Докладываю результаты проделанной работы
6-го января, измученный рождественскими каникулами, выписал из Китая мотоперчатки за $ 30 и рукоятки с подогревом за $ 23.
Перчатки пришли через три недели, рукоятки шли чуть более месяца. Перчатки сшиты из многочисленных лоскутков козьей и коровьей кожи, по размеру подошли как раз (выписывал L – large). Поскольку это вообще первые мотоперчатки, которые я держу в руках , сравнивать не с чем. Пришли – и на том спасибо.
Более подробно остановлюсь на рукоятках и их установке.
Первое впечатление, когда распаковал бандероль – удивительно! НЕ ВОНЯЮТ ГОРЕЛОЙ ПЛАСТМАССОЙ! Кроме того, наощупь они более жёсткие, чем родные хондовские (хртелось бы помягче) , и на 5 мм больше в диаметре. Рукой
эти дополнительные 5мм чувствуются очень здорово (как все 15), и мне это нравится (на левой руке средний палец покалечен, до конца не сгибается).
Не понравилось, что нет абсолютно никакой инструкции по установке и схемы соединения. Но, разложив всё на столе, разобрался без инструкции. Собираются, как конструктор Лего. Каждая пластмассовая деталька находит своё место.
В комплекте идут 2 вида торцевых декоративных накладок, пробовал ставить обе (как на фото),
в результате выбрал
ту, которая сделана под спортбайковский слайдер. Она сделана из более толстого пластика. Что ещё важнее, крепится распоркой внутри трубки руля и дополнительно фиксирует рукоятку. Кроме этого слайдера, рукоятка крепится только одним винтом М5. Если винт ослабнет, рукоятка запросто может соскользнуть и остаться в руке вместе с проводами, когда будете поднимать мотоцикл из лежачего положения. И здесь слайдер спасёт ситуацию.
Кроме того, этот псевдослайдер даёт 3-4 сантиметра дополнительного жизненного пространства ручкам тормоза и
сцепления, если будете ронять мотоцикл в статике. Ну и внешний габарит по рулю увеличивается сантиметров на 7-8, кому-то это может не понравиться (у меня, например,весной будут проблемы с вытаскиванием мотоцикла из подвала через узкую дверь).
Альтернативная накладка-колпачок в чопперном стиле крепится через переходник к самой рукоятке и никакой дополнительной фиксации не даёт. В общем, себе поставил слайдеры. Не слишком эстетично, но практично.
Сначала начал ругать китайцев за то, что слайдеры не лезут внутрь трубки руля. Присмотревшись, понял, что сам дурак: всё продумано, на слайдерах выполнено по 6 распорок, из них 3 рассчитаны на руль из более толстого металла (как у нас), а ещё 3 рассчитаны на китайский тонкий руль, как у соседа на мопеде (наружный диаметр такой же, а внутренний больше хондовского за счёт более тонкого металла). Нужно сапожным ножом срезать 3 более высокие распорки, а 3 оставшиеся прекрасно дружат изнутри с Хондовским рулём. На фото - исходный вид слайдеров и со срезанными распорками:
После
монтажа рукояток осталось 3 родные хондовские детали, как на снимке:
Кстати, резинку с трубки можно было и не стаскивать, это я начал разбирать в ожидании посылки. Думал, может быть придётся снимать.
И ещё остаются 4 детали из китайского комплекта (те самые невостребованные торцевые колпачки с переходниками)
Что больше всего понравилось – рукоятка газа прекрасно «подружилась» с родными Хондовскими тросами. Всё подошло на свои места. Торец рукоятки газа, куда входят провода, неподвижен, слайдер тоже. Вращается только сама рукоятка. ПОЧТИ ничего не пришлось колхозить.
А именно: после монтажа остался лёгкий осадок в виде люфта рукояти газа по наружной стороне. Пластиковая втулка, которая отвечает за это дело, выполнена с запасом в добрый миллиметр. Видимо, чтобы не мешала свободному вращению рукояти газа. Временно решил проблему, согнув трубку из тонкого листового алюминия и засунув её в зазор. А вообще, думаю на досуге отнести токарю в качестве образца один слайдер и эскиз втулки. Втулку нужного размера
(чтобы не было люфта) выполнить из бронзы, а слайдеры из алюминия. И фиксацию слайдеров внутри трубки руля
сделать не резиновыми распорками, а клином с гайкой ( как мотоцикле М-72 фиксировались обратные ручки тормоза и сцепления).
Общий порядок монтажа такой:
Стаскиваем с руля левую резинку, устанавливаем на её место левую рукоятку из набора, крепим её винтом с внутренним шестигранником (шестигранный ключ идёт в наборе). Я рукоятку повернул максимально по часовой стрелке (чтобы только не мешала рычагу сцепления), чтобы большой палец при переключении поворотов не задевал клавишу
подогрева. Забиваем снаружи распорную втулку между рукояткой и рулём. Срезаем лишние (высокие) распорки на слайдере и ставим слайдер. Левая рукоятка готова.
Выворачиваем (крестовой отвёрткой или головкой на 8 ) два винта механизма тросов на правой рукоятке, открываем механизм, освобождаем головки тросов, снимаем рукоятку (резинку на пластиковой втулке). Устанавливаем в механизм соответствующую деталь из комплекта и собираем механизм на место, как было. При сборке механизма проявляем максимум аккуратности, чтобы не пережать обратный трос газа (мне таки пришлось его отстёгивать со стороны карбюраторов, иначе не смог собрать). Сразу можно установить колечко-муфту, которое будет соединять рукоятку газа с механизмом тросов. Одеваем на место правую рукоятку, фиксируем винтом с шестигранником. Обращаем внимание, чтобы рукоятка свободно возвращалась в ноль. Забиваем на место правую распорную пластиковую втулку (она отличается от левой тем, что на левой есть шлицы изнутри и снаружи, а на правой только изнутри, по наружной гладкой части скользит рукоятка газа). Устанавливаем слайдер, как и в предыдущем случае. Обращаем внимание, чтобы он не прижал вращающуюся рукоятку (оставляем небольшой зазор). Правая рукоятка готова. Если не устраивает люфт – ищем альтернативу правой распорной втулке.
Осталось подключить рукоятки к бортовой сети мотоцикла. Выключатель имеет 3 положения: высокая мощность, выключено и низкая мощность (порадовала надпись «LOH», видимо, в переводе с китайского на азербайджанский должно означать Low, Otklucheno и High)
Сопротивление цепи 6 ом в режиме высокой мощности и 8 ом в режиме низкой мощности, что даёт мощность нагрева 33 ватта и 25 ватт при работающем двигателе (исходя из 14 вольт в бортовой сети). Думаю, этого достаточно, чтобы согреть руки весной/осенью и при этом не расплавить сами рукоятки.
Провода менять не стал, провода и разъёмы выполнены аккуратно, и 2,5 ампера точно выдержат.
Жгут рукояток проложил вдоль родного хондовского жгута, закрепил дополнительно 4-мя капроновыми стяжками
(по 2 с каждой стороны). Подключил прямо к панели предохранителей вместе с USB-переходником (который у меня предназначен для питания навигатора и подзарядки сотового телефона). Подключил после предохранителя 10А,
который защищает цепь вентилятора печки. Никаких дополнительных реле ставить не стал, всё равно цепь вентилятора силовая, не вижу смысла ставить реле из-за дополнительных 2.5А.
Жгуты левой и правой рукоятки соединяются между собой мамой-папой (красный и жёлтый провода), а на оставшиеся чёрный и красный нужно подать соответственно минус и плюс. Чтобы запитать плюс, подпаялся прямо в блок предохранителей, просверлив в нём снизу дырку 2.5 мм чтобы просунуть провод. Минус взял с массы мотоцикла, зажал провод под болт, который крепит тот же самый блок предохранителей. Подпаивался ещё раньше, когда ставил навигатор, заново вскрывать не стал, просто кружочком на фото показываю, на какую ногу подпаялся.
Включил, рукоятки нагреваются, индикатор светится, всё гуд, но меня, как инженера-электронщика, гложет любопытство: КАК китайцы добились двух режимов работы, если на правую рукоятку идёт всего ДВА провода? Я понимаю, было бы ТРИ провода, можно было бы предположить наличие двух обмоток с разным сопротивлением.
В общем, спустился опять в подвал, сдёрнул левую рукоятку и вскрыл её. И поразился гению китайской инженерной мысли. Чтобы получить режим низкой мощности, они включают в цепь дополнительное балластное сопротивление
(тот же самый кусок нихромовой проволоки), который заботливо уложен… в жгуте левой рукоятки, вместе с остальными проводами!
Т.е. в режиме High греются только рукоятки, а в режиме Low – рукоятки и левый жгут проводов! Нетрудно посчитать, что на эти дополнительные 2 ома приходится 25% мощности при работе в режиме Low, или 6 ватт . Правда, нихром спрятан в термостойкую трубку, но укладывать нагревающийся нихром в жгут с виниловыми проводами- это по крайне мере неэтично. Через 5 минут после включения в режиме Low жгут становится заметно тёплым. Мой вывод – безопасно использовать этот девайс можно только в режиме High. А может быть, я неправ, и китайские физики-ядерщики внимательно просчитали потоки тепла через виниловую изоляцию и максимальные температуры проводов? Ведь в подвале у меня тепло (+25), а использоваться подогрев будет только при низких температурах.
Как ни странно, приобретением я остался доволен (за свою цену, подчеркну). Скорее всего, для душевного спокойствия отключу режим Low.