Путешествие Вокруг России появилось благодаря Чукотке, куда я два года хотел попасть на мотоцикле, а точнее, с мотоциклом, дорог летних, увы, туда пока нет. Входов есть два: по морю и по реке Колыма из Магаданской области. Это два капитальных путешествия, соединив которые Чукоткой, получится маршрут вокруг России: Северный морской путь с запада на восток и наземный - с востока на запад со сплавом по Колыме.
Про вход через Колыму я узнал в 2016 году от дальнобойщиков во время путешествия по Якутии. Была нарисована первая "Пачка Беломора" с промежуточными точками маршрута: Сеймчан - Зырянка - Средеколымск - Анюйск. Сплав с мотоциклом на баржах по Колыме. Идти на этот маршрут нужно в начале лета, когда река судоходная и по ней идёт стабильный поток барж. К августу она сильно мельчает на отрезке Сеймчан - Зырянка, завоз новых грузов на север этим путем прекращается.
Второй, не менее увлекательный своей необычностью и масштабом вариант заброски мотоцикла в тундровую страну, - Северный морской путь. Две недели на грузовом судне, идущем из Архангельска в Певек через 5 морей Ледовитого океана. Здесь наоборот, активная навигация начинается во второй половине лета, вместе с таянием арктических льдов. Этот путь и будет моим входом на Чукотку и первым этапом путешествия вокруг России.
В информационной проработке был отправлен запрос в несколько транспортных компаний, занимающихся доставкой грузов по Севморпути. Ответ был получен лишь от одной из них, от "А-Сервис", с которыми и будет связан мой арктический поход, если его так можно называть в современных условиях. Для понимания официальных цен, ответ на запрос стоимости перевозки мотоцикла Honda XR650L в Певек содержал следующие цифры: 30 000 рублей за мотоцикл и каюта с питанием для пассажира 5000 рублей в сутки, что в сумме по итогу составит около 80 - 100 т. рублей в зависимости от количества дней в пути.
Есть достоверные и подтвержденные данные о том, что мотоцикл или машину с той и с другой стороны можно поставить на судно неофициально при личной договоренности с капитаном. Это обойдётся в несколько раз дешевле, особенно мотоцикл, который можно забросить на судно собственным хозяйственным краном. Но это будет очень сложно сделать если нет опыта всего процесса и личных знакомых, которые помогут все организовать, от пропуска в порт до общения с командой.
Мое попадание на судно связано с профессиональной деятельностью. Я работаю на Калининской атомной электростанции, а в Певеке, самом северном городе России, как раз кипит работа по строительству площадки для плавучей атомной станции, которая прибудет сюда из Мурманска в 2019 году. На судно меня взяли сопровождать груз для береговых сооружений под нее.
"В порт Певек (Чукотский АО) отправляется первое в этом году судно с очередной партией строительных материалов и оборудования для сооружения береговой инфраструктуры единственной в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) "Академик Ломоносов". Грузовое судно "Александр Сибиряков" доставит для ПАТЭС из Архангельска строительные материалы, металлоконструкции, а так же дополнительную строительную технику для обеспечения работ по строительству гидротехнических сооружений и береговой инфраструктуры".
В этом году начало летней навигации немного сдвинулось от запланированного графика (с 1 на 10 июля) из-за сложной ледовой обстановки, и как только она открылась, мне сообщили, что меня берут с мотоциклом на корабль, но нужно быть в Архангельске уже к концу недели.
Пришлось в срочном порядке решать оставшиеся организационные и бытовые вопросы, разобравшись с которыми, поехал в Москву за снаряжением: вейдерсами для прощупывания холодных речных бродов, сублимированными продуктами для длительного автономного существования, мембранной обувью для походов, дополнительными емкостями для бензина, запас которого мне нужен на 800 км, пиротехникой (фальшфейры, сигнал охотника, петарды) для самоуспокоения перед возможными дикими животными, фото-видео аппаратурой и другими полунужными вещами, сильно просаживающими не только бюджет, но и грузоподъемность мотоцикла, делая из него цыганский обоз, с совершенно не тем характером внедорожного мотоцикла, который в него заложили японские инженеры.
Последние дни начисто ушли на сборы и приготовления к отъезду. Это была знакомая и вечно волнующая участников и зрителей процедура подготовки. Составлялись списки, укладывались в определённой таинственной последовательности вещи в компрессионники и гермомешки, которые, в свою очередь, формировали на полу комнаты правильные разноцветные ряды.
Завертелось чукотское приключение. Заглушая все печали, запела труба странствий. Труба та рождает энергию и четкую логику действий, а неумолимый зов ее стоит надо всем.
До Архангельска поеду не спеша, 1200 км за 2-3 дня. Нужно привыкнуть к загруженному мотоциклу, обжиться с новыми вещами и отлаживанию кемпинга.
[/URL]
14 июля. Долго искал место для ночевки, все грунтовые съезды сильно раскисли после дождей. Процесс выбора места происходит очень просто - поиском в навигаторе реки или озера, чем крупнее, тем лучше. Нет ничего более бодрящего вечером после дневного перегона и более освежающего утром, чем искупаться в прохладном водоеме. Остановился на р. Шексна. Успел приготовить поесть и искупаться перед тем, как налетела сильная гроза, роняя сверху каскады водопадов.
15 июля. Прекрасное солнечное утро, просушил палатку, несколько раз искупался в реке. К обеду, как по расписанию сезона дождей в южных странах, на небе снова набиваются тучи.
Меняется природа, ровный ландшафт сменился на холмы с соснами и песком вместо вчерашней грязи и смешанного леса. Параллельно с дорогой проходит река Вага, вскоре впадающая в Северную Двину. На стыке этих больших рек устраиваюсь на ночевку. Купаюсь, ужинаю. И снова в гости приходит гроза, на этот раз палатка не выдерживает, приходится выходить подтягивать тент.
16 июля. Оставшиеся 200 км до Архангельска дорога идет вдоль Северной Двины. Трасса М-8 "Холмогоры" в хорошем состоянии, трафик слабый, сетевые заправки есть на всем ее протяжении.
В Архангельске въезжаю в аномальную жару, зачем-то обосновавшуюся рядом с полярным кругом. Если вы ждали ее этим летом у себя в городе, знайте, она досталась архангелогородцам.
Днем печет солнце, нагревая многочисленные корпуса кораблей и вездесущих портовых кранов, а вечером, когда солнце присаживается в полярном дне, выходят люди, проводя свободное время на пляжах, гуляя по набережной, катаясь на велосипедах, роликах и кабриолетах. Все очень красивые и загорелые. Играют в пляжный волейбол и слушают на закате уличных музыкантов.
Архангельск город с богатой историей, есть большой и интересный краеведческий музей на набережной, в котором все темы освещены подробно, кроме, пожалуй, гулагизации региона. За городом есть музей деревянного зодчества по типу Кижей. Есть неплохая набережная, на которой стоят корабли и по вечерам гуляет множество людей. Есть даже разводные мосты, точнее подъемные, где центральный пролет поднимается для прохождения судов.
Есть понимание, что Архангельск для меня сейчас центр цивилизации, тепла, комфорта, низких цен и изобилия в сравнении с тем, что предстоит на Чукотке, чем я с удовольствием пользуюсь пока корабль стоит на загрузке. Остановился в хостеле Тройка за 550 р в центре, хорошо кормят в столовой Калитка-парк, полноценный сытный комплексный обед 120 р.
20 июля. Пока есть свободное время, еду на море в Северодвинск. Солнце жарит, цветные медузы выбрасываются на берег, кричат жирные морские чайки, прогретый песок ласкает ноги, и только холоднючая вода, перехватывая дыхание, подсказывает, что это Белое море.
20 июля. Сделали пропуск в порт, наконец-то увидел и побывал внутри нашего 130-метрового теплохода "Александр Сибиряков".
24 июля. Собрал рюкзак, выехал из хостела. В гараже обнаружил, что прогрызен лежащий на полу гермомешок с едой. Беспокоясь о моем здоровом питании, мышки поели бомж-пакеты. Перегнал мотоцикл в порт. Корабельным краном подняли его на палубу, определив место под крышей переходного коридора. Меня заселили в двухместную каюту со всем минимально необходимым: розетка, кровать, раковина с водой, окно, стол и даже диван. Распорядок дня: завтрак - 8, обед - 12, ужин - 18, чай с перекусом - 21, сауна - по средам и субботам. Числюсь на судне как экспедитор от компании А-Сервис.
26 июля. Выход в море опять откладывается, знакомлюсь с командой. Вместе со мной на судне 19 человек: капитан, три помощника, матросы, механики, мотористы, повар, врач и студенты с мореходки.
27 июля. Проснулся по заведенному будильнику в 4:30, чтобы застать выход из порта. Трап убран, канаты откинуты. Остаюсь на палубе со сменившейся вахтой, которая отмечает выход в море. Сегодня первый пасмурный день, наверное, это хороший знак.
28 июля. Ночью перешли полярный круг. Старпом сделал объявление по громкой связи, чтобы члены экипажа проверили наличие своих рыболовных снастей, скоро будет остановка на ловлю свежей трески.
Пароход останавливается на банке глубиной около 40 метров, экипаж рассредотачивается по периметру.
29 июля. Проходим Карские ворота - пролив между островами Вайгач и Новая Земля, соединяющий Баренцево и Карское моря. День обещает быть ясным, к обеду становится теплее, расходится туман. Можно полностью открыть иллюминатор в каюте.
Разбудил моторист, предупредил о начале льдов. Накинул куртку, схватил фотоаппарат и на мостик. Здесь внимательные взгляды на радары и просматривание горизонта в бинокли, закипела работа ручного управления судном и корректировки курса между льдинами.
“
…Когда бог создал океан,
Три дня, три ночи пил,
Тут чёрт пустился на обман
И воду льдом покрыл
— Песня китобоев
На верхней палубе наблюдаю за птицей, однообразно кружащей над кораблем. Большой детеныш чайки, которому явно нравится ловить потоки теплого воздуха от парохода и парить.
К вечеру льды закончились. Вахтенный матрос сегодня днем видел двух медвежат на льдине. Море спокойное, идем, как по озеру. Стоит настоящий полярный день, когда солнце кружит вокруг парохода, не заходя за горизонт.
Путешествие - наркотик, который заставляет отправиться в путь, пряча удовольствие за уязвимостью и пониманием своей незначительности в природе, страхом. Сначала хочется обратно, кажется, прошло время, когда мог получать удовольствие от дорожных трудностей и приключений. Есть комфортная жизнь, люди, которые дороги, заслуживающие больше внимания. Но со временем приходит спокойствие, уверенность, понимание настоящих и искусственных проблем, неторопливость жизни, и, наконец, настоящая радость путешествия. Жаль, что любое, даже самое длительное путешествие, заканчивается очень быстро.
30 июля. 4-й день плавания. Температура воздуха за бортом 4 градуса. Идем со средней скоростью 11 морских миль, чуть больше 20 км/ч. Расстояние от Архангельск до Певек 5170 км по предварительно проложенному курсу. По этим данным должны дойти за 10 дней.
Движение на западном участке Северного морского пути оживленное, проходим рядом с буксируемой буровой вышкой.
Когда нет солнца, все вокруг в серых тонах. К обеду тучи расходятся, солнце превращает серую воду в насыщенную сине-зеленую гладь. Иллюминатор открыт, голубое небо подсвечивает каюту, слышны крики чаек и волн, нарезаемых пароходом.
К вечеру погода опять меняется, грузовую палубу заливает водой. Сильно дует с севера, все отсеки по левому борту задраены.
Меня укачивает. Понял сакральное предназначение диванов в каютах, обязательно стоящих перпендикулярно кроватям. Если при сильной продольной качке с кровати скидывает, ложишься на диванчик и уже полегче, мотает вверх-вниз, но лежишь.
31 июля. После завтрака пошли со старпомом и боцманом на подтяжку груза после ночного шторма. Спросил, почему корабль называют пароходам, когда он теплоход? Оказалось, что это просто привычный термин для всех судов такого типа, а вот кораблем обычные суда не называют, корабли только у военных.
url=https://radikal.ru][/url]
1 августа. Неделя, как мы вышли из Архангельска в Певек. Впереди пролив Вилькицкого, полностью забитый льдом. Самостоятельно пройти его мы не сможем.
Из тумана показывается атомный ледокол Таймыр, который будет проводить через льды караван из трех скопившихся судов: Георгий Ушаков, Александр Сибиряков и наш sistership Ермак.
Расстояние между судами 8 кабельтовых (1500 м), мы в середине. В 20:00 официально началась проводка через пролив Вилькицкого, который отделяет полуостров Таймыр от архипелага Северная Земля и соединяет Карское море с морем Лаптевых.
По краям кильватерной линии, рисуемой ледоколом, мимо нас пробегают белые поля льдин, изредка натыкаясь на которые Сибиряков вздрагивает, и, вибрируя металлическим телом, откидывает осколки по сторонам.
За бортом 0 градусов, туман иногда рассеивается, напоминая о соседях по каравану. В сложившейся обстановке, по решению капитана, вводится усиленная вахта по 6 часов вместо 4 и два помощника капитана, вместо одного, дежурят на мостике. Теплоход переходит на ручное управление, чтобы попадать в прокладываемый коридор. Ледокол не идет по прямой, постоянно корректирует траекторию, маневрируя между ледовых полей. На руле матрос, команды по подруливанию в градусах звучат от капитана и помощника. Напряженная работа, требующая сосредоточения на протяжении нескольких часов вахты.
После обеда ледовая обстановка ухудшается, большие льды часто приходится двигать самим, постоянно теряя прокладываемый ледоколом коридор в тумане.
4 августа. Вышли из льдов. По графику до Певека еще 4 дня хода. Потерял ориентацию в днях недели, бесполезная информация. Хотя не совсем, она нужна, чтобы не пропустить банные дни. Можно было оторваться полностью еще и от часов, полярный день в самом разгаре и всегда одинаково светло. Такой шалости мешает святой распорядок дня с завтраком, обедом и ужином.
“
Думал о том, что так вот и надо бы жить, о том, что мы так умело обкрадываем себя, что и подумать некогда.
— Олег Куваев, Дом для бродяг
Боцман сделал мне подарок, наверное, потому что я единственный человек на судне, кто ничего не просит сделать его по хозяйству. Старый кожаный подшлемник на меху, своей неактуальностью напоминающий о суровых экспедициях прошлого.
Идем по чистой воде уже четвертого моря на нашем пути. Наконец-то, ушел туман, который серостью давил несколько дней.
5 августа. Недавно казалось, что лед, холод и туман навсегда. Но после нескольких солнечных и теплых дней кажется, что здесь всегда должны быть тишина и спокойствие, так это все мощно проявляется и меняется.
Запах выпечки распространяется по палубным надстройкам, значит сегодня воскресенье. Еще по одной кулинарной традиции можно определить, что сегодня последний день недели, - бульон. Из развлечений на пароходе имеется теннисный стол, телевизор с коллекцией фильмов, есть библиотека и скудный тренажерный зал. Основное же место, где все пересекаются во время рабочего дня - это курилка и камбуз. Здесь все обсудят, кто что слышал о том, когда придем в порт, какая ледовая обстановка, где нас ждет ледокол, когда и какие льды, какая погода, в какой направлении пойдет пароход в следующем рейсе. Здесь всегда можно послушать интересные истории.
После обеда перебрал свои запасы еды, разделив все на две равные части, рассчитанные на 10 дней каждая. Один мешок на маршрут в сторону Билибино, другой в Эгвекинот. Основной рацион - сублиматы от Гала-Гала.
Прошли Новосибирские острова, архипелаг между морем Лаптевых и Восточно-Сибирским морем. Вот-вот должны начаться льды, что совсем не соответствует теплой погоде, которая стоит. Но редкие одинокие льдинки уже бегут нам навстречу.
6 августа. Ночью пытались самостоятельно пробиться к контрольной точке, назначенной ледоколом. Потолкавшись и нарисовав извилистый трек, по команде капитана откатились обратно в лужу, ждать ледокол. Сутки простоим, а, может, и двое. Скоро будет месяц, как я выехал из дома, и все никак не могу добраться до Чукотки.
После завтрака выхожу на палубу смотреть причудливые льдины и наслаждаться солнечным безветрием. С севера на горизонте хорошо виден большой остров Беннета с заснеженными сопками.
Стоит тихая солнечная погода. Уйдешь на бак, подальше от шума двигателя, прислушаешься, а вокруг ничего, лед не хрустит, чайки не кричат, ветер не дует. До самого горизонта все замерло в могучей тишине. Только тюлень несколько раз высунул голову поплавком из воды, посмотрел на пароход и больше не показывался.
“
Красота этого зрелища наполняла душу восхищением и ужасом.
— Джеймс Кук
Судно на стоянке живет обычной жизнью: вахта на дежурстве (по 4 часа 2 раза в сутки с перерывом в 8 часов), матросы, под предводительством боцмана, взялись красить палубную надстройку, на камбузе повар распространяет по Арктике запах рыбных котлет, на мостике то принимают какие-то телеграммы, то отправляют.
Жизнь корабля не соответствует местному времени, отставая с московским временем уже часов на 8. Когда у нас обед, видно, что солнышко присело в закатные мягкие цвета. Когда у нас ужин, солнце уже поднимается в следующий день. Очень хорошее несоответствие для фотографа, полдня рассвет, полдня закат.
Чтобы как-то заглянуть за пределы пространства, ограниченного пароходом, лезу на пеленгаторную вышку, пока часть радаров выключено. Сидя наверху мачты в металлической корзине, покачиваемой ветром, можно представить себя в воздушном шаре. Вокруг все во льдах, которые не прекращают своего постоянного движения, не замечая корабля, огибают его и снова смыкаются.
7 августа. Если в Карском море регулярно встречали различные суда, то в море Лаптевых и Восточно-Сибирском мы как будто одни. Второй день стоим в ожидании атомного ледокола Вайгач, который, по слухам, занят проводкой китайского судна, идущего в Швецию.
Погода очень тихая, вода в течение дня от высоты солнца меняет свой цвет, переходя от серебристого к черному, затем к синему и вечером от изумрудного к розовому. Сижу на корме на лавке, укутанный в теплую одежду. Протягивает слабый ветерок с севера, что только добавляет приятных ощущений к чтению повестей Олега Куваева о непростой романтике Чукотки.
8 августа. Еще вчера атомный ледокол Вайгач появился на радарах, встав от нас на отдых и техническое обслуживание на расстоянии 30 километров.
К вечеру маленькая белая коробочка на горизонте, похожая на айсберг, наконец, зашевелилась. Капитан на мостике дает команду - малый ход, чтобы выйти навстречу ледоколу. Атомоход, подойдя к нам, делает полицейский разворот и берет курс на юго-восток, к Чаунской губе, в которой находится наша цель - город Певек.
На ужине отмечали День рождения боцмана, специально для этого приготовленным тортом.
Куда бы мы не ехали в путешествия, каким экзотическим не было бы место, всегда там живут и работают люди, для которых все вокруг не экзотика, а привычная и надоевшая рутина. Так и здесь, на теплоходе, который за две недели проходит 5 морей Северного Ледовитого океана для моряков обычный день с обычными айсбергами и торосами, обычная вода, меняющая цвет от солнца, обычные животные, обычный полярный день. Боцман уже на пенсии, за свою деятельность прошел не одно кругосветное путешествие, намотав на винт миллионы километров. Но никакой романтики от него не услышишь. "Все эти моря у меня уже вот где!" - показывает он на горло ребром ладони.
9 августа. В каюте и за окном стало темно! Чтобы так сильно солнце завалилось за горизонт, давно не было! Движемся на юг и уже завтра можем прийти в Певек.
10 августа. Перебираю и стираю вещи, готовлю мотоцикл и все оборудование к спуску на землю.
11 августа. Подошли к конечному пункту нашего двухнедельного похода по Арктике, к самому северному городу России - Певеку. Стали проявляться очертания города: дым от ТЭЦ, блестящие топливные емкости аэропорта, движущиеся конечности кранов в порту и сами жилые районы города.
На склонах прилегающих сопок видны кекуры, удивительной формы каменные останцы, над которыми висят перистые облака, создавая необычные для материкового взгляда пейзаж.
Что еще более долгожданно и радостно воспринимается членами экипажа, чем большая земля, так это появление мобильной связи. Можно позвонить домой, получить сообщения и даже просмотреть интернет.
Капитан связался с портом, получили указание вставать на рейд в двух километрах от города, ждать пока освободится причал, на котором стоит другое судно. Какое-то здесь свое арктическое течение времени. Постоянно приходится ждать, то погрузки, то ледокола, то разгрузки, но главный руководитель всех процессов здесь - это погода. Можно оптимизировать и ускорить человеческие операции, но в любой момент стихия может вмешаться и начисто разбить все планы, может поэтому никто никуда особо не торопится. Тем сложнее стоять на месте рядом с городом, что именно сейчас по прогнозу редкое хорошее окно в погоде на несколько дней.
Последние пару дней пытаюсь жить по чукотскому времени, у меня 8 утра, а на пароходе по московскому еще 11 вечера вчерашнего дня, хожу выражаю свое доброе утро их вечеру.
12 августа. Утром подошел буксир с лоцманом и потащил нас к причалу. На берегу кучкуются рабочие, администрация и пограничники.
Пограничники собрали у всего экипажа паспорта на проверку, покидать судно пока нельзя. На пароходе круглосуточная суета: раскрепляются и перебрасываются кранами грузы, сразу укладываемые на грузовики, водителям которых придется не спать больше суток, пока идет разгрузка: сначала контейнеры, потом автомобильная техника, затем трубы, и уже к вечеру пошли внутренности трюмов с катушками кабелей, песком и металлическими конструкциями. Полностью завершить разгрузку планируется к завтрашнему вечеру.
После настройки строп, поднимаем мотоцикл своим краном, но не успев завести его за борт, перестает работать манипулятор. Видимо, мотоцикл, как и я побаивается перехода к следующему этапу, снова привыкнув к команде, комфорту и постоянству арктического плавания. Ждем электромеханика, который вскоре освободился, и мотоцикл благополучно опустился на чукотскую землю.
Пока хорошая погода решаю уже завтра утром выехать к Шелагскому мысу с походом к самой северной точке Чукотки и всего Дальнего Востока.
Конец 1 части.
Оригинал отчета здесь
Сообщение отредактировал Zмей: 10 December 2018 - 19:40