Айгир - горный туристический приют, на границе Южно-Уральского заповедника.
Этим летом мало удалось покататься на мотоцикле. В мае сгонял с ночёвкой на речку, в июне была трёхдневная поездка с друзьями на озеро Тургояк, в августе с ними же дали круг в 540 км по Уральским горам на эндуриках. Организм «не накатался», и поэтому, когда в октябре выпали три выходных и установилось бабье лето, решил использовать эти дни для покатушек.
Позвонил Андрею, он предложил такое место - горный приют Айгир. Сам он поехать не смог, ещё один товарищ долго думал и тоже не поехал. Ну и ладно, когда едешь один – сам за себя, ни о ком заботиться не нужно.
Ехать всего 350км, поэтому выехал часов в 12, когда отпустил утренний мороз.
По дороге встретилась посадка из лиственниц. Так получилось, что впервые в жизни увидел, как желтеют мягкие иголки на этом хвойном дереве
На трассе Уфа-Белорецк пытался фотографировать горы. И, как всегда, безуспешно. Вот ты катишь, катишь по равнине, и после очередного небольшого подъёмчика перед тобой вырастает громадина, занимающая половину твоего поля зрения, поросшая вековыми соснами. Хочется пафосно сказать кому-то «Это Уральские горы, детка!». Но рядом никого нет, все друзья перед поездкой слились ))
А на фото горы выглядят как холмики, покрытые пожухлой травкой.
Проехал посёлок Инзер, расположенный в сказочной горной долине. В посёлке Реветь повернул направо, нырнул под шлагбаум с надписью «Заповедник, въезд запрещён». И началась полная засада для моей CBF-ки (рай для эндуристов). Километра 4 полз по лужам и камням, в одном месте лужу пришлось объехать прямо через лес. Откуда лужи – непонятно, дождя не было уже недели две. На Урале бывают такие «вечные» лужи. Дорога идёт по долине реки Малый Инзер, тут же рядом проходит железная дорога. Планировал доехать до брода через реку и там заночевать, в результате не доехал километра полтора до выбранной точки. Выдохся, взмок, начало смеркаться. Нашёл сухое место среди сосенок, прямо на берегу, протоптал до него тропинку и загнал мотоцикл на полянку под сосны. Похолодало, температура явно уходила в минус. Залез в палатку, открыл бычки в томате, выпил сто грамм, пока варилась каша на газовой горелке. Позвонил всем, кто со мной не поехал, чтоб завидовали ))
Состояние дороги – ссылка на короткое видео
Кстати, о горелке: выписывал сАлиэкспресса, довольно дорогая (порядка полутора тысяч). Наработка у неё за три года всего12-15 баллончиков газа, не больше. Шланг порвался почти сразу, конфорка прогорела насквозь. Правда, отработала хорошо, газ сгорает на 100%, угара не даёт. Иногда рискую использовать её для обогрева палатки.
Оказалось, что железная дорога, проходящая в сотне метров от моей стоянки, довольно оживлённая, ночью сквозь мой сон с грохотом проезжали составы. «Ну хотя бы медведей не будет», подумал я.
В восемь вечера уже темно, интернет еле ползает, заняться абсолютно нечем. А ведь ещё только начало октября! Невольно приходит мысль, как же люди жили раньше в деревнях, без электричества и прочих благ? Чем занимались с наступлением темноты?
Утром побросал в школьный ранец перекус, фонарик, петарды, воду, горелку, баллончик газа и даже маленький чайник. Переобулся в декатлоновские кроссовки, и в половине девятого уже двигался вдоль ЖД полотна в сторону Айгира. Был хороший морозец, лужи подёрнулись льдом, руки поначалу мёрзли даже в зимних перчатках, пока не согрелся от ходьбы.
Ещё в детстве любил гулять по железной дороге, меня просто завораживает запах креозота, горящие вдали огни семафоров и возможность попасть куда-то в неведомое новое место. Лет в 12 даже предлагал пацанам из нашего двора собрать рюкзаки и уйти из дому (хотя рос во вполне благополучной семье). И вот иду с рюкзаком по ущелью, среди скал, перехожу по мостам речки, втыкаю по сторонам на открывающиеся виды, и просто наслаждаюсь каждым шагом, словами не передать )))
Брод через Малый Инзер:
Несколько коротких видео, снятых по дороге:
8 километров прошагал вдоль рельсов в полном одиночестве. Через каждые 2-3 километра встречаются будочки путевых обходчиков. Одна была закрыта на замок, остальные просто на сучок или проволоку. Полюбопытствовал, что же там внутри. За пару часов движения
встретил два состава. Как в детстве, махал машинистам, они с удовольствием гудели и свистели в ответ ))
«Прибытие поезда» (съёмка на телефон)
Из жизни железнодорожников:
Ориентиром начала подъёма на Зубы Шурале (Шурале – это башкирский чёрт) служит памятник погибшему юноше, справа по ходу движения.
Когда-то он замерз и заснул прямо на рельсах.
Тут уже начали встречаться толпы туристов, которые на электричке приезжают в Айгир, и с проводниками поднимаются на скалы. Удивительно, но 80% ползущих в гору – женщины. Очарование места было разрушено, ну да ладно, полез вверх вместе со всеми. Запах железной дороги и увядающей листвы был напрочь перебит густым облаком дезодорантов ))
Сверху открываются просто сокрушительные виды на долину реки Малый Инзер. По реке проходит граница Южно-Уральского заповедника, заходить в который нельзя даже с проводниками. На территории заповедника находится закрытый город Межгорье и какой-то секретный
объект. На горизонте видна Ямантау, высочайшая вершина Южного Урала. Именно под ней и расположен то ли ядерный бункер, то ли какие-то склады госрезерва… Кому интересно – можете набрать в поисковике «Межгорье Википедия». Побродил по плоскогорью наверху, сварил нехитрый обед на горелке. Многие там разжигают костры и даже была компания, которая готовила шашлыки.
Возвращался в лагерь уже под вечер. За день отмахал с рюкзаком 16 км вдоль железной дороги, и ещё километров 5 по горам.
Когда подходил к стоянке, немного волновался – на месте ли моя палатка и мотоцикл? Всё оказалось в порядке.
За предыдущую долгую ночь выспался, сон не шёл. Ночь была звёздная, но безлунная, быстро подморозило. Лежу себе в палатке, и вдруг слышу, как в лесу хрустнул сучок… Потом услышал, что в мерный шум реки вплелись всплески тяжелых шагов, звук ворочающихся камней… Кто-то большой и тяжёлый шел по реке в мою сторону! А на другом берегу горы, совершенно дикие места! Андрей, который советовал мне съездить на Айгир, говорил, что медведи в это время года сытые и не злые. Но честное слово, в тот момент меня это мало утешало!!! Судорожно начал искать петарды – они остались снаружи, в кофре мотоцикла. Ждать медведя лёжа в палатке было просто невыносимо, схватил складной нож (хороший клинок, Златоустовский, жена подарила))), надел на голову фонарик. Выскочил из палатки, включил фонарик и начал орать, размахивая ножом «Эй, кого там носит ночью!!!»
Не совсем такими словами, конечно, но у нас тут материться нельзя. Каково же было моё облегчение, когда «медведь» посветил мне фонариком в ответ! Видимо, кто-то из местных поднимался вверх по речке в болотниках с острогой, били щуку по первому морозцу )))
Утром голыши на дороге оказались покрытыми тонким слоем льда, пришлось ждать часов до 11-ти, чтобы выехать до асфальта. В одной из луж сильно замял выпускную трубу о камень. Всё-таки Бифер не для таких приключений. Но пилить на эндурике 350 км по асфальту, чтобы потом проехать 5 км по камням, тоже не хотелось.
Вот в таком виде нужно оставлять после себя место ночёвки, чтобы лес сказал вам «Спасибо, дружище, приходи ещё!»
Везде, где я шёл пешком вдоль ЖД, можно было легко и даже с комфортом проехать на лёгком эндурике. Чуть в стороне проходит «дорога» для УАЗов и Нив. Кто летом ездил по северным зимникам, то сможет представить качество этой дороги. Только вместо песка – щебень и здоровенные камни. Поэтому у меня возникла идея – проехать по границе заповедника на лёгких мотоциклах, вдоль железной дороги. Реки можно переезжать по ЖД мостам, либо вброд. Единственное, тропинка тянется то справа от рельсов, то слева, т.е. мотоцикл придётся периодически перетаскивать через рельсы. Чтобы сделать это быстро и безопасно, нужна компания в 3-4 человека. В общем, кто хочет увидеть настоящие горы и красоту дикой природы – пишите в личку, на следующее лето вместе проедем этой дорогой.
Сообщение отредактировал ThunderButt: 16 October 2020 - 14:28