Это было, пожалуй, самое спонтанное моё путешествие, но не менее интересное, чем все предыдущие… Было всё: холод и проливные дожди, жара и песчаные бури, интересные знакомства и красивые пейзажи, неожиданные неприятности и приятные неожиданности, но главное – это отличный заряд позитивными эмоциями! Так что, наливайте чашку горячего чая, открывайте вкусные печеньки и добро пожаловать на чтение. Приятного просмотра…))
Предисловие
В ноябре 2020 года я с большими усилиями преодолел психологический рубеж стоимости, которую я готов заплатить за мотоцикл, и решил сделать себе подарок к новому году. В результате в моём гараже поселился мотоцикл HONDA NC750Х (2014 г.в.), который идеально подходит для дальних поездок по относительно хорошим дорогам.
По заверению производителя средний расход этого агрегата – порядка 3-3,5 л на сотню! Мне не терпелось проверить это на своём опыте.
Своему старому коню я решил найти нового хозяина, и с началом мотосезона уже перегнал его в новую конюшню… Больно было расставаться со старым и верным другом, но так было лучше для всех... Прощай, Трансальп и спасибо за всё!
После обновления мотопарка я, общаясь с Алексеем Котельниковым из Читы, сказал, что постараюсь составить ему компанию, чтобы вместе прокатиться ближайшим летом куда-нибудь на «юга». Но в силу определённых обстоятельств, ближе к отпуску я вообще не мог планировать дальних поездок…
И вот на дворе 16 июня 2021 года, и Алексей посещает Барнаул. Я радостно его встречаю и тут же огорчаю, что ситуация не изменилась, и я не смогу присоединиться к нему… В итоге просто отмываем Лёхин мот от «трёхтысячикилометровой» грязи, меняем задний баллон, т.к. старый уже показал корд, и устраняем поломки случившиеся у него по дороге до Барнаула в мотосалоне Байкленд. (Отдельное спасибо механику Владимиру – мастер на все руки!).
На следующий день я проводил Алексея в путь…
Когда глядел в спину уезжающему мототуристу, внутри заскребло… Прошлые поездки я тратил большие усилия на поиски хорошего попутчика, а тут хороший попутчик сам приглашал меня составить ему компанию, а я упускал такой шанс. В голове послышался скрежет заржавевшего механизма…
Полдня ушло на дозревание мысли и расклад проблемных моментов по времени. Понимая, что в резерве у меня есть 2 недели, я решаю догнать товарища и проехать с ним хотя бы часть маршрута! Я – наёмный работник, поэтому я вопросил об экстренном отпуске вышестоящему руководству, на что получил ответ: «Конечно, надо отдохнуть, езжай!» Я позвонил Алексею, который уже был в Новосибирске, и предложил-таки себя в компаньоны. Лёха сказал, что готов ждать меня всю свою биографию. ))))))
К вечеру меня заштормило, и немного поднялась температура, но на утро следующего дня я снова был в норме.
День 1 (18 июня) – «Резкий как понос»
В этот раз в отчёте я решил каждому дню давать краткое, но ёмкое название, наиболее ярко характеризующее его))).
Итак, позавтракав, я отправился в гараж, и, оперативно заменив масло ДВС, установив дуги безопасности и стальную защиту картера, переобув заднее колесо и, второпях собрав скарб:
я выкатился из гаража…
Никогда не собирался в долгую поездку прямо с утра. Кроме того, в разгар моих сборов в гаражном кооперативе отрубили свет, и укладку вещей я проделывал в полной темноте с фонариком на лбу. Благо навесное оборудование успел смонтировать при свете. Весёлое начало…
Тем не менее, погодка – отпад, настроение, как всегда перед началом путешествия – отличное, «адреналины» впрыскиваются, трепет, волнение, любопытство…, ПОГНАЛИ! Наслаждаясь первыми километрами долгого пути, дошуршал до Новосибирска за 3 часа.
Дальше ехать сегодня смысла нет: дело уже к вечеру, к тому же у брата недавно был день рождения, поэтому я решил заехать и поздравить его. Ночую у брата, Алексей – у своего товарища. Утром встречаемся и вперёд. Так сказать выдвинулись на исходную.
Чёткого маршрута нет, Алексей мечтал попасть на море и желательно в Крым, причём обязательно проехать по крымскому мосту ))), а я хотел прокатиться на Кавказ. Так как направление примерно одно (в масштабах нашей страны, конечно же…))), планирую по ходу пьесы блатовать Алексея через Чечню и Дагестан выйти на Каспийское море, а там как карта ляжет…
День 2 (19 июня) – «Холодный старт»
Весёлая «гречневая глазунья» на завтрак – это залог отличного настроения на целый день!
Если вчера я изнемогал от жары и потел, просто стоя в тени, то сегодня погода не
сильно нас баловала. Выкатились из пасмурного Новосибирска в 7-30...
… и сразу же «конкретно дали дуба» - температура упала ниже +10 градусов. На первой же заправке надели на себя побольше шмутья + дождевики (от холодного ветра) и жить стало немного легче.))
Проявились последствия моих бешеных сборов: я не взял тёплую флисовую кофту и
туристические мото-перчатки, чем определённо добавил себе проблем… В результате остыл и теперь «гоняю соплю»…))
Событием дня была встреча с велопутешественником на полпути к Омску:
Владимиру 70 лет. Он едет из Воронежа во Владивосток! Прокатил уже 4000 км! Я восхищён им! Крутой мужик! Просто Альфа-самец!!!
Велосипед доработан до туристического состояния и оборудован самодельными кофрами из стекловолокна. На кофрах красуются флаги стран, в которых побывал владелец велосипеда.
Пообщались
немного, выпили чаю и пожелали друг другу счастливого пути. Больше всего
понравился ответ Владимира на часто задаваемый ему в пути вопрос: «Сколько
денег уходит на путешествие?» - Намного меньше, чем просто сидеть дома! Ведь
основные траты – это просто еда. Точные слова!
Такие встречи и знакомства всегда мотивируют. Хотя, с другой стороны, начинаешь
воспринимать наше путешествие как прогулку за хлебушком…)))
В мото-походе, когда проводишь в седле мотоцикла по 8-10 часов ежедневно,
начинаешь воспринимать его уже не как просто технику, набор узлов и механизмов,
потому что от него зависит: доедешь ли ты до намеченной точки или нет. Ты
начинаешь родниться с ним, как «Аватар» с «Экраном»...))) и, держась за
рукоятки руля, чувствуешь, как появляется прочная связь - Вы становитесь одним
целым: ты и он. И, если вы «нашли» друг друга, то он будет покорно исполнять
твои мечты! А потому у мотоцикла просто должно быть ИМЯ! (…и, возможно, даже
фамилия и день рождения…)))))))
Итак, вот она, моя красотка, которую я решил назвать «Криня», получается это и Имя, и, в то же время, производная от моей фамилии…)))):
Почему-то я почувствовал, что это «девочка». Ну, во-первых: она красивая и стройная! Во-вторых: хоть она и с характером, но очень послушная, при этом нежная и ласковая! А в-третьих: она очень мотивирует и, садясь в седло и заводя её,
хочется ехать далеко-далеко!... Это дорогого стоит.
…Тысяча извинений за отступление, что-то в лирику немного унесло меня…))) Тем временем на очередной заправке выявил потерю расширителя бокового упора:
…наверное ветром сдуло ))) Мотоцикл потихоньку дешевеет ))
Между делом замерил расход, и пока он не очень совпадает с заводскими обещаниями…))) – выходит не менее 4,5 литров на 100 км, при средней скорости 110 км/ч. Хотя, в принципе всё объяснимо: мот гружёный, я не пушинка + пошли «на смарку» все труды японских инженеров по улучшению аэродинамики ввиду установки мной навесного оборудования, да ещё и ветер, который по закону подлости почти всегда встречный…
Так, зябнув, но согревая себя мыслью о том, что мы всё-таки едем на Юг и, скоро
будет тепло, мы добрались до Омска.
Перед Омском немного попозировал у родных экспонатов. Снова накатила ностальгия по армейским перегонам танков…
В итоге за день прошли 1000 км. Доехали до Ишима, заселились в хостел. Алексейпредложил сделать ещё один такой перегон, чтобы дотянуть до Уфы, где нас
встретят его знакомые и, возможно, будет даже баня. Умеет заинтересовать... ))
День 3 (20 июня) – «Лютые ветра»
День начался с того, что Лёха обнаружил потерю штанов от дождевика. К слову сказать, Алексей всю дорогу нёс какие-то потери, вероятно, осуществляя несознательное жертвоприношение Гермесу…
Первой его потерей был пустой рюкзак, который он оставил на заправке после того, как надел дождевик… Второй – чуть не стал телефон с навигацией, чудом не
катапультировавшийся после поломки крепления. И вот, теперь, участь постигла штаны от дождевика…)))
Небо в тучах, иногда моросит, ехать без штанов – не вариант. Тратим час на покупку нового дождевика в магазине «КРЕПЫЖ» и в путь!
Забыл уточнить, что мы едем на одинаковых мотоциклах, только у Алексея NC700Х и на пару лет постарше.
Дуть нам в морды начало ещё между Новосибирском и Омском, а после Ишима ветра стали вообще лютыми – по трассе болтает так, что «мама не горюй». Мало того, что расход топлива при таких условиях подскочил до 5 литров на сотню (ну мы,
конечно, тоже хороши – идём 120-130 против ветра), так ещё и утомляемость
наступает катастрофически быстро… Кажется, что от постоянной езды в наклоне у
Лёхи развился сколиоз 2 степени…))))))))
В районе Кургана выглянуло долгожданное солнышко.
Но до Уфы мы не доехали… Встали лагерем в шикарной берёзовой роще на земляничной полянке за Челябинском. Благодать!
Кроме душистой земляники отведали плоды берёзового дерева:
Местные комары, как обычно, жирные и неповоротливые, поэтому дискомфорта не доставили, а клещей и подавно не видели. На ужин Алексей сварганил супчик с лапшой на курином бульоне. И, поужинав, под шум листвы, создаваемый всё тем же ветром, мы уснули…
День 4 (21 июня) – «Новые друзья»
На природе всегда спится хорошо, даже если ночью прохладно... Поэтому встали мы
поздновато, зато выспались капитально. ))
Позавтракали, на десерт полакомились ягодой, посоревновались за звание «Самого медленно-собирающегося туриста», Лёха выиграл, и мы покатили дальше.
Как у нас заведено, перед отъездом, в знак благодарности, прихватили с собой мусор, который собрали на месте стоянки, после нерадивых туристов:
Ещё в марте Лёха сильно прихворал, и я отправлял ему посылку с алтайскими травами и мёдом. В ответ он привёз мне китайский чай в удобном «портсигаре». Один брикетик рассчитан на 1 литр кипятка, а лёхин термос как раз такого же объёма. Совпадение? - не думаю! )) Ах да, примус, навигатор и много чего ещё я не брал, т.к. Лёха был упакован по самое не балуй. Моя задача была лишь поехать с ним, поэтому я постоянно пользовался инвентарём забайкальского товарища. )))
К обеду прошли Урал и добрались до Уфы. Погода шикарная, начинаем потеть… Здесь, в пригороде, заехали к маме бывшего Лёхиного начальника.
Тётя Тамара основательно накормила нас сытным татарским обедом и проводила дальше в дорогу. На ночёвку не остались, т.к. в запасе ещё полдня хода, к тому же самого «бывшего начальника» нет дома, да и лёхино рвение окунуть ноги в Чёрное море начинает усиливаться… Решили ехать дальше, поэтому баня не случилась… Увы…
Вечером мы въехали в Самару. Здесь нас встречал Сергей, с которым я был знаком лишь заочно: он прочитал мои отчёты на дроме, написал мне, и настоятельно пригласил в гости, если я буду ехать мимо. Поэтому Самара была обязательной контрольной точкой нашего маршрута.
Пока ждали Сергея у ТЦ, я с огорчением подтягивал цепь на своём мотоцикле,
растяжение которой заметил Алексей на одной из заправок. В голове не
укладывалось: почти новый мотоцикл, пробег 24.000 км, родная цепь, и так быстро
начала тянуться… Я негодовал. На старом мотике заводская цепь прошла более
100.000 км, поэтому я ни разу не менял её и не видел, как она тянется..))))
Наверное тоже удешевили. А может просто «Криня» мощнее «Транса» и нагрузка
больше?… В любом случае мне было не легче от этого. L Надеюсь, дальше цепь тянуться не будет…
Итак, встретились с Сергеем, познакомились ))) и покатили мотики к нему в гараж.
Замкнули ворота на надёжный засов и поехали домой. ))))))
Сергей и его девушка Татьяна накормили нас, и повезли гулять на набережную. Классика ознакомительной прогулки. ))
Алексей парень холостой, к тому же вторую неделю в дороге, поэтому кроме основных достопримечательностей он активно отмечал изобилие прекрасных дам, украшавших своим присутствием и без того оживлённые улицы вечерней Самары. ))) Как-то быстро стемнело… и Лёха с Серёгой напоследок занырнули в Волгу, чтобы немного усмирить лёхино желание скорее искупаться в чёрном море, и мы поехали на ночлег.
Конечно, вечерний променад по набережной это не полноценная экскурсия по городу, и Самару мы не посмотрели от слова «совсем», но ничего, не последний раз
путешествуем… Тем более, что теперь у нас есть знакомые и в этом городе. Да ещё
такие классные ребята!!! Я очень рад, что проделал почти 3000 км ради такой
встречи.
Сергей и Татьяна, спасибо вам!
День 5 (22 июня) – «Технические проблемы»
Позавтракав, мы обменялись подарками: я презентовал ребятам баночку башкирского мёда, купленного по пути из Уфы и сувенирный магнитик с изображением Барнаула, как гарант ответного приёма при визите на Алтай, а Сергей вручил нам пачку его любимого чая в дорогу.
Попрощавшись с новыми друзьями, мы выдвинулись в сторону Волгограда.
Пробираясь по частым пробкам, образующимся в местах ремонтов дорог, мы уже с сожалением и тоской вспоминали Новосибирско-Омскую прохладу, периодически прячась от жары в тени деревьев, во время ожидания зелёного сигнала светофора…
Вчера вечером Сергей давал подробные инструкции Алексею по прокладке маршрута до Волгограда. Так как навигатор есть только у Лёхи, то я не участвовал в диалоге, а просто поддакивал в фоновом режиме, залипая в Инстаграм и публикуя очередные сторики для друзей, следящих за нашим путешествием. )))
Кстати, с этим Инстаграмом, я так привык делать вертикальные фото и видео, что порой забывал переворачивать телефон, чтобы сделать фото для этого отчёта…, поэтому прошу прощения за корявый формат фоток в тексте – работаю с тем, что есть :-((( …. Прям пишу и плачу, да ругаю себя и создателей этой «адской» социальной сети )))))
Короче, в итоге мы попали на отвратную дорогу, по которой я уже ехал в 2015 году на «Трансальпе», когда возвращался с Турции. Тогда я проклял её и зарёкся больше никогда по ней не ездить. Но не зря же есть поговорка: «Никогда не говори никогда»… В этот же раз я просто ехал за Лёхой, но, когда понял, что система дала сбой, и я узнал это проклятое место, было уже поздно… В итоге, мы едем по левому берегу Волги, и в районе Пугачёв-Балаково попадаем на дорогу, которая с 2015 года никак не изменилась – всё так же, как после бомбёжки… Хоть где-то в России есть стабильность )))))
Скорость местами падала до 60 км/ч, комфорт отошёл на второй план… Умываясь горькими слезами, я просил прощения у «Крини» за жестокое издевательство над её подвеской… Нарисовалась первая техническая проблема. На таком «вибростенде» моя красотка подешевела ещё немного: лопнуло ветровое стекло в местах крепления к раме. ((( Это я, балбес, не поставил 2 резиновые шайбы (т.к. их не было в комплекте, а я поленился их поискать).
Платный урок получен – попал на новое стекло…
Чуть позже, на заправке, всплыла вторая проблема (точнее повторилась вчерашняя):
цепь ещё вытянулась… Подтянув, я посмотрел на Криню, она посмотрела на меня…,
мы недоумевающе пожали плечами и начали молиться о том, чтобы цепи хватило хотя бы на пару тысяч км…
Дневной перегон дался нам достаточно тяжело, думаю отчасти и потому, что усталость уже успела накопиться. Тем не менее, к вечеру мы добрались до пункта назначения и с последними лучами солнца вкатились на улицы Волгограда…
Тут мы остановились у лёхиного дяди, которого он не видел ни разу. ))))) Бросили
мотики в гараж Сергея Михайловича, поужинали и приняли душ у него на квартире и поехали ночевать на дачу. Завтра отдыхаем, нужен день паузы…
День 6 (23 июня) – «Окультуривание»
Из-за накопившейся усталости мы проспали почти до 13-00 «по барнаульскому». )) Благо, что разница во времени уже 4 часа, и фактически мы встали в 9 утра.
После завтрака Сергей Михайлович (дядя Алексея) покатил нас по знаковым местам города-героя.
Конечно, Волгоград (он же Сталинград) – это в первую очередь Мамаев Курган – самый большой комплекс в мире, посвящённый Великой Отечественной Войне.
От подножия кургана до его вершины ровно 200 гранитных ступеней – именно столько длилась Сталинградская битва, которая началась 17 июля 1942 года... А 28 июля 1942 года Сталин подписал приказ №227 «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций» получивший в просторечии называли «Ни шагу назад!»…
Не зря мемориальный комплекс имеет такой масштаб, ведь Сталинградская битва – стала одним из самых кровопролитных сражений в истории человечества: в ней погибло более миллиона наших соотечественников…
Величием комплекса является статуя «Родина-мать зовёт», символизирующая образ советского народа, стоявшего насмерть в войне, она одна из самых высоких скульптур в мире. Даже американская «статуя свободы» почти в 2 раза меньше…
Под зелёным газоном находится братская могила, здесь захоронены останки почти 35.000 воинов-защитников Сталинграда…
За спиной статуи расположено мемориальное кладбище. До сих пор здесь проходят
захоронения останков солдат, которые находят поисковые отряды…
Победа в Сталинградском сражении стала переломным моментом в ходе войны, поэтому её значение трудно переоценить. Я уже второй раз посещаю Мамаев Курган, но у меня всё так же захватывает дух от осознания масштаба героизма наших дедов-защитников и переполняет чувство гордости за них. Низкий им поклон…
После Кургана мы переместились в Музей-панораму «Сталинградская Битва». Почему-то в прошлый свой визит я не был осведомлён об этом объекте, а зря – ведь он заслуживает отдельного внимания!
Рядом с музеем расположено здание мельницы Гергардта, которое было разрушено в ходе сражения и специально оставлено не восстановленным, как память о войне…
Классный музей! Всё сделано грамотно и информативно. Экспозиции очень атмосферные, прямо погружают в события…
Например, на этом фото представлено убежище в виде капсулы с дверью. Такие стояли на заводах и при бомбардировке рабочие прятались в них по несколько человек. И бывало, что этот тяжеленный цилиндр падал дверью вниз, и люди внутри погибали от недостатка кислорода… Своеобразные братские могилы в тылу…
…По ходу осмотра я пристроился к группе школьников во главе с экскурсоводом. Девушка не просто освещала отдельные экспонаты, а вовлекала ребятишек в диалог, задавая им вопросы по соответствующей тематике, событию или предмету. Я был приятно поражён эрудированностью мальчишек и девчонок: они наперебой и с лёгкостью давали ответы на вопросы, которые ставили меня в тупик… Не знаю, что за уклон у них в школе, но приятно, что молодое поколение интересуется не только «тик-токами», но и своей историей. На их фоне уже я выглядел «тиктокером»…))), надо бы подтянуть свои знания…))) Но, однозначно, ребята и те, кто их учит – большие молодцы!!!
А вот такие экспонаты, конечно, особо привлекали наше внимание:
Ну, и моя профессиональная слабость – ковёр, также был мной замечен:
Кульминацией стала непосредственно сама панорама «Сталинградской Битвы». Фото я по неосторожности удалил, когда чистил память телефона…((( Но, не беда – лучше один раз самим увидеть, чем 100 раз у других прочитать.)) Так что смело планируйте посещение этого музея, рекомендую. Нам очень понравилось.
Кстати, Лёха, спасибо тебе за горизонтальные фото с твоего фотоаппарата –видишь, как удачно они пригодились. ))
День подходил к своему завершению… Вернулись на дачу ближе к вечеру, приняли прохладный душ, полакомились окрошкой с айраном. А потом раскочегарили мангал и, восстанавливая за разговорами и воспоминаниями семейные связи рода
Котельниковых, поставили жирную точку классного дня наивкуснейшим волгоградским шашлыком!
День 7 (24 июня) – «Калмыцкие степи»
Чуть не забыл рассказать о лёхином дяде: Сергей Михайлович – военный дирижёр, в настоящее время руководит оркестром. За всё время службы побывал в разных местах: и в Забайкалье, и в Чехословакии, и в Казахстане, и в Чечне… Очень интересный собеседник, грамотный мужик и просто хороший человек. И вчера, за ужином, узнав о нашем маршруте, он настоятельно рекомендовал воздержаться от праздного катания по Чечне и Дагестану, советуя сразу ехать на Чёрное море и отдыхать. Но, я, как всегда, обратился к своей интуиции и, обнаружив там «абсолютно позитивный штиль» поведал об этом Лёхе. В итоге Алексей поддержал мой план, и мы решили взять курс на Дербент, чтобы мой компаньон мог уже совершить долгожданное омовение в солёных водах! …хотя бы Каспия. ))
После традиционного армейского завтрака из гречи и котлеты Сергей Михайлович под аккомпанемент хора сретенского монастыря, доносящегося из динамиков машины, доставил нас до гаража. Мы оперативно собрались, доехали до заправки, поблагодарили его за радушный приём и двинули на Элисту.
До столицы Калмыкии добрались за 4 часа (к 10 утра по местному…):
Всю дорогу снова дул сильный встречный ветер, только порой казалось, что он стал ещё злее… На въезде в город Лёха засмотрелся в навигатор и, чуть не пропустив нужный поворот, совершил резкий манёвр, в результате которого не вписался в ширину проезжей части при развороте, и перескочил передним колесом через бордюр, повиснув на защите картера… Сантиметры отделяли его от падения в кювет… Фото, конечно же, я не делал – надо было спасать товарища. ))) Видимо, предыдущие жертвы были успешно приняты Гермесом, и на этот раз он сжалился над Алексеем и покровительствовал ему. )) Тут же остановилась ГАЗЕЛЬ с двумя парнями и втроём мы вернули Алексея с мотоциклом на проезжую часть. Спасибо ребятам! Отъехали в тень, чтобы перевести дух и сверить маршрут. Лёха осмотрел мотоцикл, бранно выругался, выгоняя адреналин и, кажется, перекрестился..., тоже мне Бурят))))
Предполагая, что Лёха всё-таки где-то сильно согрешил (и потому чуть не улетел с трассы), решаем почистить его карму и посещаем «Золотую обитель Будды Шакьямуни»:
Я, как «опытный буддист», оставляю вещи на мотоцикле, взяв только шлем и используя его как «барсетку»…))) Алексей же опасался воровства и таскал по жаре ещё и мотокуртку с собой.
Обучив товарища основным премудростям буддийского религиозного поведения, мы, как положено, по часовой стрелке, обошли территорию храма, повращали молитвенные барабаны «кюрде» и в завершении, зашли в сам храм. Внутри храма одна женщина сказала нам, что мы удачно приехали, т.к. пару дней назад были сильные песчаные бури, и на улицу было невозможно выходить. Ещё одно подтверждение тому, что всё, что не делается – к лучшему: и я задержал Лёху на пару дней, и в Волгограде тормознули… Всё удачно!
Восстановив положительную энергетику читинскому парню, мы собрались с силами и направились в сторону границы с республикой Дагестан. Начало капитально припекать…
Пейзажи Калмыкии не особо радуют глаз…
Проехав пару часов по такой погоде и изнемогая от жары, мы неожиданно увидели на нашем пути мираж в виде автобусной остановки... Но он оказался вполне реальным, и в тени этого чудесного «оазиса» мы остановились, чтобы дать немного остыть себе и своим коням.
Конечно же, мимо такой достопримечательности, как 2 мототуриста, отдыхающие в тени остановки, не смогли проехать местные представители власти.
Сдав назад, экипаж белой кареты чешского разлива важно окинул нас взглядом. Окно пассажирской двери слегка приоткрылось, и парни в погонах, нежась в удобном, охлаждённом кондиционером салоне, и размеренно доедая эскимо, начали важно и не спеша выдавливать из себя вопросы. Сначала я поддержал диалог, но потом в речь начал вкрапляться тонкий инспекторский юмор… Я противник надменного тона, поэтому и без того отсутствующий у меня интерес к беседе исчез… Не найдя поддержки своего остроумия в «зрительном зале», калмыцкие полицейские совершили разворот через сплошную линию разметки и отправились дальше нести своё «боевое» дежурство. Да уж… А ведь когда-то в СССР милиционеров сравнивали с академиками, а потом они вдруг стали «ментами»…
Ну, а мы продолжили свой путь, изредка созерцая малочисленную степную растительность:
Через час с небольшим мы встретились с остатками песчаной бури, о которой нам говорила женщина в Элисте.
Ощущения не из приятных: на дороге песчаная позёмка, внутри шлема пыль, в носу сухие козявки, и едешь как в пескоструйном аппарате…
Миновав бурю, мы остановились перекусить в кафешке. А заодно я подлечил ветровое стекло, опасаясь его скорейшей утраты…
Вечная хвала человеку, который изобрёл скотч!!!
Вечерело… К 18-00 по местному мы добрались до границы республик Калмыкия и Дагестан. На пограничном посту всё по-взрослому: парни с автоматами проверили наш багаж, допросили и зарегистрировали въезд.
Знакомство с Дагестаном началось незадолго перед границей: на привале рядом с нами остановилась газель на 05 номерах и парень (забыл как зовут…, кажется из Хасавюрта), поинтересовавшись о нашем маршруте, пригласил в гости, оставив свой номер телефона. Возможно, это следствие религиозности данного народа, но, как бы то ни было, это очень располагает.
А с первых километров после поста меня начали веселить названия дагестанских АЗС:
На моей памяти так баловались только китайские производители в 90-х годах, обильно заваливая российский рынок своими товарами таких торговых марок, как: «Abibas», «Adidos», «Panasoanic», «Panasound»и подобными… Прикольно!...:-)))))
Заправившись на «РУСЬНЕФТЬ», мы решили хлебнуть чайку с печеньками и искать ночлег. Пока Алексей мазал цепь, я зашёл в магазинчик на АЗС и попросил кипятка. Женщина заботливо наполнила мне термос, и на мой опрометчивый вопрос «сколько я должен?» спокойно ответила: «ничего не надо – вы же в Дагестане, а не в
Москве!». И вроде она не сделала ничего сверхъестественного, но я вышел на
улицу с приятным чувством человеческого отношения. Так просто сделать кому-то
добро, причём без ущерба себе. И так часто многие об этом забывают… Очередное
гостеприимство, очень приятно.
Недалеко от заправки мы нашли хостел по 500 рублей с носа, договорились о парковке мотоциклов на складе автозапчастей и, заказав на ужин хинкал (традиционное кавказское блюдо в виде кусочков варёного теста с мясом) завершили трапезой этот нелёгкий, но интересный день.
По километражу прошли чуть больше 600 км, но вымотались капитально… Всё из-за жары и ветра…
День 8 (25 июня) – «Знакомство с Дагестаном»
Конечно, официально «знакомство» началось ещё вчера вечером, но сегодня состоялась основная вступительная часть, поэтому день назван так…))
Проснувшись, мы не ощутили особого чувства голода, а потому выдвинулись натощак, решив проехать хотя бы сотню км, нагуливая аппетит. К тому же Лёха уже устал от моих обещаний в стиле «Потерпи, ещё немного, ещё чуть-чуть, уже вот-вот… и ты увидишь море…». Надо было поднажать, оставалось действительно совсем немного, чуть-чуть и вот-вот….)))
Вдоль дороги продолжался аттракцион «весёлые заправки»:
Ехать становилось всё интереснее…)))))
Неожиданно мы оказались в Великом герцогстве Западной Европы:
Через час весёлой дороги, остановились, купили в придорожном магазинчике продукты и начали искать какой-нибудь лесок, чтобы в тени приготовить завтрак и
перекусить. Съехали с трассы в районе села Герменчик и, не спеша, катясь по
грунтовке, на ходу стали присматривать подходящее местечко. Объехали «LandCruiser», стоящий в тени деревьев у обочины, катимся дальше… Тут нас догоняет этот «крузак», и его водитель, который на самом деле из машины следил за скотом на выпасе, спрашивает: «Что ищете?». Узнав про объект наших поисков, он говорит: «Не надо здесь, пойдёмте в дом, за столом покушаете. Езжайте за мной!». Ризван (так звали нашего нового знакомого), привёз нас к себе домой, посадил за стол, жена Ризвана накрыла на стол, и втроём мы позавтракали. Очень приятное начало дня!
После трапезы, мы ещё немного пообщались, поблагодарили хозяина, обменялись телефонами, и я презентовал свою коронную визитку – магнитик с Барнаулом,
пригласив Ризвана на завтрак уже за мой стол.
Сытые и довольные мы вернулись на трассу и продолжили путь. Вскоре нам «посчастливилось» познакомиться с другим вариантом «гостеприимства»: дяденьки
полицейские радушно остановили нас с мигалками. Начав обгон, мы завершили его пересечением едва просматриваемой сплошной… В принципе у меня давно были определённые вопросы к манере обгонов Алексея (Лёха прости, вырвалось..): то он начинал обгон, тормознув на несколько секунд, то лихо начал, но в середине манёвра заснул и затянул возвращение в поток… Ладно, когда ты едешь один, но мы шли вдвоём и я вторым номером, поэтому часто мне было не очень комфортно, и я поминал его «добрым» словом. Благо, чтоя выговаривался в шлем и на остановке, снимая его, моё лицо излучало абсолютное спокойствие, и Алексей слышал лишь тактичные рекомендации и спокойную речь…))))
В общем, наша езда породила традиционный спектакль с демонстрацией видеорегистратора, ужасающими историями о лишении прав и уникальной и
исключительной возможности помощи нам, как «нормальным парням»…))))) На Лёху шоу произвело ошеломляющий эффект, и он готов уже был купить билет за 7.500 рублей (вместо 15.000 заявленных). Но меня игра актёров не впечатлила: постановка бездарная, подача никакая, режиссура хромает, всё как-то неискренне, «неживое»..)))) Тем более раньше я уже видел этот театр… Поэтому я настоятельно отговорил товарища от опрометчивой щедрости, и в итоге наши бюджеты поскуднели всего на 1.000 деревянных… Урок получен. Спасибо за внимание…))
Негодуя и чертыхаясь, Лёха надел шлем и продолжил ругаться уже внутрь пластикового головохранилища (прям как по моей методике). Едем дальше… Полностью соблюдая ПДД, к полудню мы добрались до Сулакского каньона.
Виды просто потрясающие!!! Ещё бы, ведь это глубочайший каньон Европы!
Я предложил спуститься вниз и взять экскурсию на катере по реке Сулак, но Алексей не поддержал моё предложение, поэтому мы просто отдохнули, пофоткались, охладились мороженкой, а напоследок я набрал на склоне чабреца на чай, т.к. китайский подарок из Читы уже заканчивался.
Испытав глубокое чувство эстетического наслаждения, мы с широкими улыбками поехали дальше…
Пытались попасть на Чиркейскую ГЭС, но удалось лишь увидеть её с противоположного берега, и то не особо… Там же Алексей поленился пройти лишние 500 метров пешком и оставил на новеньком боковом кофре памятную царапину, неудачно приложив мот. ((( Впечатления о Дагестане у него начали превращаться в негативные… Поэтому мы прокатились до Чиркейского водохранилища и целый час купались в прохладной воде, спасаясь от жары и остужая лёхин пыл. КАЙФ!!!
Тётенька эндокринолог рекомендовала загорать именно так:
Набрались сил и выдвинулись на Махачкалу, периодически снова созерцая чудеса дагестанского автозаправочного маркетинга.
Кстати, перед выездом с водохранилища я снова обнаружил растяжение цепи у Крини…((( Поэтому, увидев на трассе в Махачкале мото-сервис, я принял решение о замени цепи, дабы устранить проблему.
Ребята из «Dag-Moto» заботливо украсили Криню, и на её ведомой звезде бижутерно засияла «золотая» безсальниковая цепь китайского производства. Ох уж эти девчонки…)))
Согласен, это был не лучший вариант замены, но выбирали из того, что было…, и на «ножку» моей «золушки» подошла лишь одна «туфелька». ))) В итоге помимо золотистого блеска эта цепь подарила нам дополнительную шумность хода (очень гремучая цепь оказалась). Ну да ладно, в шлеме не слышно, да и не в разведку идём, так что пофиг… Потеряли 1,5 часа драгоценного… Едем дальше. (свою старую цепь взял с собой про запас, купив замок цепи).
На каком-то перевальчике втарились абрикосами и немного подкрепились.
Следующее фото без комментариев…)))
Сложилось впечатление, что самая лёгкая профессия в Дагестане – это маркетолог на АЗС. По крайне мере, пока там не начали работать ребята из сферы надзора за авторскими правами…))))))
В Дербент прибыли уже по темноте.
Заселились в бывший советский санаторий «Чайка», расположенный прямо на берегу Каспийского моря.
Лёха взял бутылочку пива, я, как сознательный трезвенник, поддержал товарища местным лимонадом, и, искупавшись, мы встретили закат на берегу моря, отмечая достижение очередной контрольной точки и составляя планы на завтрашний день.
День 9 (26 июня) – «Каспийское побережье»
Окна номера выходят прямо на море, поэтому спали мы, открыв их настежь, под шум прибоя – потрясающе! Встаём без будильников, спим, пока спится, не напрягаемся… Долгожданный релакс…
Даже завтрак решили не готовить, а отведали «санаторское» меню:
Еда незамысловатая, но ценник почти такой же как суточные за проживание (что-то порядка 400 рублей вышло на человека, а проживание 500…) Ладно, отпуск, можем себе позволить. ))))
После приёма пищи полдня посвятили валянию и купанию, а потом позволили себе такую слабость как обеденный сон-час. )))
После обеда, купили крем от загара, т.к. солнце жарит от души и можно сгореть минут за 15, и налегке решили прокатиться до парка «Патриот». На выезде с территории санатория стоит вот такое угнетающее сооружение:
В строящемся военно-патриотическом парке «Патриот» мы, конечно же, хотели взглянуть на единственный в мире ракетный экраноплан «Лунь».
Мощная техника! Очередное доказательство величия советской инженерии!... Мы прибыли в послеобеденное время, а потому надо было поймать момент, чтобы в кадре не было других желающих запечатлеть на фото эту чудо-машину.
Очень хотелось попасть на борт и осмотреть технику изнутри, но «Лунь» готовился к установке на постамент, поэтому для препятствия проникновения входы заделали, да и не хотелось особо привлекать внимание сотен глаз отдыхающих, карабкаясь на махину. Пусть он останется загадкой для нас. )))
В парке планируется выставка и других единиц боевой техники, но все они меркнут на фоне последователя «Каспийского монстра»…
Потом мы прокатились в сторону границы с Азербайджаном и посетили Самурский государственный национальный парк. Целый час катались по Лиановому лесу – классный оазис в жаркую погоду и виды отличные!
Была мысль вернуться за вещами в Дербент и встать на ночёвку в этом лесу с палатками (вроде бы местные сказали, что это можно сделать), но на обратном пути, я чуть не переехал какую-то змеюку и желание поугасло. ))) Я спешился и догнал чешуйчатую, которой оказался обычный жирненький полоз. Но раз есть обычные змеи, значит, могут быть и ядовитые…
В итоге вернулись в санаторий, поужинали невероятно крупной и сладкой местной черешней и абрикосами, и завершили вечер задушевной беседой на лавочке у берегу моря. Отличный день!
День 10 (27 июня) – «Марш-бросок»
Сначала всё шло по утверждённому вчера вечером плану: спокойно встали, жахнули яичницу, придавили чаем из чабреца, собрали вещи и покинули санаторий.
Традиционно подняли себе настроение, проехав мимо очередной плагиатской заправки…
Для интереса заехали на Ханагский водопад. Пока добирались до него, в одном проулке нас чуть не усадили за стол, где гуляли свадьбу, предлагая «покушать
хинкал»…))) Мы поблагодарили за приглашение, но вежливо отказались, ибо итак ограничены по времени.
Сам водопад достопримечательность так себе, хотя один раз заехать можно. Местные ребятишки купаются, взрослые просто полощут ноги. ))) Время обед, поэтому задержались тут и, перекусили грушами, абрикосами и черешней, заодно отдохнули в теньке.
После водопада взяли курс на Кужникский природный мост.
И тут система начала давать сбой… Сначала навигатор стал жутко глючить и терять ориентир…, пару раз мы вхолостую заруливали в совершенно ненужный нам аул, тратя время и силы на езду по пыльной и каменистой горной дороге…
Потом мы встали на «путь истинный», но, доехав до конечного населённого пункта, обнаружили лишь одну сложную дорогу. Местный парень сказал, что есть другой путь, но он длинный, а по этой дороге мы запросто проедем на мотоциклах.
Радостные мы поверили его словам… Но за первым же поворотом радость наша сменилась сомнением в правдивости утверждений нашего советчика…
Глиняная дорога с большими валунами, крутой уклон и малая ширина, а также наличие высокого обрыва с правой стороны подсказывали нам, что лучше развернуться… Криня податливо преодолевала бездорожье, но тоже радостно восприняла предложение о прекращении издевательств. ))) Развернули мотики, кинули их на полянке, и почапали пешком к заветной цели: и ноги разомнём, и проверять второй вариант пути, предложенный добрым дагестанцем, не будем…)))
Наполнили бутылки водой из родника, я надел подшлемник, укрываясь от солнца, и пошли в поход.
Ощущения правильности принятого решения не заставили себя ждать: спустя несколько минут, дорога стала вот такой:
…тут только на лёгком эндуро проехать можно, и то с большим опытом! А потом дорога стала вообще вот такой:
И тут мы поняли, что наш советчик явно не был лишён чувства юмора…))))) Такая дорога – непроходима для наших мотоциклов.
Наконец, на противоположной стороне ущелья показался искомый объект:
Всего 60 минут ходьбы по каменистой дороге и мы на месте!
Кужникский природный мост - это арочный свод над ущельем, его длина около 50 метров! Этакий гигантский природный монумент.
Осмотрелись мы и, услышав наверху чьи-то голоса, решили найти проход на вершину… Но, пройдя порядка километра вдоль отвесной стены высотой в несколько этажей, и наткнувшись лишь на такую расщелину, мы засомневались в продолжении поиска «дороги на верх».
Вдруг послышались выстрелы… Рядом с Лёхой упало несколько резиновых ещё горячих пуль… Лёха окончательно расхотел идти дальше и предложил спешно возвращаться. Мы развернулись и пошли обратно. Снова проходя мимо моста, мы встретили группу кавказцев. Среди них были женщины и дети, все пришли посмотреть на мост. А про выстрелы они пояснили, что это такой обычай у местных: когда достигают вершины, то отмечают стрельбой в воздух…)))) Сомнительное развлечение, по моему мнению, но со своим уставом в чужой монастырь не ходят…
Ещё один час и мы вернулись на исходную. Обратный путь оказался сложнее, потому что мы не планировали такой длительный поход и как-то очень жрать захотелось…))) Прибыли на полянку, отдышались, сели на мотоциклы и направились обратно в Дербент, т.к. решили снова заночевать в санатории, а утром с новыми силами двинуться дальше.
В результате на сегодняшние осмотры у нас ушло 8 энергозатратных часов!!! По этой причине уснули мы сразу, как только наши мощи коснулись кроватей… ))) Всё равно – ОТЛИЧНО прокатились!!!
Сообщение отредактировал Zмей: 15 March 2022 - 12:05