очередной трубы поднял 10-ку, т.к. стало больше ветра и он зашел до
курса бейдевинд.

Изображение
Изображение
Изображение
Перестал
предпринимать попытки объехать трубы, проще убрать кайт и перейти пешком, чтобы
не наматывать лишних километров.



В один момент резко
началась метель, пошел густой снег и усилился ветер – whiteout. Все произошло
настолько быстро, что я только и успел дернуть за чеку страховки. Ветер так
мячкал отстреленный кайт, что у меня были опасения выдержит ли страховочная
пятая стропа. Пока приводил в порядок кайт вайтаут закончился и ветер вернулся
к прежним 6-8 м/с. Я поехал дальше. При парковке кайта я неудачно развернулся,
меня подняло, развернуло и приложило об снег, при этом порвалась трапеция. В
хлам.

Изображение
Изображение
Решил зашивать тут
же, но пока пришивал первую заплату из шести запланированных, руки сильно
замерзли и я не смог держать иглу в руках. И тут появилась росомаха. Вроде как
бы мимо бежала, но в метрах 50 остановилась и стала то ли рассматривать меня,
то ли принюхиваться, короче, изучать.

Изображение
Изображение
Я на нее прикрикнул
матом, она испугалась и убежала. Я тоже испугался, впервые в жизни я видел так
близко хищного зверя в его стихии. О росомахах рассказывают много страшилок и
небылиц.



Потом были реки. Не
трубы, так реки. Они очень замедляли мое продвижение. Каждая река – это каньон,
да не просто каньон, а почти везде с козырьками снега от метра до двадцати.
Поэтому их приходилось пересекать очень осторожно. В некоторых залипал по часу.
При спуске к одной из рек меня реально намотало на дерево.

Изображение
Изображение
Изображение
Но, слава Богу, без последствий – поставил сани на
«ровный киль», дополз до отстреленного кайта, осторожно снял его с кустов,
собрал лыжи и поковылял на дно каньона, где удалось снова запустить кайт. В
17.30 я за очередным каньоном увидел постройки и ЛЭП. Впервые очень этому
обрадовался, решил напроситься на ночлег. Подъехав к постройкам, с
разочарованием увидел, что они заброшены и полуразрушены
Изображение
В тундре существует
одна особенность наблюдения объектов – можно увидеть предмет за много
километров, а потом не видеть его пока не подойдешь вплотную. В предыдущем
каньоне я допил термос и в следующем, где пришлось трижды менять кайт, мне
очень хотелось пить. Выбрался из него в 18.30 и еще полчаса ехал пока не стало
темно. Не мог дождаться когда будет палатка и чай. Уже в темноте в небольшой
низинке поставил палатку, более уютного места искать не было возможности. Вчера
варил изюмный компот, было вкусно. Сегодня на это нет сил. Заварил целый термос
изотоника, поел сублиматов и чай с мармеладкой. В спальнике лежал и от
усталости не мог пошевелить ни рукой, ни ногой.

Изображение
Сегодня я прошел по
курсу 74 км
и 109 по треку. До Нарьян-Мара 84
км.



День четвертый.


Проснулся в 3.30. Не
замерз, выспался. Ночью ветер изменился на северо-восток и у меня теперь
галфинд-бакштаг! Подморозило и поверхность опять стала твердой, как бетон. Зато
очень легкое скольжение, санок почти не чувствовал. Приходилось постоянно
ограничивать свою скорость 25-30
км/ч, иначе был риск падения.

Изображение
Проехав километров
20, я увидел слева движущийся грузовик – дорога! Дальше ехал по обочине дороги,
она ровная и все реки и овраги проезжал по мостам.

Изображение
Изображение
Изображение
На подъезде к
Нарьян-Мару начался лес. Несколько километров я проехал по дороге среди
деревьев.

ИзображениеИзображение
Изображение
Потом меня подобрал
Владимир и отвез к себе домой, где я смог просушить промокшие вещи, отремонтировать
трапецию, поесть и отдохнуть.

Изображение
Изображение


Спасибо
гостеприимному Владимиру, отдых пришелся очень кстати.



Сегодня прошел 80 км по курсу и 90 по треку.


День пятый.


От Нарьян-Мара до
Воркуты 445 км.



Утром в 8.00 Владимир
отвез меня за город и выпустил на дистанцию. Шел на 10-ке круто к ветру. Иногда
приходилось контриться. В одной низинке увидел свой вчерашний след, сразу стало
теплее на душе, типа я не один в этой ледяной вселенной.

ИзображениеИзображение
На сороковом
километре поменял кайт на 5-ку (стало разносить), прошел 5 км и опять стихло, взял
10-ку и на ней доехал до моста через реку Шапкина. Это большая река, в которой
позавчера потерял много времени, поэтому хотелось перейти ее по мосту. Там
опять 13 м/с и рванина. Мост оказался закрыт для автомобилей, но не для меня. Я
не рискнул ехать по нему на кайте, т.к. при проезде предыдущего моста, который
втрое меньше этого, меня порывом ветра чуть не сбросило в реку.

Изображение
Изображение
Изображение
После моста взял 5-ку
и решил расстаться с дорогой, т.к. она начала отклоняться к югу, а мне надо на
восток. И не прогадал! Тундра стала ровнее, застругов меньше, а каньоны
проходимее (а может я чему-то научился). Иногда в тундре встречалось торчащее
из снега железо, а иногда и целые площади, усеянные разным железным хламом.
Наверное останки какой-то буровой установки.

Изображение
Изображение
А еще встретился
обтекатель ракеты и я представил, как идешь себе по тундре, а сверху – бац,
ракеты кусок на голову и поминай как звали.

Изображение
Через 12 км снова взял 10-ку, с
полностью затянутым триммером я мчал 30-40 км/ч, мчал до темноты, хотелось пройти как
можно больше километров.

Изображение
Изображение
Прошел 154 км. Рекорд! Проходил под
трубами 3 раза. При пересечении зимника, на снегозадержателе перевернул сани,
без последствий, скорость была нулевая.

Изображение
Изображение
Здесь много буровых и
они соединяются трубами, ЛЭП и зимниками. Здесь же встретил песца, он меня не
сразу испугался, даже пошел на голос, пока кайт не увидел. Видимо привык к
людям. Когда, пытаясь преодолеть бруствер снегозадержателя, я шел вдоль дороги,
все водители притормаживали или останавливались, сигналили и всячески
показывали свою радость или восторг. Уже в сумерках с мыслями в каком бы овраге
поставить палатку, я увидел вантовый мост. Красивый. Это был трубомост через
реку. Рядом с мостом было несколько контейнеров и один из них оказался бытовкой
с двумя лавками, столом и электричеством, которая была натоплена и не заперта.

Изображение
Изображение
Изображение
Мне сразу же
вспомнились стихи А.С. Пушкина:



«Все было просто: пол
дубовый,



два шкафа, стол,
диван пуховый».



Я посчитал, что от
хозяев не убудет, если я в ней переночую. Ура! Палатку ставить не надо. Я
сильно устал и это был хороший подарок. Сижу в тепле, слушаю музыку, ем, пью,
на электрообогревателях сушатся вещи. Красота. За окном воет ветер. Хоть бы
завтра он был. Сварил традиционный компот – вкусно. В бытовке даже было 4 розетки,
но мне нечего было заряжать.

Изображение
Изображение
День шестой.


Спалось прекрасно.
Проснулся в 4.00 и решил еще подремать до 5 (палатку ведь не надо убирать), а в
4.10 под окнами моей «гостиницы» появились 2 огромных гусеничных трактора и
принялись расчищать площадку. У них на какой-то буровой случилась авария и они
начали переброску техники. Нефтяники моему появлению были рады, предлагали
остаться погостить, обещали кормить.

Изображение
Изображение
Мы мило поболтали, я
собрался в путь. Стартовал уже с расчищенной площадки.

Изображение
Изображение
За первые 2 часа 50 км – отлично! Галфинд –
25-35 км/ч,
но здорово трясет.

Изображение
Изображение
К 100 километрам от
этой тряски я уже сильно вымотался. Как раз надо было переходить под трубой, я
приурочил к этому моменту привал. Посидел, подкрепился хлебом и салом, с новыми
силами рванул дальше.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
На какое-то время
тундру припекло солнышком и она стала мягкой, но под вечер опять затвердела и у
меня опять начало вытрясать душу на застругах. Целый день менял кайты: 5
-10-5-10-5-10-15-10.

Изображение
Изображение
В целом неплохой день
вышел, продуктивный, солнечный, а работа с кайтами – это неотъемлемая часть
любого кайтпохода. Сегодня перебил рекорд вчерашнего дня – проехал 207 км. До Воркуты осталось 84 км. На завтра хороший
прогноз – 8 м/с галфинд и у меня были хорошие шансы добраться до финиша.



Сегодня видел много
зайцев, они от меня бегали по вертикальным стенам оврагов, одного песца и 3
стада оленей. Олени очень пугливы, убегают едва завидев кайт, поэтому близко к
ним подъехать не получилось. В конце дня я вдалеке увидел чум оленеводов. Так
как я мечтал с ними познакомиться, то сразу поехал к нему.Хозяев дома не оказалось,
хотя видно, что тут живут люди – приготовленные дрова, много груженых нарт,
привязанные к шестам собаки.

Изображение
ИзображениеИзображение
Изображение
Изображение
Я поставил платку
неподалеку в надежде, что ненцы вернутся домой и мне удастся с ними пообщаться.
Ночью было комфортно, минус 5 и я не замерз. Всю ночь стены палатки тряслись от
ветра и я уснул с верой, что он не закончится к утру.

Изображение
Изображение
День седьмой.


Подъем в 3.50. Стены
палатки продолжают трястись и мне не терпится закончить поход. До финиша 84 км неизвестности, а завтра
и послезавтра по прогнозу штили. Когда штиль, то и 20 км по тундре становятся
огромным расстоянием. Хозяева чума так и не появились, знакомство не
состоялось. Собрал палатку, покормил собачек, привязанных к шестам (из 6 штук
половина напоминает песцов, а половина росомах).


Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Я отправился в путь.
Сразу же началась жуткая пересеченка, овраг на овраге и каньоном погоняет.
Такой высоты карнизы и обрывы мне еще не встречались, но я уже научился с ними
справляться и, проявляя осторожность, все проезжал. Хорошо, что было солнечно.
Мне сложно представить, как такие места проходить при ограниченной видимости.


Изображение
Изображение
Пару раз чуть не
вляпался: один раз еду, на лице улыбка, в руке фотик, как вдруг в пяти метрах
передо мной обрыв! Да еще какой! Еле оттормозился.

Изображение
Другой раз путь мне
преградил овраг, довольно большой, я прокатился вдоль него, наметил место для
спуска и подъема и начал было спуск, как понял, что язык, по которому я
спускаюсь, очень крут и заканчивается небольшим козырьком. Я разворачиваюсь,
пытаюсь выехать обратно, но не получается, ветер не дает, разворачиваюсь
обратно и падаю. До реального обрыва оставался 1метр. Теперь только вниз по
опасному спуску, а чтобы сани (легкие на ход, с большой массой и огромной
инерцией) меня не обогнали и не уронили, надо было спускаться быстро. В этот
раз обошлось.

Изображение
Иногда начинало
передозить, но мне так не хотелось кайт менять, что я терпел, царапаясь с
кайтом в зените. И когда усиление проходило можно было ехать дальше нормально.
При преодолении очередного каньона шел траверсом и потерял сани (перетерлась
веревочка на трапеции). На таком косогоре мне было не остановиться,
удивительно, как там сани остановились. Пришлось съехать на дно каньона и
посадить там кайт. Ветер любезно подождал, пока я отремонтирую буксирную
веревку. Повезло, т.к. на дне каньона снега по пояс и, сойди я с лыж, чтобы
запарковать кайт, то потерял бы много времени и сил.

Изображение
Изображение
В последний день я
видел очень много зайцев, в каждом овраге целые семьи – по 3-5 штук, некоторые
экземпляры весьма крупные. Вот список животных, которых я видел в течение
похода: зайцы, лисы, росомаха, песцы, олени, куропатки. Куропатки кайта не
боятся и иногда сопровождали его, как дельфины судно.



Когда оставались
последние 10 км
до финиша и я думал, что дело в шляпе, как ветер уменьшился до 0,5 – 1 м/с и
десятка, на которой шел, камнем рухнула на снег. Пришлось разматывать 15-ху.
Было уже много раз – размотаю ее, подниму и меня тут же разносит. Были мысли
дождаться нормального ветра, но ехать надо, т.к. в голове уже мечты о
нормальном обеде и поезде домой. Поднял, помахал и кое-как на соплях поехал.
Так и есть - к финишу разнесло, зато, преодолевая реку, легко заехал по
вертикальной стене, поросшей кустарником. Тяги кайта хватило с избытком, даже
не пришлось намахивать. Километров за 5 стали появляться следы кайтеров. Вот бы
увидеться, вот бы я их удивил. Но следы вчерашние, а сегодня никого нет, даром,
что воскресенье и погода отличная.



Финиш! Эмоции
переполняют! Я сделал это! Я в Воркуте! Покричал ура, побросал в воздух каску.
Успокоился и занялся делами. Надо позвать такси, разобрать сани, подготовить
вещи к перевозке.



Итоговые цифры:


По прямым пройдено 630 км, а фактически
наезжено 770км.

Изображение
Заказанное такси
никак не ехало, я прождал час. Я пытался поймать машину, чтобы меня подвезли,
но их не так много там ездило, а которые были в те я со своим барахлом не
влезал. Это была дорога на недостроенную шахту (самую глубокую в мире) и
кладбище. Наконец мне повезло, я остановил большой кроссовер и дядя любезно
согласился меня подвезти до вокзала. От денег он отказался, еще и крашенными
яйцами угостил – сегодня же Пасха! Я купил билеты, определил вещи на хранение и
поехал искать где поесть и помыться.

Изображение
Изображение
Воркута показалась
мрачным городом – много заброшенных домов и черный снег. В столовой, которая у
гостиницы «Север», была еда, нормальная человеческая еда. Я по ней соскучился,
хотя сублиматы еще не опротивели. Когда одел цивильную одежду обнаружил, что я
похудел настолько (на 5 кг),
что джинсы, которые были до этого впору, падают. Пришлось подвязаться
веревочкой. Сегодня такая быстрая и разительная смена обстановки – вроде
только-только спал в палатке на снегу, скакал по застругам, как уже сижу в
вагоне и опять пишу карандашом в блокнот, как 200 и 300 лет назад.



Каждый день думал,
что зря я все это затеял и что больше никогда не вернусь в тундру, но когда я
ее увидел из окна поезда в лучах заходящего солнца, уплывающую вдаль, то понял,
что мы минимум год не увидимся и сейчас я уже знаю, что обязательно вернусь.
Потому что это любовь, не с первого взгляда, но заслуженная и сильная. Надо
вернуться еще и потому, что не все планы выполнил. Я хотел познакомиться с
оленеводами, искупаться в термальных источниках в 130 км от Воркуты. Это я
оставлю на будущее.



Часто вспоминалось
VAKE, пейзажи очень похожи. Казалось, что еду по плато, вот доеду до края и
увижу море, а плато все не кончается. Вот там хорошо видно, что земля круглая.
Теперь большая часть препятствий на дистанции VAKE кажутся игрушечными.



Бывают ли абсолютно
счастливые люди? Я отвечу – да! У меня позади трудное и тем интересное
приключение. Я уже в цивилизации и мне не надо думать о безопасности и
выживании. Впереди встреча с близкими людьми, а рутина еще не настигла.
Приятная усталость разливается по телу. Сейчас я счастлив! Вот он ответ на
вопрос, который задавал почти каждый мной встреченный человек: «Зачем ты это
делаешь?». Ответ – чтобы почувствовать себя счастливым. Счастье не бывает
даром.



Про оборудование хочу
сказать, что тот комплект, который я подготовил для похода, получился очень
удачным, в нем не было ненужных, лишних или ненадежных вещей.



Электроника.


Ее по минимуму:


- кнопочный телефон


- спутниковый телефон


- фотоаппарат


- 2 GPS навигатора


Все в противоударном
и влагозащищенном исполнении. Все аппараты работали надежно, без сбоев.
Порадовал спутниковый телефон IRIDIUM. Я думал будет сложнее им пользоваться,
но он работал в любую погоду и даже в палатке. График связи не нарушил ни разу.
Я понимал, что там на «большой земле» за меня волнуются и ждут каждого
сообщения и сеанса связи. Потом Лена, выполнявшая роль диспетчера, докладывала
мою позицию в МЧС и публиковала новости в группе ВКонтакте.



Кайты.


Самые теплые слова
хочу сказать о кайте FS Outlaw 10, на котором прошел 80% всего пути. Он
обладает хорошим ветровым диапазоном от 3 до 11 м/с, надежными стропами
(бельевыми веревками), которые отчаянно свистят и ни за что не порвутся, а еще
их очень сложно запутать. Он неплохо идет на ветер, замечательно сглатывает
порывы, а самое главное, легко и без последствий отстреливается на страховку.
Почти каждая посадка происходила через отстрел. За счет своей неклапанной
конструкции он легко упаковывается и распаковывается, это начинаешь ценить
когда надо по многу раз за день собрать-разобрать кайт. Сложно представить себе
кайт лучше подходящий для подобных путешествий.



Старый добрый FS
Speed 2-15 - отменный штилевик, не раз вывез из полного безветрия, но лучше не
доводить его до отстрела.



От Paraavis ION 2-5 я
тоже в восторге. После того, как я повредил на нем стропы во время падения с
карниза, он использовался с планкой и стропами от пятнахи, которые подошли ему
идеально. После 10 и до 15 м/с кайт вел себя хорошо, стабильно и довольно
дружелюбно для своего размера. Он обладает предсказуемым поведением, линейной
тягой во всем своем диапазоне. До верхнего его предела мне дойти не довелось.
Надо только очень осторожно с кайтлупами – в этот момент ION превращается в
мощнейшего монстра, тяга возрастает в разы, к этому надо быть готовым. Отличный
кайт на сильный ветер, только хотелось бы подкуполку из строп потолще, а то
штатные не внушают доверия и легко путаются, перед стартом их надо очень аккуратно
и скурпулезно выкладывать, а то все может очень плохо кончиться.



Сани.


Не подвели ни разу.
Скользят легко, при движении почти не чувствуется массы груза. Перевернул их 2
раза, больше никаких проблем. Длинные жесткие лыжи и восемь стоек оказались
правильным решением. Внимательный осмотр всех деталей не выявил никаких
недостатков в виде трещин и прочих деформаций. Модульная загрузка мне тоже
очень нравится – можно четко распределить груз по платформе.



Трапеция.


DаКine Storm -
порвалась. Трапеция отличная, просто была уже очень старая, я в ней катаюсь уже
10 лет и никогда нельзя цеплять тяжелые сани за штатную ручку.



Палатка.


Сплав Glacier 3m -
очень хороша. Просторная, все вещи всегда были внутри. Наружный каркас
позволяет легко ее ставить и снимать. Внутри все продумано – много полочек,
карманов и хорошая вентиляция. Удобная и прочная киса (мешок) – легко убирать и
доставать палатку в любой степени намокания и замороженности.



Спальник.


Alexika Aleut – на
свои деньги греет неплохо.



Коврик.


Сплав Maxi camp 3 +
фольгированная подложка для ламината – мне понравилась больше, чем с обычной
пенкой.



Горелки.


Основная - фирмы
Primus с испарителем, который позволяет в любой мороз использовать газ и всегда
вырабатывать баллон до конца.



Запасная - фирмы
Следопыт, навинчивающаяся на баллон, при отсутствии мороза работает без
нареканий, оговорок и дополнительных манипуляций.



Я взял 11 баллонов по
450 грамм,
истратил только 2.



Оборудование для
скитура брал, но ни разу не воспользовался.



Ну и по мелочи:


- ракетница с
ракетами



- фальшфейер


- туманный горн для
отпугивания хищников (они вроде как боятся громких звуков)



- смазки, смывки,
скребок



- несколько кусков
веревки



- термос


- нож


- термометр


- лопата


- фонарик.


То, что я шел один,
накладывало свой отпечаток на все путешествие. Приходилось всегда проявлять
максимум осторожности, намного больше, чем обычно. Тщательнее взвешивать все
решения и поступки. Когда понимаешь, что любая ошибка или накладка может
оказаться фатальной, то напряжение многократно возрастает. Такая психологическая
нагрузка изматывает больше любой физической. Повторять подобное не хочется.
Надо хорошенько запомнить это состояние, чтобы больше так не вляпаться. Хотя не
все так трагично, бывали моменты и положительные – когда проходишь сложное
место не надо думать, как его пройдут остальные и любое решение, которое
принял, будет единогласным.



У меня все
получилось, я получил много эмоций, море адреналина, которого, надеюсь, надолго
хватит. Очень нравилось эпатировать редких встреченных мной в тундре людей.



На вопрос: «Куда
едешь?»



Отвечаю: «В Воркуту»


- «Она же далеко»


- «Я знаю».


Хочу выразить свою
признательность и благодарность всем, кто помогал мне в подготовке и проведении
похода. Тем, кто переживал за меня, кто наблюдал за походом.




Самое главное спасибо
моей жене Лене, которая всегда поддерживает меня в подобного рода мероприятиях.
Я понимаю, чего ей это стоит и очень-очень благодарен, без ее поддержки мне
было бы намного сложнее.


40 Комментарии

Фотография
}{ott@bbi4
16 Apr 2018 01:26
Афигеть!!! Классно!!!
Фотография
AlexandeR RideR
16 Apr 2018 09:00
Здорово!!!! Очень круто!!!
Фотография
magadan833
23 Apr 2018 23:41
Покорил. Не только тундру,но и себя!!! Молодец,сильный человек!
Фотография
Леха SID
26 Apr 2018 15:13
У меня слов нет насколько это круто и смело. Прям огромный респект и бесконечная уважуха.
Фотография
Леха SID
26 Apr 2018 15:16
Я знаю что было 2 спортсмена которые из России в Америку через какой то пролив на кайтах перешли. Но у них там все организовано, согласовано.
Здорово, супер!
Готовь новые путешествия, ну и отчеты!
Сразу специально все не прочитал, растянул на два дня, лежа в теплой ванной!
Спасибо!
Дааааа уж... После прочитанного сижу и думаю... Какие нахрен крошки на полу на кухне...
Сильно!
Фотография
Скобарь
28 Apr 2018 13:45

Я в восторге! По количеству эмоций, это свидание тянет на целую жизнь!)) Спасибо, жду новых приключений! УДАЧИ! 

А с виду и не сказать что крутой Перец!

Класс!

Фотография
Лентяй
11 May 2018 17:29
Круто! Молодец мужик!

Меня сразу заинтересовало, какой экип, как спать, чтобы не замёрзнуть, не задохнуться от углекислоты, если сугроб наметёт. Сушиться тоже надо. Интересно бы поподробнее. И зачем кайты менять, если прёт быстрее?

Фотография
Lodochnik
13 May 2018 21:59

Меня сразу заинтересовало, какой экип, как спать, чтобы не замёрзнуть, не задохнуться от углекислоты, если сугроб наметёт. Сушиться тоже надо. Интересно бы поподробнее. И зачем кайты менять, если прёт быстрее?

Сначала про кайты. Кайт по сути своей парус, т.е я под кайтом являюсь своеобразным парусником и мне свойственны все те качества и принципы, что и парусному судну. Меньше ветра - нужно больше парусов, соответственно при усилении, парусов надо убавить. В моем случае это замена кайта. А если не менять, то унесет нахрен как девочку Элли из волшебника изумрудного города. Ветровой диапазон каждого кайта зависит от многих факторов, основным из которых является физическое состояние райдера, ведь его тело и является корпусом "корабля". Также важен опыт спортсмена, состояние покрытия, наличие и вес саней, уклон, длина лыж, длина строп и еще много чего. На коротких гонках конечно форсируешь себя, часик можно и потерпеть, но мне в походе приходилось осторожничать, поэтому и часто менял кайты.

Как спать. У меня не самый теплый спальник, теплые очень дорогие (тысяч по 40, мне не по карману). Этот спальник мне обошелся в 7 тысяч и его характеристики -8 температура комфорта, -26 температура экстрима. Температура экстрима это значит, что находясь в этом спальнике здоровый (не больной), взрослый мужчина (у женщин другая физиология и другие лимиты) не отдаст концы за 6 часов сна. Когда очень холодно (я ночевал в нем при -30) то использую химические грелки или просто грею полторашку горячей воды и сплю с ней в обнимку. Ну и под спальник не просто пенку, а коврик посерьезнее. Я использую самонадувающийся коврик толщиной 3 сантиметра (опять же ограничен бюджетом) и хорошо дополняет его 5ти миллиметровая, фольгированная подложка для ламината. Когда снимаю лагерь, подтаявшего снега под местом сна нет - значит тепло туда не уходит.   

Как не задохнуться в сугробе, честно не знаю. Палатка имеет хорошую вентиляцию, да и один в трехместной палатке столько не напредишь надышишь. Когда использую для готовки и обогрева газовую плитку, то внимательно слежу за цветом пламени. Оно должно быть голубого цвета, а если присутствует желтый цвет, то это значит, что газ сгорает не полностью и выделяется угарный газ - вот это очень опасно, отравление приходит незаметно и последствия могут быть плачевные.

Как сушиться. Спальник потребует сушки через неделю. Надо повесить его на солнышке на несколько часов, это помогает его подсушить. Пуховый спальник теплый, но его в таких условиях не высушить. Кто идет в поход месяцами, то недели через три-четыре просто выбрасывают его в виде куска льда и берут следующий. Одежда сохнет на мне. Как только перестаешь потеть, она тут же начинает сохнуть. Главное правильно одеться. Три слоя - тонкое термобелье, микрофлисовое термобелье, и наружный слой костюм или комбинезон из ткани "Гортекс". И важно чтобы никакой х/б ткани не было - она очень неохотно расстается с влагой, в ней точно замерзнешь. Не знаю как выживали раньше когда таких тканей не было.

Алексей!фантастическая поездка НАСТОЯЩЕГО экстримала...не перестаёшь удивлять....рад за тебя....

Фотография
motoboroff
14 May 2018 12:21

Абалденно  .Сильно. УраУраУра!!!

Фотография
Topolevskiy
26 May 2018 19:09

Узнал для себя много нового, ну и конечно про кайты и такой способ путешествия. Эмоции во время путешествия мне знакомы: что зря все затеял и больше никогда-никогда.. Отдельное спасибо за перечень снаряги! За смелость пять, я очень не люблю мерзнуть, не решился бы на такое.