Перейти к содержимому

- - - - -

Дорогами полуночного солнца или жаркий север - 2018


36 дней, 7 стран, 11000 км.
Ненавижу долгие сборы, раздражают они меня. Чем дольше думаешь, планируешь, составляешь списки и маршруты, тем толще становится червячок сомнения: все ли получится как надо, не вылезут ли в пути непредвиденные проблемы, удастся ли завершить предстоящее путешествие и прочее, прочее, прочее… Я уже знаю, что все дурные мысли уходят на второй-третий день пути, стоит лишь уехать от дома достаточно далеко, но зимой, сидя в гараже возле голой рамы и кучи разнообразных запчастей, вопросы из серии: «Доедет ли?» мучают особенно сильно. К этому путешествию я готовился почти четыре года и первая пара тысяч километров была не самой легкой, все как полагается: чем дольше сборы, тем труднее поездка.
Началось все в 2014 со знакомства с моей будущей женой Леной. В первый день нашего общения я услышал о мечте увидеть фьорды, северных оленей и берега холодного моря. Скандинавия была запланирована в 2016 как свадебное путешествие, потом планы и подготовка плавно перетекли в 2017 год, но осуществилась сия задумка лишь месяц назад.
Изображение
Незадолго до старта мои знания о Норвегии были весьма скудны: там красиво, там холодно, там дорого. К красоте мы всегда готовы, для спасения от стужи набили один кофр теплыми вещами, второй же занял мини-склад провианта: консервы, крупы, сухие супы, растворимые каши, котелки, горелки, газовые баллоны, микроволновка и прочее добро для спасения от конских цен на еду. В самые укромные уголки поклажи забились обе камеры, запас инструментов, реле-регулятор и надежды упихнуть весь этот хлам и наши тушки на один маленький Трансальп. Про то, как с нами ехали палатка, коврики, спальники, бутыль масла для замены в Мурманске, запас воды и чучело розового единорога я даже не хочу вспоминать, на фото все видно, любуйтесь)
Изображение
Завершающая фаза подготовки началась с запоздалой подачи документов на визу, подавали напрямую в посольство и едва уложись в желаемые сроки. Консульский отдел не подвел – визу дали быстро, без лишних заморочек, на необходимый нам срок, да еще и с неограниченным количеством въездов, получая первый шенген мы на такое и не рассчитывали. Мот был переобут в почти новую Анаки 3, получил дидовскую цепь, ведущую звезду ручной работы и высоченный ветровик.
На этом моменте уже можно было бы писать про начало путешествия, но за несколько дней до выезда Лена не на шутку разболелась. Наши нервные системы немножко похудели, а багаж растолстел на пару килограммов лекарств. В точной дате старта не было точной уверенности до самого выезда, который состоялся 24 июня.
Итак, рассказываю по порядку:
День первый. Дом – Любань.
Вполне себе скучный старт из дома и выезд на скучную М10 был взбодрен забывчивостью Лены: куртка осталась дома, а осознание этого факта пришло после первых 50 км пробега. Возвращаться, конечно, плохая примета, но оказаться в Заполярье без теплой куртки – примета фатальная, пришлось рвануть обратно. Еще один печальный факт – моя спутница разболелась окончательно, голос пропал совсем. Добавьте к этому лютую жару и перед вами будет явно не самое удачное начало долгожданного путешествия. Но километры по пустой в воскресенье десятке пролетают быстро и дневной негатив сменяется хорошим вечером: встреча со старым другом, баня, шашлык и виски. На сегодня хватит, занавес)))
День второй. Любань – Петрозаводск.
Держим курс на север! Гуглокарты требовали экстрима и советовали идти на мурманскую трассу напрямую, не выезжая на М-10, через какую то подозрительную дорожку, но экспериментировать не захотелось, к берегу Ладоги выезжали через Тосно и Ульяновку. Встретив указатель на Кобону, не поленились доехать к началу Дороги Жизни. Там же и утеплились, с каждым пройденным километром становилось прохладнее, после вчерашней жары – кайф. Довольно быстро докатились до Петрозаводска, где и заночевали у Сани Бандита. Север стал ближе, вместо ночи стоят серые сумерки, Онежское озеро при таком неярком свете чертовски красиво.
Изображение
День третий. Петрозаводск – Мурманск.
Сегодня по плану 1000 км пробега, для пустой и ровной М-18 это совсем не много. Вроде бы едем на север, и небо уже становится тонким и прозрачным, и камни на обочине складываются в причудливые узоры, и деревья становятся ниже, а жара снова достает. «Странно это как-то…» - думал я, выпивая очередную банку энергетика: пустая дорога и хороший асфальт не способствуют борьбе со сном. Местами встречались куски срезанного асфальта по 50 – 70 километров, но то ли режут его там очень ровно, то ли резина 2013 года выпуска с годами становилась все лучше и лучше, и груженый мот шел как по рельсам. Проблемный ремонтный участок попался только один, зато со всеми прелестями: крупные камни под колесами, страшные таблички про взрывные работы, пылища и вереницы медленно страдающих фур. «А пошло оно все!» - подумал я и объехал несколько километров этого бедлама по встречке. Гаишники, стоящие в конце ремонта и снимающие любительское кино, поболтать были рады, но и бесплатно отпускать не хотели, жмоты((
Проворонили заправку в Медвежегорске, это зря мы так, вскоре стало понятно, что до следующей мы не дотянем. Помощи пришлось просить у бригады косильщиков, но те бензином делиться не хотели и кивали друг на друга: «Видишь вот того мужика с косилкой? Спроси у него, он старший, он может выдать бензина.» Вот тот мужик говорил то же самое про следующего работника и повторялось это шоу раз пять. В конце концов (и моего бензобака тоже) нашелся главкосильщик Леня, который мирно спал в микроавтобусе, охраняя пятидесятилитровую канистру бензомасляной смеси. Бензином Леня поделился, от денег возмущенно отказался, спасибо ему! Побираться на карельских дорогах с пустой бутылкой входит в традицию…
Изображение
Чем дальше, тем сюрреалистичнее становились пейзажи, просто храмы камней какие-то. У одной из потрясающе красивых гранитных пирамид мы остановились на пофоткаться, и я обратил внимание на странно поблескивающий правый бот, зеленые капли на глушителе, промокшую штанину и мокрый правый радиатор… Ура, приехали, будем стоять и удобрять карельский мох антифризом. Настроение стремительно падало вместе с уровнем жидкости в дырявой системе охлаждения. Однако стоять на месте бессмысленно, и мы, короткими перебежками, вливая воду и закидывая просьбами о помощи всяческие чаты в мессенджерах, доползаем до Полярного круга. Событие безусловно знаковое, но не радует вот совсем никак. «Лена сломалась, мот заболел, настроение ноль, какая нафиг Норвегия с такими вводными?» - мрачно думал я.
Изображение
Изображение
Просьбы о помощи увенчались успехом, в Мурманске нас ждет Феликс, он обещает кров и хлеб, а также возможность поремонтироваться завтра в дружественном сервисе. Не торопясь и не скупясь на воду для Трансальпа доползли до краешка Хибин, потом подивились инопланетному пейзажу недалеко от Мончегорска и наконец остановились возле мурманской стелы. Ух и радости было...
Изображение
Дальше события были еще приятнее, было холодное пиво и вкуснейшая северная рыба, под ехидно смотрящим в окно ночным солнцем. От солнечного коварства полярного дня спать не хотелось абсолютно, хотелось жить, пить, чинить мот, вылечить жену и рвануть дальше, в Норвегию. Однако Лена лечиться действенными методами не хотела, оправдываясь какими-то антибиотиками, Феликсу отчаянно хотелось хоть немного поспать перед рабочим днем, пришлось-таки улечься и мне, еще раз посмотрев на яркое солнце в три часа ночи.
День четвертый. Мурманск – ремонт.
Утром отвез Лену в больницу, а сам покатился реанимировать радиатор и менять масло. Добрый человек Паша напоил меня кофе, пустил в ремзону и посоветовал не наступать на котят, которые выскакивали из самых неожиданных мест. Играться с пушистыми было некогда, ведь дурная голова не дает покоя не только ногам, но и рукам. Недоклеил радиатор с первого раза – отлично, сливай воду и будь внимательнее в поиске трещин, нашел после сборки лишние детали – молодец, разбирай пластик вновь. Вот уже и Лена пришла из больницы с мешком таблеток, вот Феликс приехал к своим бестолковым гостям, а я все еще крутил гайки.
Изображение
После успешного окончания ремонта мы поехали на экскурсию, Феликс оказался отличным гидом, приятно слушать человека, который любит свой город и знает его историю, весьма, кстати, героическую. Теперь добавим домашние посиделки с умопомрачительным палтусом и вареной картошкой и получим день, который прошел явно не зря.
В день пятый вставать отчаянно не хотелось. Трудно встать, когда снова лег в три ночи, а за окном барабанит холодный дождь. Но подняться, влезть в дождевик, обмотавшись пакетами, и сесть на мокрый мот необходимо – сегодня стартует Волна Памяти – Север, стыдно не принять участие в достойном деле. Прокатился в маленькой колонне от памятника Ждущей до заправки на краю Мурманска и уехал обратно, вылил пару литров воды из бот и чем-то заслужил расположение кота. Шустрый зверь, который тоже был в гостях (видимо гостеприимство широкой души распространяется не только на людей) был весьма нелюдим и скрытен, а тут словно подменили Барсика, он мирно мурлыкал и норовил поиграть. Не доверяю я все-таки семейству кошачьих, наверное, подобревший хищник просто надеялся получить лишнюю порцию еды.
Изображение
Далее была прогулка по Мурманску, много рассказывать про нее не вижу смысла, инфы в открытом доступе много. Скажу лишь, что город прекрасен, суров и строг, чем-то неуловимо похож на Владивосток, и дело здесь не только в море и военных кораблях. В душу запала рубка АПЛ Курск, стоящая возле маяка и камень Цоя, так я окрестил этот раскрашенный валун. Во многих рассказах путешественников я читал о скучной дороге «Кола» и Мурманске, в котором нечего делать, но то ли ездили мы с ними по разным дорогам, то ли гуляли в разных Мурмансках. Путь к холодным берегам и суровую стать северного города я запомню на всю жизнь.
Изображение
Изображение
Изображение
Вечер был труден, продуктовые запасы были увеличены, так же надо было впихнуть в багаж несколько бутылок бензина и алкоголя, завтра по плану мы должны покинуть Родину. Задачу слегка облегчил холод, все теплые вещи были извлечены из недр кофров.
День шестой. Мурманск - Каригасниеми.
Утро порадовало поисками заныкавшегося кота и безумными переменами погоды: за сорок минут мы успели несколько раз промокнуть, замерзнуть и поджариться на внезапно вылезшем солнце. После пересечения моста через залив погода успокоилась, стало стабильно холодно, сыро и мерзко. Мелкий дождь, сдобренный шквальным ветром, казалось вот-вот сменится на снег, хотя снега и так хватало на вершинах сопок. Путь пролегает через Долину Славы, рубеж, где советская армия остановила наступление фашистов. Мурманск по праву носит звание Города-героя, на его улицы так и не смогли войти захватчики, зеленые надгробия с красными звездами напоминают о цене, заплаченной за город нашими солдатами.
Изображение
Военных и сейчас в достатке на северных границах России, попадаются военные части, техника, несколько раз солдаты на КПП проверяли наши паспорта. Последний город на нашей земле – Никель, куда мы заехали заправиться и пообедать. Ближайший месяц бак бензина за 8 и сытный обед за 10 евро мы будем вспоминать с тоской. Тоскуем, правда, уже сейчас, в Никеле по-другому не получается. Серые мокрые дома, чадящие трубы завода, отсутствие людей на улицах и явный аромат уныния. Очень хочется верить, что это лишь мое неверное восприятие милого городка, вызванное холодом, дождем и усталостью, но …
Еще один пробег вдоль проволочной стены с контрольно-следовой полосой - и мы уже под бдительным оком наших пограничников. Неулыбчивой тетеньке почему-то не нравится мой паспорт, с кучей разноцветных штампов, особенно не нравится штамп грузинский. Тетенька общается со старшим по телефону, задумчиво молчит и ставит заветную печать, теперь дело за норвежскими пограничниками. Проезжаем нейтральную полосу. Мое серьезное настроение и твердое желание до последней капли крови сражаться за контрабандную тушенку поколебал очень дружелюбный и радостный возглас: «Привет!» в исполнении потомка викингов. Как-то очень легко мы прошли норвежскую границу, с улыбками, без досмотра и подозрительных взглядов пограничников.
Итак, начинается вторая часть нашего путешествия, норвежская и холодная, но об этом я расскажу чуть позже, спасибо за внимание!

14 Комментарии

Георгий, привет! Отчет о путешествии интересный, ждем продолжения, Лене огромный привет передавай.

5b7ef86d645ca_DSC_2484.jpg

Давай продолжай! Можно чуть подробней.

Вторая часть пишется, скоро выложу.

 

Георгий, привет! Отчет о путешествии интересный, ждем продолжения, Лене огромный привет передавай.

И тебе привет, а еще большое спасибо за зарядник, выручил)) Как твоя поездка прошла?

Продолжай отчет. Сам только вернулся из Норвегии, как заново выезжаю туда читая твой отчет. В каком именно месте атлантической дороги сделана первая фотка? 

Продолжай отчет. Сам только вернулся из Норвегии, как заново выезжаю туда читая твой отчет. В каком именно месте атлантической дороги сделана первая фотка? 

Спасибо, вторая часть в процессе. Про "словно заново выезжаю" понимаю, поэтому и пишу и читаю чужие рассказы, они реально погружают в прошедшее путешествие. Где сделана фотка не вспомню, по куску атлантической дороги с мостом три раза проезжали туда-обратно и все время фоткали))

Продолжаю рассказ о летнем путешествии в край скал, фьордов и оленей. В этой главе начало нашего пути по Норвегии. Обычно отчеты путешественников, посвященные этой красивейшей земле, пестрят восторгами и красивыми словами, но, видимо, поэт во мне погиб, и текст получился немного суховат. Итак, перед вами вторая часть воспоминаний, путь от финского Каригасниеми до норвежского Тромсе. .
Еще одно важное дополнение: внимая справедливому возмущению читателей официально заявляю – мурманского кота из первой части рассказа зовут не Барсик, а Мусик. 
 
 
День шестой. Мурманск – Каригасниеми.  
Полосатый шлагбаум открылся, пропуская нас в королевство Норвегия. Поехали потихонечку, поначалу как-то не по себе. Хоть и порулил я немало вдали от дома, но то было постсоветское пространство, а тут совсем европейская Европа, про которую ужасы в телевизоре рассказывают. Хорошо, что я его не смотрю давно, а то бы точно ехать не рискнул. Не спеша докатились до Киркенеса, побродили по торговому центру, улыбнулись при виде человечка в шляпе на знаке пешеходного перехода. Частенько встречаются с нашими номерами, на парковке питерские ребята пытались узнать у нас дорогу в сторону границы, но не на тех напали, мы уже сами заблудились в нескольких ухоженных улочках маленького городка.
P_20180629_160400.jpg
А ночевать мы поехали в Финляндию. Почему в маршруте появилась петля - расскажу подробнее: для получения визы были забуканы совершенно левые отели с возможностью бесплатной отмены, отменять же первую бронь до заезда в Норвегию было страшновато, а вдруг проверят на границе, чем черт не шутит. Поэтому и был забронирован недорогой номер в финской деревушке, в 18 км от Карашока, где начинался наш маршрут с отмеченными достопримечательностями.  Вторая причина - честолюбие, посетить семь стран ведь лучше, чем шесть, разве не так? Гостиница превзошла все ожидания, а вот дорога впечатлила не очень. Асфальт был совсем не идеален, виды воображения не поражали, заправок не было пугающе долго, холод и недостаток сна немножко мешали. Сон прервал северный олень, задумчиво стоящий на обочине. Тогда мы еще обращали на них внимание, салаги)) Вскоре олени станут абсолютно не заслуживающими нашего любопытства существами, словно бродячие собаки в родных краях. Увидели первый указатель на Нордкапп, ура! День завершился ужином из контрабандных консервов, засыпал я с мыслью о том, что багаж стал чуточку легче.
P_20180629_192300.jpg
День седьмой. Каригасниеми – Нордкапп.
Утро было неторопливым: зачем спешить если до цели всего 300 км, а прибыть туда нужно поздней ночью? Основательно погуляли по окрестностям лесной гостиницы, нашли выход к красивой реке и оленьи рога. Сидеть на финском берегу и смотреть на Норвегию мне понравилось, всем рекомендую. Белоснежный щенок ростом с хорошую овчарку утащил мой мотобот и утро окрасилось яркими красками погони за бестолковым, но милым животным. Видимо у животного резались зубы и грыз он абсолютно все, но человеческие конечности собакен ценил особенно сильно. Так мы и уехали, слегка погрызанные, но весьма довольные ночевкой в Финляндии.
P_20180630_125007.jpg
В двадцати километрах от гостеприимной финской деревушки располагался первый пункт нашей культурной программы – музей саамов в городе Карашок. Маршрут для нас составлял местный мотоциклист Эрик, человек, знающий толк в путешествиях, мы еще встретимся с ним на страницах моего рассказа. Экспозиция в здании музея впечатлила не сильно, а вот старинные дома, стоящие прямо перед парковкой весьма интересны. После выводов о не очень комфортной жизни саамов двинули дальше, к месту, перевернувшему мое сознание.
К северу от Карашока, в совсем не живописном месте, есть небольшая парковка. От нее в гору уходит тропинка, переходящая в подвесной мост через реку. За рекой стоит стол с лавками и висит почтовый ящик, в нем - заламинированная карта немецкого полевого госпиталя, уничтоженного в 1944 году при освобождении Норвегии. Вдумайтесь, люди, прошло 74 года, а на никем не охраняемом объекте в глухой глуши остались не только замшелые кирпичи, но и изломанные больничные кровати, остатки сантехники в руинах бани, кучи различных деталей и инструментов и остовы нескольких машин. Время и жар боя не пощадило немецкие грузовики: рамы скручены узлом, оплавленные поршни намертво приварились к гильзам, коробки передач с торчащими культями рычагов превратились в монолитные куски ржавчины, но люди пощадили весомый кусок истории нашего мира, не растащив на никчемные сувениры и нужные в хозяйстве вещи. Обратный путь через шаткий мостик прошел в тишине, перед глазами всплывали руины музея с бетонным красноармейцем на крыше в далекой Волочаевке, заброшенные коридоры с кучками мусора в нетуристической части Брестской крепости и многие, виденные мною, обветшалые памятники, заброшенные и попиленные на металлолом благодарными потомками… Дойдя до мотоцикла понял, что несу в руках ту самую карту из открытого почтового ящика, пришлось возвращаться.
P_20180630_185221.jpg
Снова потекли километры, путь идет строго на север и пейзаж меняется в сторону легкого сюрреализма. Побродили по берегу нашего первого фьорда, заглянули в еще один музей, поужинали среди толпы белоснежных кемперов, подивились тупости очередного оленя. Все это вещи неинтересные, подробного описания не заслуживающие.  Интересности начались километров за сто до Мекки всех мототуристов. Для начала – фантастически красивый водопад, первый из вблизи увиденных. Остановились пофоткаться и я зачем-то полез вверх, какая то дурная сила гнала и гнала вверх в надежде увидеть начало потоков воды. Восхождение остановила отвесная стена и отсутствие навыков альпиниста, а путь назад был очень непрост. Потом начала чудить температура – все запасы одежды давно надеты, а теплее не становится, мороз что ли ударил? Очередное сильное впечатление оставил Нордкапптоннель, как-то даже не по себе было прошивать пустое подземелье, украшенное тусклым светом фонарей и струйками воды с потолка. Первый раз увидел длинные строения, на которых сушится треска в каких-то дичайших количествах.
Вообще, север Норвегии не отличается буйством красок или многообразием живой природы, но, если вы что-то почувствовали или увидели в этих суровых местах – такого добра тут с избытком. Олени пасутся стадами, рыба тоннами, камней, воды, поворотов и прочей красоты столько, что мозг отказывается принимать происходящее за реальность, ветра и дождя тоже с избытком.
Вот так, с переменных успехом, то матерясь от холода и сырости, то восторгаясь увиденным мы доковыляли до Хоннингсвога. Надежды заправиться и погреться разбились о закрытые двери магазинчика на АЗС. Пользоваться автоматической колонкой с оплатой по карте побоялись, наслушавшись страшных рассказов о списании огромных денег за заправку. Так и уехали, несолоно хлебавши, в сторону Нордкаппа. Сильно продвинуться не получилось, ибо перед очередным шлагбаумом нас остановил полицейский. Страж порядка долго объяснял, что ехать дальше нет смысла, ничего не видно, ветер настолько сильный, что сдувает мотоциклы с дороги, пять человек уже пострадали от капризов погоды, и вообще всячески нагонял панику. Поняв, что паника это не про нас, местный гаишник засомневался в моей адекватности и полез в карман за алкотестером. Тестер закономерно показал ноли, его хозяин не расстроился и махнул рукой в сторону края земли.
До края оставалось километров тридцать, но они оказались самыми трудными: видимость сократилась до пяти – семи метров, а дождь стал горизонтальным. Про ветер я молчу, вы и так уже догадались, почему капли воды забыли о силе тяжести. Доползли до площадки, припарковались на ощупь. Первые две попытки выйти к глобусу кончились безрезультатно, мы выбирали не то направление и утыкались в обрыв, огражденный заборчиком. Заборчик был невысокий и навевающий мысли о шаге в пропасть, ведь спустя пару минут свободного полета отпадет необходимость мерзнуть, мокнуть и ехать дальше. С третьей попытки памятник был найден и ощупан: одной рукой я цеплялся за железные прутья глобуса, второй держал жену, норовившую улететь с особо сильным порывом ветра. Постояли пару минут и уехали искать место ночевки. Фото сделать не рискнули, да и смысла не было: зачем фотографировать мутную стену тумана?
С кемпингами было грустно: все закрыто, занято и никто нам был не рад. С горем пополам поставили палатку, спрятавшись от ветра за скалой и стеной маленького строения, такие мелочи как лужа под палаткой уже не смущали, сон пришел мгновенно.
Так бесславно, но очень нескучно, прошел очередной день нашего путешествия, Нордкапп был покорен, но особой радости не доставил.
 
День восьмой. Нордкапп – Альта.
 
Три часа сна в сутки – это мало, но отсыревающие спальники и бешеный вой ветра не располагают к праздному лежанию. Собираться было трудно, приходилось периодически ловить улетающие вещи, кажется, где-то вдалеке пролетел целый олень. Изменившееся направление ветра подарило надежду увидеть-таки Нордкапп, но нет, вторая попытка, утренняя, тоже провалилась. Завтракая, познакомились с путешественником из Южной Африки на маленьком гусике с отчаянно гремящей коробкой, он собирался грузить поломанный мот на корабль в Хоннингсвоге и уходить морем куда-то в Европу.
P_20180701_125127.jpg
Отогнав крамольные мысли о никчемности Норвегии и робкие желания повернуть назад, в сторону дома, мы тронулись на юг. Каким-то чудом дотянули до заправки, днем она работает в обычном режиме, и залились спиртосодержащим топливом. Теперь Трансальп готов идти дальше, а я, увы, нет. Сон выключал мозги, благо погода в 150 км от Нордкаппа резко изменилась, и под теплыми солнечными лучами я прекрасно выспался прямо на обочине дороги.
P_20180701_133239.jpg
Дальше все было без приключений, вот только неприятным откровением стали наглухо закрытые продуктовые магазины, воскресенье же, люди отдыхают…  Забавно, но праздношатающаяся молодежь тусит возле заправок, видимо это единственная возможность наесться хот-догов и мороженого.
После прошедшей ночи теплая кровать была необходима, гостиница по вменяемой цене нашлась в пригороде Альты, туда и отправились. Тепло, светло, красиво, сотня поворотов на каждый километр пути – что еще надо для счастья бродячим мотоциклистам? Жизнь, кажется, постепенно наладилась. Полное умиротворение пришло, когда спустя несколько километров разбитой грунтовки и парочку дощатых мостиков через реки мы добрались до потрясающего отеля. Музейная обстановка с массой старинных вещей, крыши, крытые дерном и поросшие деревьями, русскоговорящая девушка Майя на стойке регистрации и настоящая печка в номере, которую можно (и нужно) топить дровами и сидеть перед ней, любуясь пляской огня.
P_20180702_123217.jpg
Глядя на рыжее пламя размышлял о вещах, для меня удивительных и неожиданных. О закрытых на выходные магазинах, о разбитых кусках дорог, - да, их очень мало, но они тоже встречаются, - о людях, удивленных моим вопросом: «Где взять питьевую воду?». В кране же, там полно воды, наливай и пей, все оказалось очень просто.
 
День девятый. Альта -  остров близ Тромсе.
Капризная погода, насмехавшаяся над нами несколько дней, сменила гнев на милость, и мы поехали, наслаждаясь теплом и неярким солнцем. Изначально планировали прибыть в Нарвик, даже запланировали немаленький для Норвегии пробег в 500 км, но судьба распорядилась иначе. Ну невозможно здесь ехать быстро и без остановок, совсем никак! Виды один краше другого, водопады, фьорды, озера и белые пятна снега в горах. А дорога забирается все выше и вот уже мы кидаемся снежками и валяемся на твердом, слежавшемся снегу. Если зима не ушла отсюда в июле, то что же творится, например, в январе?  На трудности зимних месяцев недвусмысленно намекают шлагбаумы и светофоры, которые могут перекрывать опасные участки дорог.
На одной из остановок познакомились со Стианом, журналистом из Осло, путешествующим с севера на юг Норвегии на Ямахе 1979 года выпуска. Хороший мот, по-настоящему железный, сейчас таких уже нет. Бок ветерана дорог украсила наша наклейка, а наш маршрут слегка изменился, вместо Нарвика, по совету Стиана, мы поехали в Тромсе.
P_20180702_153746.jpg
На очередной заправке обратил внимание на сильный износ левой стороны заднего баллона. Не то перегруз, не то огромные участки срезанного асфальта, не то боковой ветер основательно подгрызли резину. На всякий случай подкачал колесо, увеличив давление сверх нормы, кажется, стало лучше. Вообще, забегая вперед, скажу, что Анаки 3 отработала прекрасно, комплект прошел уже более 15000км и, наверное, выдержит еще столько же.
Был понедельник, и магазины распахнули свои двери для голодных туристов, ведь от домашних запасов остались только крупы и консервы, отчаянно хотелось хлеба и фруктов. Первый взгляд на ценники поверг в шок: жизнь не готовила меня к буханке хлеба за 400 рублей и к колбасе по 2000 руб за батон. Однако, присмотревшись получше, на глаза попались продукты по вполне вменяемой стоимости. В норвежских магазинах не стоит хватать все, что подвернется под руку, ходить нужно медленно и вдумчиво. Спустя 10 минут хождения у нас появился хлеб, пакет апельсинового сока, пара яблок и пачка печенья, а банковский счет похудел всего на 500 рублей. Кажется, голод нам не грозит и жизнь явно налаживается.
По дороге в Тромсе состоялось наше первое плавание через фьорд. Если ваш маршрут пролегает вдоль берега Норвежского моря, то паромов будет масса, они еще успеют надоесть, но первые заплывы просто прекрасны. Стоимость переправы зависит от ее расстояния и начинается от 70 норвежских крон. Билеты заранее не покупали, всегда оплачивали проезд при заезде на паром у кассиров с планшетами, обходящими очередь. Однажды произошел забавный случай: заехали на паром вслед за компанией на трех мотах, встали рядышком, стоим ждем кассира. Паромщик же, обилечивая впереди стоящих, списал деньги за проезд с карты одного из троих немцев. Но немцев-то трое, а плату он взял за четыре мотоцикла, в том числе и за наш. Предложил заправить мот доброго плательщика на ближайшей заправке, но тот махнул рукой, мол, подарок.
P_20180702_195000.jpg
Тромсе впечатлил высокими мостами на въезде в город и милым, словно нарисованным в детской книжке, центром города с яркими деревянными домиками. Неприятно удивило обилие явно некоренных жителей, женщины, с ног до головы замотанные в тряпки, смотрятся чужеродно.
P_20180702_221718.jpg
Вечером стало холодать, Стиан, обещавший показать место для ночевки куда-то запропастился, и мы, отправившись куда глаза глядят, разбили палатку на краю сельскохозяйственных угодий, возле прозрачного ручья. Вечер был теплым, ужин вкусным, а сон крепким. Думаю, и сейчас мне пора прерваться на отдых, до встречи в следующей части!
Фотография
Сергей 73
11 Sep 2018 14:50
Отлично, очень понравилось! Спасибо.
Фотография
медник
12 Oct 2018 17:50

хорошо пишите дар ;)

Фотография
Артемий Троицкий
12 Oct 2018 17:53

Вид увешанного баулами Трансальпа внушает трепет)))

Здорово! Вроде накатался летом тоже, но после прочтения рассказа опять захотелось в дорогу.
Продолжаю повествование, пару частей написал, но сюда не выложил, катастрофически нет времени, они доступны на БП: предыдущая часть.
Рассказ жены, первую часть, также прочитать можно тут.
IMG-7462.jpg


День семнадцатый. Олесунн – Гейрангер.

Дом, такой шумный и людный вчера, опустел, лишь где-то на втором этаже погромыхивал тяжелый рок, намекая на то, что мы здесь все-таки не одни. От вечерней суеты не осталось и следа, собираться можно было спокойно и вдумчиво, поддавшись соблазну я внимательно изучил содержимое местного холодильника, но совесть осталась чиста – еды там не обнаружилось. Перекусив привычной овсянкой, мы выехали в «Сказочный город» - так всезнающий Гугл охарактеризовал Олесунн. И не обманул, городок встретил нас резными каменными домами с башенками и яркими крышами. Четкого плана не было, просто катались вверх-вниз по вымощенным брусчаткой улицам, пока не приехали на маленькую площадь с пристанью.
P-20180710-105307.jpg
«Приятное место», - думал я, сидя на скамейке и любуясь на морские волны, качающие прогулочные кораблики. Атмосфера сказочного города действительно милая и умиротворяющая, но идиллия оборвалась ревом сирены, который почему-то доносился со стороны моря. Виновником оказался небольшой катер, выкрашенный в зелено-желтую клетку, цвет машин местной службы спасения или скорой помощи. В считанные мгновения носилки с человеком перенесли во вполне обычный микроавтобус местной неотложки, а я остался в задумчивости. Кажется, я много где побывал, многое видел, но водоплавающую неотложку повстречал первый раз.

Доверившись гуглокартам, пошли в сторону смотровой площадки, шли минут 10, но жара и мотоботы совмещаются плохо и бодрости не добавляют. Остатки бодрости улетучились при виде крутейшей лестницы из 418 ступеней, по которой вяло карабкался народ. После первых двадцати ступеней, на границе света и тени, создаваемой деревьями, в уютном закутке у лавочки лежал человек, не то местный бомж, не то уставший турист. Мне хотелось прилечь рядом, но сила воли и уговоры Лены заставили продолжить восхождение.

Вид со смотровой сполна вознаграждал за каждый шаг в жаркую высоту и за каждый литр пота, пролитый при подъеме, с высоты птичьего полета Олесунн великолепен, лишь огромный океанский лайнер явно не вписывался в местный гномий пейзаж. Подождав, пока сердцебиение и дыхание придет в норму, мы пошли вниз, проклятая сила воли и вечно пустой кошелек заставили отказать от услуг автобусов, перевозящих туристов на вершину и обратно. Наверное, по лестницам брели только самые отчаянные или бестолковые люди, не знающие про бусы. Пока я размышлял о том, к какой категории отнести себя и громыхал мотоботами по ступенькам, навстречу прошествовала колонна, возглавляемая девочкой лет трех – четырех. Ребенок отчаянно страдал, пыхтел и сопел, но сдаваться и ныть не собирался, родители спокойно шли сзади и не собирались ни помогать своему чаду, затаскивая в гору на руках, ни мешать паникой из-за отсутствующих перил и немалой высоты, еще человек 10 терпеливо ползло позади этого семейства, ничем не выражая своего неудовольствия и не пытаясь обогнать всех и вся, в пробке, на узкой лестнице. Нет, ребята, другие это люди абсолютно, очень непохожие на земляков, где каждый из нас знает как жить и лезет с поучениями к другим. Простите за немного путанные мысли, но на лестнице олесуннской смотровой моя уже надтреснутая картина мира окончательно разрушилась и начала складываться в нечто новое.
P-20180710-115646.jpg
Доковыляв до мотоцикла и выпив все запасы воды, уехали в сторону Трольстигена, легендарной лестницы троллей. Встреченный по дороге ледяной водопад подарил блаженные минуты прохлады, пробежка под обжигающе холодными струями воды в экипе дарит удивительные ощущения. На одной из стоянок номерами Трансальпа и нашими персонами заинтересовался дедушка индейского вида на кемпере, он искренне недоумевал, почему странные русские катаются по какой-то там Норвегии во время ЧМ по футболу. Посмеявшись, поехали дальше.
IMG-7505.jpg
Начало спуска по лестнице троллей запомнилось площадкой с сотнями каменных пирамидок и глыбами слежавшегося снега на обочинах, продвигаясь к югу по страшной жаре мы уже отвыкли от непроходящей зимы северных широт. Попытка залезть на вершину сухопутного айсберга, спрятавшегося под скалой, в спасительной тени прошла успешно, но спуск едва не стоил мне нескольких поломанных костей. До земли оставалось метров пятнадцать, когда сбитые подошвы с мотобот предательски заскользили на льду и остаток пути я проехал на заду, умудрившись на последних метрах подняться на ноги и погасить скорость не ударом моей тушки о камни, а быстрой пробежкой по дороге под испуганные крики Лены.
IMG-7493.jpg
После маленького базарчика, где продают троллей всех мастей и размеров началась сама лестница. Нам повезло, что мы впервые увидели ее сверху, зрелище петляющей нитки дороги поистине впечатляет, снизу же вид ничем не выдающийся, но радует забавным знаком.
P-20180710-182039.jpg
P-20180710-161511.jpg
Спустя одиннадцать стовосьмидесятиградусных поворотов получилось перевести дух, закупиться божественным потатсалатом и пообедать сидя на берегу шумной и быстрой реки. Прощаться с красотой лестницы отчаянно не хотелось, поэтому потешили себя и Трансальпа повторным подъемом и спуском. Мысли про третий, финальный забег прервал надвигающийся вечер, пришла пора задуматься о ночлеге, и он отыскался в нескольких десятках километров, на асфальтированной площадке перед красивейшим ущельем недалеко от Гейрангера.
IMG-7496.jpg
Во время установки палатки к нам подтянулись соседи: два больших шведа на маленьких эндуриках. Построив свои временные жилища мы наткнулись взглядом на жизнерадостную табличку: «No camping», но уезжать отчаянно не хотелось и законопослушные путешественники превратились в гадких нарушителей порядка. «Пропадать – так с музыкой!» - сказали шведы и достали ящик пива. Потом ящик темного пива. Потом виски. И водку. А напоследок самогон. После этого мой разум отключился, успев понять, что шведы везут с собой палатку, фумигатор, работающий на газу, пару стаканов и гору бухла, их кофры забиты исключительно алкоголем всех сортов. Теперь я иду спать, мне явно уже хватит.
P-20180711-011618.jpg
День 18. Стоянка у Гейрангера - кусты недалеко от Фольва

Утро выдалось на удивление бодрым, я ожидал худшего, а вот наши скандинавские друзья сильно страдали. С горем пополам собравшись, они рванули на север, мы же, прибрав за ними мусор и увязав свои кофры, сумки, пакеты, бутылки и прочий хлам, двинулись в сторону Гейрангера. Сегодня мы решили повернуть в сторону Осло и в сторону дома, оставив юг Норвегии на будущее.

За последние дни я столкнулся с настоящим переизбытком красоты, можно сказать что отравился впечатлениями, мозг словно отказывался принимать новые и новые удивительные картины местных пейзажей. Вкушая виды Норвегии маленькими порциями, удовольствие можно растянуть на годы, но как это сделать, когда время жестко ограничено и неумолимый график гонит вперед и вперед?

Гейрангер, который называют самым красивым местом Норвегии, действительно хорош. Не скажу за всю Норвегию, но из того, что мы увидели за время путешествия, самые потрясающие дороги были именно там. Просквозив маленькую деревушку, стоящую на берегу фьорда, свернули в сторону Дальсниббы, смотровой площадки на высоте полтора километров. Дорога изобилует поворотами, а подъемы становятся все круче, в конце пути, недалеко от парковки, понимаю, что вчерашняя Лестница троллей и в подметки не годится паре десятков только что пройденных километров.
IMG-7561.jpg
Дальснибба прекрасна, Дальснибба обязательна к посещению, Дальснибба - это самое красивое место, которое я видел в жизни, больше ничего не скажу, смотрите фотки, читайте рассказы более красноречивых писателей о посещении горной сказки, открытой всего несколько месяцев в году и собирайтесь на север, вы не пожалеете. Вообще дорога 63 великолепна, я бы хотел повторить пробег по ней.
IMG-7563.jpg
P-20180711-134746.jpg
На парковке познакомились с поклонниками Citroën 2CV. Люди из разных стран, любовно поддерживающие старые смешные машинки в исправном состоянии устроили совместную покатушку по Норвегии. Обмен фотками, любезностями и наклейками состоялся, и мы, спустившись на сотню метров вниз, встали у быстрого ручейка на обед. Растворимая картошка, сваренная на прозрачной воде, еще недавно бывшей снегом на вершинах гор, рыбные консервы и черствый хлеб, поедаемые в таком месте, стоят дороже всех ресторанных шедевров мира. Спросите меня, что такое счастье – я расскажу про обед на Дальсниббе.
IMG-7612.jpg
Теперь пора вниз, на паром в Хеллесюльт, мы дошли до него с двумя остановками: поесть черники, сидя на краю петли дорожного серпантина и пофоткать останки древних тракторов, лежащих на обочине. В кустах нашелся заброшенный шалаш, собранный из различного мусора, дырявый, но с жестяной печуркой внутри, интересно, кто же там жил?
IMG-7640.jpg
Загрузка на паром, проходящая на адской жаре, закончилась дождем. Прохудившееся небо слегка подпортило впечатления от фантастического Гейрангер-фьорда и знаменитых водопадов. Да, именно с этого парома можно увидеть знаменитые Семь сестер (а в моменты таяния снега их становиться одиннадцать) и Фату невесты. Плавание сопровождается рассказом о водопадах на разных языках и завершается пронзительно печальной песней. Плакало небо, плакала Лена, плакала певица, а все потому что Хеллесюльт - это поворотная точка нашего маршрута, теперь каждый километр будет приближать нас к дому.

Подивившись настоящей водяной мельнице, стоящей неподалеку от причала и мрачно поглядев на догоняющие нас тучи, рванули на поиски ночлега. Первая попытка съехать с дороги оказалась неудачной и кончилась падением: грунтовая дорожка, на которую я свернул, была с крутым подъемом и резко переходила в козью тропку, петляющую меж камней и абсолютно непроходимую для Трансальпа, остановиться перед ней тоже не получилось, пришлось пятиться назад, цепляясь за землю скользящими колесами. Но не удержались и рухнули, почти уже добравшись до асфальта, благо все обошлось без потерь.
P-20180711-191910.jpg
Ночевка состоялась чуть дальше, недалеко от местечка Фольва, когда мы в очередной раз свернув с асфальта перескочили насыпь, делающую дорогу непроходимой для автомобиля, и разбили палатку прямо напротив огромного шумного водопада. Наверное, из-за шума воды мне снился бесконечный рок-концерт.

День 19. Фольва – Драммен.

На сегодня у нас большие планы, вечером мы должны быть в Драммене, там нас ждет Эрик. 500 км пути еще недавно мне казались смешным расстоянием, но по местным меркам это не так уж и мало.

Глаза только лишь начали отдыхать после вчерашнего буйства красоты гор, когда мы въехали в национальный парк Йотунхеймен, «парк камней», так окрестил его я. Кроме марсианского пейзажа вокруг запомнился ржавый родник с ручейком ярко рыжего цвета. Не знаю, что там такое жуткое омывает вода в подземелье, но пить я ее явно бы не рискнул.
P-20180712-125352.jpg
Уходя от надвигающейся прямо в лоб тучи свернули с трассы правее, на маленькую дорожку между деревнями, и не пожалели: дождь прошел стороной, а пейзаж был мирный, сельский, зеленый и милый, мы вышли на дорогу номер 7 и вскоре заезжали в гостеприимный дом Эрика, местного мототуриста, немало поколесившего по России. Эрик бы немногословен: показал нам нашу комнату и душевую, отмел мои попытки приготовить ужин, завел Харлей и куда-то уехал. Я же облюбовал диван и валялся на нем, твердо зная, что счастье не в деньгах, власти и прочем мусоре, а в лежании на диване, после нескольких ночей в палатке понимаешь это особенно сильно. Эрик вернулся с тремя вкуснейшими кебабами и бутылкой лимонной водки, вечер был весьма весел.
P-20180710-180809.jpg
День 20. Драммен – Осло - Драммен.

Утро было поздним и жарким, выходить из дома определенно не хотелось, но время не ждет, завтра намечен отъезд в Швецию, значит возможность посмотреть столицу упускать нельзя, едем! Из экипа взяли только шлема и перчатки, давненько я не катал на моте в тапках и майке, ностальгия однако)

Посмотреть удалось район Бигдой, там сосредоточены музеи: Морской музей, музей Кон-Тики, музей Викингов. Мы так и не осмотрели ни один из них, бродили вокруг и уснули на причале, на лавочке, спрятавшейся в тени от стены. Вечером переехали в Холменколлен, место, где проходили несколько Олимпиад, подивились высоченному трамплину и сфотографировались с Холментроллем, огромной бетонной головой с добрым и грустным взглядом.
IMG-7698.jpg
IMG-7705.jpg
День 21. Драммен – Арвика ( Швеция )

Сегодня по плану поездка в Швецию и покатушки (поплывушки) на яхте друзей Эрика. Далее он возвращается домой и мы тоже, но наш дом подальше и совсем в другой стороне. Утром успели искупаться в маленьком озерце и погулять по лесу, где нашлись чьи-то кости. Природа отчаянно страдает от жары, лес пересох и мох хрустит под ногами, рассыпаясь в пыль.
IMG-7713.jpg
К обеду тронулись, Осло прошли практически без остановок, а жаль, там явно было на что посмотреть, но нас ждет яхта, и через несколько часов пути мы заезжаем на пристань. Запарковав мот и скинув экип, мы отчаливаем, пусть и не в открытое море, но в весьма обширное озеро. Белоснежная яхта, мерно рокоча двумя вольвовскими дизелями, сделала круг по озеру и встала у причала, дожидаясь доставщика пиццы. Сей добрый человек был встречен, пицца съедена, и мы отправились к маленькому островку на ночевку. Если быть кратким, то вечер определенно удался!
P-20180714-220440.jpg
День 22. Арвика – Драммен.

Утро, начавшееся в каюте, отметилось хорошим событием: Эрик, видя наши грустные лица предложил снова поехать к нему и остаться еще на несколько дней. Природная скромность и срок действия визы мешали зависнуть надолго, мы решили осмотреть Осло и отправиться дальше. Вволю накупавшись и спалив спину под недобрым северным солнцем, мы возвращались в Драммен. Спать хотелось неимоверно, но Харлей Эрика будил меня рыком прямотока при опасном сокращении дистанции, и поездка прошла без приключений, вот только Трансальп, заехав на стоянку у дома Эрика, продавил дыру в раскаленном асфальте и некоторое время отдыхал на боку.

День 23. Драммен – Осло – Драммен.

Утром, в пляжном экипе, снова поехали в Осло. Пытаясь выбраться в центр города, заблудились в тоннеле и воткнулись в дикую пробку из-за перевернувшейся фуры. Поначалу я боялся междурядья, потом стал бояться задохнуться угарным газом и бодро пошел вперед, в бронемайке протискиваться между машин было малость не по себе. На этом приключения не закончились, и после выезда из тоннеля мы вкатились в жуткий квартал, заканчивающийся тупиком. Грязные тротуары, разрисованные стены, запах мочи, арабские вывески и не самые приятные и добрые лица прохожих.
IMG-7784.jpg
Однако, Осло оказался городом контрастов, и спустя несколько километров мы оказались в центре, недалеко от королевского дворца, охраняемого нарядными солдатами. Служивые были весьма дружелюбны и были не прочь сфотографироваться с многочисленными туристами. Изначально мы пытались дойти до парка обнаженных скульптур, но наш маршрут где-то дал сбой, и мы, описав широкий полукруг, пришли сначала в военный музей, гостеприимно закрывший двери перед носом, а потом дошли до крепости Акерсхус, весьма интересное место. С крепостной стены прекрасный вид на пристань, которую целиком занял плавучий город – американский круизный лайнер абсолютно невменяемых размеров. Бродили долго, устали сильно и к мотоциклу ползли с большим трудом. Зато программа минимум выполнена, кусочек Осло мы посмотрели, открытку домой отправили, значит завтра можно трогаться в путь.
P-20180716-153220.jpg
P-20180716-192136.jpg
Вечером нас встретила Ильга, жена Эрика, разговоры затянулись далеко за полночь, норвежская часть пути, подходя к концу, подарила нам знакомство с отличными людьми.

День 24. Драммен – Виллингсберг.

С трудом разлепив глаза, мы начали сборы и завтрак. Вообще-то в такое время пора бы уже обедать, пройдя половину запланированного на сегодня пути, но ночные посиделки скорректировали наш маршрут. Прощались долго, Ильга предлагала остаться еще на несколько дней, но мы-таки уехали. Дальше рассказывать особо нечего, после норвежско-шведской границы дорога ухудшилась, жара усилилась, скука от пустой прямой трассы неприятно удивляла, в Норвегии мы отвыкли от равнин.

Не захотев ночевать на обочине, стали искать кемпинг, но не очень удачно. В одном не было мест, в другом запросили много денег за оформление карты туриста, с третьей попытки заехали и заселились в домик, но особого комфорта не заметили. День завершился купанием в грязноватом озере и легким разочарованием.

День 25. Виллингсберг – Стокгольм.

Пробег по дороге на Стокгольм мог быть бы таким же унылым, как и вчерашний маршрут, но на счастье по пути есть город Седертелье. Там производят нежно любимые мною машины и поглазеть на заводские корпуса со знакомой до боли эмблемой было приятно. А еще мы шиканули в Макдональдсе, в Швеции это оказалось ненамного дороже, чем в России, но месяц фастфудного воздержания прошел не зря, картошка фри и бургеры были вкусны как в детстве.

Стокгольм встретил серыми бетонными коробками, постепенно переходящими в старинные дома удивительной красоты. В одном из таких зданий мы и поселились, жаль, пришлось проехать по пешеходной зоне, стыдно конечно, но тащить на себе кофры с мотопарковки было лениво.

Гостиница оказалась весьма самобытная, с постоянно курящей татуированной бабушкой на ресепшене. Захламив крохотную комнату кучей барахла, ушли гулять и с удивлением встретили в кебабной дружелюбного русскоговорящего араба, долгое время прожившего в Хабаровске. Кебаб, правда, оказался не очень, но это уже придирки)
P-20180718-230402.jpg
Дошли до местного Хард Рок Кафе, но ужинать решили чипсами и пивом на лавочке у фонтана. Место тоже нескучное, часть скамеек занимали праздношатающиеся граждане, на остальных же возлежали весьма ароматные бомжи, так себе соседство, но свобода же…

День 26. Стокгольм – паром на Таллин.

Встали рано, около пяти утра, и не пожалели: город радовал прохладой и отсутствием толп туристов. Побродив пару часов и устроив фотосессию возле королевского дворца, теперь уже со шведскими гвардейцами, спустились в метро и провели там все оставшееся время. Жаль, его было немного, в четыре часа вечера нас ждал паром в Эстонию и многие станции осмотреть не получилось, но метро Стокгольма – это нечто! Многие станции просто вырублены в скале, некоторые сделаны как причудливые музеи, а одну из станций словно разрисовали воспитанники детсада. Единственный минус шведской подземки – лютый холод.
P-20180719-094207.jpg
P-20180719-112858.jpg
P-20180719-122426.jpg
Наевшись жареной селедки с картошкой – фирменного стокгольмского фастфуда, - и добив его теперь уже вкусным кебабом, побежали выселяться из отеля, время поджимало. Вчерашний маневр по пешеходной улице не дал повторить полицейский на гироскутере, молниеносно материализовавшийся после звонка визгливой официантки из кафе. Страж порядка надувал щеки, грозился огромным штрафом, жаловался в рацию на проблемы с русскими и требовал международные права, но мы старательно прикидывались шлангами, абсолютно не понимая английский. В итоге слуге закона это надоело, он вернул права и уехал, потребовав выкатывать мот от гостиницы вручную, не заводя мотор.
P-20180718-181204.jpg
Дорога до парома пролетела быстро, и вот мы уже заезжаем в громаду корабля. Припарковав Трансальпа в носовой части и притянув его ремнем к палубе, пошли искать нашу каюту. Путешествие оказалось небыстрым, от края до края парома - минут пятнадцать пешей ходьбы, зато двухместная каюта эконом-класса оказалась весьма уютной, а душевую получилось использовать вместо кухни, на сливной решетке прекрасно разместилась горелка с котелком.
IMG-20180719-183226.jpg
После ужина были долгие прогулки по нескольким палубам и любование фантастическим балтийским закатом. Небо разошлось настолько, что даже бывалая и много чего повидавшая команда парома вышла на палубы с телефонами и фотоаппаратами. К ночи сильно похолодало, и маленькие островки справа и слева от нашего судна стали скрываться в тумане. Пора и нам скрываться в каюте, до дома остается совсем немного, но в следующей части мы вновь отдалимся от него, нас ждет Прибалтика, Калининград и белорусские друзья. До встречи и спасибо за внимание!

P-20180719-224123.jpg
P-20180719-224844.jpg

Как заново посетил Норвегию :good3:

https://bikepost.ru/...#comment1779746

Заключительная часть дописана.
Фотография
Сумрак
29 Jan 2019 12:28

Прям чую, как скучает Скандинавия по мне.