Перейти к содержимому

Трансальп-клубы мира

Закладки

* * * * *

Османское небольшое путешествие


Эссе на тему грузинско-турецкого путешествия и связанных с этим приключениях
Подходила к концу третья неделя мая, в цфо зарядили не хилые дожди. Что же, тропические ливни это не преграда новым путешествиям. Но вот ливень прекратился и я, поправившись с коллегами, ушёл с половины дня и отправился в новое путешествие. По Туле пришлось пробираться какими то немыслимыми бродами - ливнёвки как всегда чем то забиты и в дождливое время не работают; вода начала переливаться через верх сапогов. Проплывающие по волнам газели создавали собой небольшие цунами, которые пытались опрокинуть меня в это новоиспечённое тульское озеро. С товарищем мы встретились уже за городом.
Изображение
В первые полдня мы добрались до Воронежа где и заночевали. По пути нас несколько раз встречали ливни. А под Воронежом началось вообще что-то невообразимое - ливень поднялся такой силой, что видимость куда ехать вообще пропала. Все массово свернули на обочину и включили аварийку. Кроме сильного дождя откуда-то появился и шквальный ветер, который вмиг сдул мой мотоцикл с обочины и он уже не стоял там, а лежал.
Что ж, в следущие дни погода была более вменяемая. Мы вышли на М4, и вскоре добрались до Нальчика, где и решили остановиться, что бы время пересечения Грузинской границы выпало на утро.
Изображение
Но уехать с утра так просто не получилось. Практически все дороги в Нальчике были перекрытыми на некоторое время из-за дня памяти и скорби адыгов (черкесов).
Изображение
А мы всё ехали дальше и пейзажи становились всё красивее. Остановились сделать грузинскую осаго. Наверное стоило и поменять там же деньги, но мне почему то тогда показался курс обмена слишком высоким (а на самом деле в грузии он был ещё выше).
Изображение
Изображение
В скором времени граница была пройдена и мы оказались в Грузии.
Изображение

Изображение
Изображение
В этом краю я оказался впервые и поэтому старался наслаждаться видами и фотографировать их как можно чаще. К сожалению не все участки военно-грузинской дороги давали наслаждения - в некоторых местах совершенно внезапно пропадал асфальт. А в купе с дождём и надвигающейся темнотой этот путь привнёс особенную изюминку. Хотя, возможно, это всё дело привычки. Заехали на арку дружбы народов - а там разразился ремонт и рабочие никого не пускают. Что ж, заглянем туда ещё раз на обратном пути!
По пути к Тбилиси нас догнали два мотоциклиста - один на африке, другой - забыл уже на чём. Первоначально местом ночёвки в тот день был выбран кемпинг, но парни предложили поехать вместе с ними в центр в какую-то крутую гостиницу, где любят байкеров, по их словам. Так это или нет мы не узнали. Ехать в четвером по узкой и тёмной грузинской дороге было значительно веселее, чем в двоём, но на определённом участке пути мы разминулись. Несколько поплуав по окрестностям столицы в поисках кемпинга пришли к выводу - что его там больше нет и заселились в гостиницу. В первый день были выполнены все основные стереотипы - поели шашлык и хачапури, взяли бутылочку вина.
Изображение
Следующим утром продолжаем ехать дальше. Многие места, из тех что планировали посетить - Боржоми и Гори, решили перенести их посещение на обратный путь. В планах на тот день было добраться до Батуми и вселиться в гостевой дом.
Изображение
На фоне Батуми. Хозяева радушно встретили нас и угостили чачей. Море было ещё прохладным.
Странное дело, везде, куда мы приезжаем начинаются ремонты или что-либо отключают. Так было и с колесом обозрения - оно почему-то не работало. Прокатились по канатной дороге. Было интересно, но честно говоря, смотреть там особо нечего.
Изображение
Сам город мне понравился, но чувствуется что ему ещё немного не хватает финансирования до более величественно курорта. Тут и центр со множеством памятников, а сверни чуть в сторону - стоят ж/д станция, морской порт и нпз.
В Батуми мы отдохнули пару дней и выдвинулись дальше, в сторону Турции.
Граница с Турцией оказалась очень затянутой по времени - целый час. В отличие от Грузии, Турция не хотела к себе пускать без осаго. В Грузии разрешали сделать осаго уже на её территории, а в Турции требуется непосредственно до въезда. Нужной валюты для этого у нас, как всегда, не оказалось. Но на таможне люди так же быстро пересчитывают цену и в долларах и в евро.
Изображение
Изображение
Дороги Турции просто несравнимы с Грузинскими. Тут и отличное качество дорожного полотна, и три полосы в одну сторону, и освещение везде, и заместо лежачих полицейских применена объёмная разметка. При всех этих плюсах ограничения по скорости во многих местах стоят на 50 км/ч, но это абсолютно никого не волнует. В Турции водят чуть-чуть по-лучше чем в Грузии, а иногда на уровне или хуже. Самое главное правило - надо постоянно сигналить гудком. Гудок - он универсален, с ним поворотники не нужны, с ним у тебя всегда приоритет на любых дорогах.
Изображение
К вечеру добрались до очередного кемпинга. Хозяев там не было и он автоматически оказался бесплатным для нас, видимо ещё не сезон, да плюс Рамазан.. Сам кемпинг был неплохим - на побережье мирно лежали несколько байдарок и катамаранов, но ввиду усталости от дороги эксплуатировать их не было желания.
Изображение
На следующее утро мы выдвинулись дальше, в сторону Кападокии! Было очень много красивых дорог, преодолели первый турецкий горный перевал. Фотографии не передают всей той красоты, что встречалась на нашем пути.
Изображение
Изображение
Изображение
К вечеру прибыли в городок Герёме. Там закупили местного пива и отправились на поиски заранее загаданного кемпинга.
Изображение
Кемпинг оказался таким же пустым как и предыдущий и мы смело въехали в него. Правда через пару часов туда пришёл хозяин и содрал с нас денег, по 50 лир (750 р.) с человека! Ну да ладно, зато в нашем распоряжении оказалась кухонька, санузел, душ с горячей водой и отличная обзорная площадка на древний город!
Изображение
Изображение
Изображение
Всё вокруг - известнякового происхождения. Говорят, в античные времена в этих горах вырубили пещеры некие троглодиты, а после в них спасались и укрывались христиане во время варварских набегов. Это место очень почитаемо среди населения и там всегда много туристов, благо до Анкары не так далеко, около 300-400 км. По утрам, с рассветом, в небе появляется множество воздушных шаров.
Изображение
Изображение
Ну а в наших дальнейших планах посетить ещё одну местную достопримечательность - долину любви, как некоторые её называют (Valley Zemi).
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Посещение этой хреновой долины оказалось экстремумом нашего пути, далее должна была следовать дорога домой. Но если бы всё так было просто. Приключений на следующей неделе оказалось вдвое больше, чем в предыдущей. Тут я вновь хочу поблагодарить всех откинувшихся в тот момент. Стоило отъехать почти на 300 км от Герёме, как трансальп решил, что просто так всё время хорошо ехать - это слишком скучно. На очередном подъёме мощность мотоцикла, а вместе с тем и скорость, начали уменьшаться пропорционально увеличению температуры двигателя на шкале. 100-80-60, и вот она уже стремиться к красной зоне, стоп. В попытках продолжить движение, после некоторого остывания двигателя, появился новый и неприятный стук, мощность окончательно упала и моя предельная скорость составила 40 км/ч. Стремительный ход стрелки температуры двигателя вправо. Дальше ехать не возможно, настроение не очень, в голове сотни разных мыслей, до дома 3000 км... Решено было поставить палатку и - утро вечера мудренее, может он за ночь самовылечится.
Изображение
Попутно с этими позитивными мыслями начинаю изучать рынок на предмет грузоперевозок, но все они кажутся мне слишком фантастичными - практически все из Стамбула, до которого мне тысяча км, практически половина - морским контейнером за тыщу баксов. Адреса в других городах не понятны, все ссылки ведут на офисы в Москве. Кидаю клич о помощи в клуб; попутно пытаюсь понять что могло пойти не так и смотрю разные варианты.
Наступило Утро и оно не оказалось добрым. В нескольких метрах от палатки паслись коровы, проезжали турки верхом на осликах.
Изображение
Мотоцикл по прежнему яростно стучит. Связываюсь с человеком, контакты которого мне оставили, объясняю что со мной что не так, спрашиваю совета. Владимир, зная хорошо турецкий язык, помог разрулить множество вопросов и выдвинул своё видение дальнейшего развития ситуации. Так как бросать мотоцикл в ближайшей реке не очень хотелось, Владимир помог
связаться с местным байк-клубом, турке-райдерс PARS, из ближайшего крупного города. Механик их клуба отозвался готовностью посмотреть, что же там случилось с моим мотоциклом. Ребята выслали за мной эвакуатор и далее наш путь пролегал обратно, в Кападокию, почти на 200 км вглубь страны.
Изображение
Моя спасательная машина прибыла достаточно скоро и парни начали грузить больного. Дальнейший наш путь лежал в город Кайсири. Там нас встретили другие люди из клуба. Так как тот день был воскресным и для турок это выходной, то мой мотоцикл просто загнали до утра следующего дня в бокс, а нас с товарищем отвезли и поселили в гостиницу.
Изображение
Вечером этого дня нас отвезли в кафе, где были другие участники их клуба. Начался вечер и по Рамазану, после захода солнца, можно начинать есть. Изъясняться с местными было достаточно сложно - большинство турок не разговаривают по английски. Но в этом кафе нам повезло, некоторые члены их клуба свободно владели им, а ещё пара человек - могли говорить даже по-русски. Уже к вечеру этого дня оказалось, что механики уже разобрали мотор, правда всё что они тогда могли сказать было "нужны две запасные части".
Изображение
Следующим утром мы отправились в мастерскую. Вся дальнейшая неделя была как один большой день сурка.
У порога мастерской нас встречал уже разобранный мой верный конь, а внутри - и причина всего ненастья.
Изображение
Изображение
Случилось то, что на одном из шатуном провернулись вкладыши. Механик не видел проблем в ремонте и рассказал мне его план. К сожалению цены на новые зап.части оставляли желать лучшего и пришлось ремонтировать старые. Почти два дня на дефектовку, и изготовление всего нужного, ещё около двух на монтаж узлов и сборку. Что же, по итогу они и в правду поставили коня на ход, механик готов был дать 70% вероятности что я успешно доеду домой. Понятно, что ремонт таких деталей гораздо хуже, чем установка нового всего узла, но тогда выбора особого не было и 70% - это уже гораздо больше, чем 0%.
Вообще, турки - достаточно гостеприимные ребята. В тот день, когда я забирал мотоцикл из их мастерской, мимо проезжал парень (на фото слева) на версусе. То ли он хотел договориться об т/о, то ли ещё что, но ему стало интересно и мы перекинулись парой слов. Последние наши диалог был таковым:
- что делаете вечером?
- да вроде ничего, готовимся к завтрашнему отъезду.
- где остановились?
- гостиница такая-то, Таллас.
- я заеду за вами.
Ну заедешь и заедешь, подумали мы, пожалуйста - всегда рады общению (к тому же он неплохо владел английским, а это, повторюсь ещё раз - большая редкость для тех мест, со многими людьми приходилось изъясняться просто на пальцах).
Изображение
Эрме заехал за нами вечером и отвёз в кафеху. Солнце уже село за горизонт, и турки начали массово идти есть. Мы знатно поужинали, попробовали множество местных блюд - супов, мяса, соусов, испили чаю из местного самовара.
На следующее утро мы собрались отправляться домой! Настал этот день, цепочка из дней сурка была прорвана и мой мотоцикл снова был у меня и он был на ходу. Мы тёпло попрощались с администратором отеля и отправились в дальнейший путь.
Изображение
Первое время я ехал в режиме обкатки и мотоцикл вёл себя хорошо. Дорога уходила вдаль, километры менялись десятками, а десятки сотнями. В первый же день мы пересекли ночью грузинскую границу и остановились в Батуми.
Но до того, как добраться до туда, мы преодолели первые турецкие 950 км, навигатор явно прикалывался над нами и выбрал дороги исключительно горные. Пришлось преодолеть два перевала, последний вообще был в густом тумане. Передвигаться в таком тумане было не просто, "молоко" висело в воздухе и было не прозрачным, шли по приборам. В навигаторе крутой поворот направо? Значит пора круто поворачивать направо. Горная Турция, от Сиваса до Трабзона, была невообразимой красоты. К сожалению не всё смогли бы заснять на фото и видеоплёнку, потому как времени у нас не было совершенно.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Следующим днём мы ехали уже по Грузии. Проезжая вновь мимо арки дружбы народов мы заметили, что её уже починили. Однако какие-то странные люди всё равно никого не хотели туда пускать, и ведь у них был весомый аргумент! Они говорили, что "тут нельзя ходить, тут недавно был ремонт". Однако. Они долго свистели и что-то кричали нам вслед, размахивая руками, но нас уже было не остановить.
Изображение
Изображение
Дальнейший путь был также без приключений. Быстро проехали всю Грузию, отстояли более часа на границе в Ларсе - там происходило что-то крайне не внятное, и въехали в Россию.
Следующим днём мы тоже просто ехали. В определённый момент пути, не доезжая до Воронежа, мне вновь показалось, что симптомы повторяются. На тот момент было пройдено 2500 км, может быть это не много, но это и не мало. Те километры были весьма насыщенны горными перевалами и разными погодными условиями. Был момент, что на горной тропе в Турции начал идти с неба снег. Но тем не менее, я решил больше не искушать судьбу и попытался поймать фуру. Достаточно быстро остановился автовоз, который ехал в Москву - а это означало, что нам по пути. Мы погрузили трансальпа в грузовик и на этом моменте мы разминулись с товарищем, дальше он поехал сам, а я иначе.

3 Комментарии

Очень хорошо, с удовольствием прочитал! Хорошее путешествие, молодцы.

Хорошо прокатились. Какой пробег ТА что такой диагноз? ОСАГО кстати в Грузии не нужна, могли не покупать. 

Грузинскую осагу иногда спрашивают на пересечении границы домой. По крайней мере меня попросили показать, товарища - не просили.

Пробег за 90